Сегодня 19 апреля 2024
Медикус в соцсетях

Заболевания → Интеллектуальная недостаточность при общих недоразвитиях речи (синдромы алалии)

 
Одной из распространенных форм речевой патологии, кото­рой, как правило, сопутствует интеллектуальная недостаточ­ность, является «недоразвитие речи» или «алалия».Этими терминами обозначают отсутствие или врожденное недоразвитие всех сторон речи в связи с поражением мозговых механизмов в период, предшествующий ее появлению. В зарубежной литературе эти расстройства известны под названием «врожденная афазия», «афазия развития», «конституциональная за­держка развития речи». Недоразвитие речи (алалия) чаще встречается в форме моторной алалии, при которой преобла­дает недоразвитие экспрессивной речи. Клиника и динамика речевого и интеллектуального развития при этом имеет свои особенности на разных возрастных этапах.<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />
В раннем детском возрасте наблюдается отсутствие лепе­та, резкое запаздывание речевых реакций. Первые слова воз­никают лишь с 2—3 лет, а иногда позднее. Фразовая речь  появляется к 5—6 годам и состоит из упрощенных предложе­ний, включающих 2—3 слова. Обнаруживаются грубые на­рушения всех сторон речи: бедность словарного запаса, рас­стройства звукопроизношения, искажение структуры слова и грамматического оформления фразы. Важной особенностью речи этих детей является выраженный разрыв между импрессивной и экспрессивной сторонами речи: при наличии понимания обиходных фраз ребенок почти не владеет само­стоятельной речью. В дошкольном возрасте дети обнаружи­вают известную интеллектуальную продуктивность, которая диссоциирует с почти полным отсутствием речи. Они прояв­ляют интерес к играм, неплохо ориентируются в быту, овла­девают навыками самообслуживания. Их эмоции и привязан­ности достаточно дифференцированы. Как показывают наши исследования, в млад­шем школьном возрасте продолжают превалировать речевые расстройства, остается разрыв между импрессивной и экс­прессивной речью. С началом обучения выявляются специфи­ческие расстройства чтения и письма, отражающие расстрой­ства устной речи: дети медленно усваивают написание букв, путают и плохо запоминают сходные по звучанию фонемы, затрудняются при написании окончаний, безударных глас­ных, слов со стечением согласных, в согласовании слов и в написании предлогов.
Дальнейшая возрастная динамика речевого недоразвития характеризуется постепенным сглаживанием речевых рас­стройств, некоторым обогащением словарного запаса, умень­шением фонетических и грамматических ошибок в устной ре­чи и письме. Однако и у учащихся старших классов «специализированной школы еще остаются дефекты в произ­ношении, грамматическом строе устной и письменной речи, в понимании и написании сложных логико-грамматических конструкций. Если интеллектуальная недостаточность в до­школьном возрасте маскируется речевыми расстройствами, то в школьном возрасте она выступает достаточно, отчетливо и выражается в бедном запасе сведений об окружающем, замедленном формировании понятий о форме, величине пред­метов, счетных операциях, неспособности к пересказу прочитанного. У детей преобладает конкретно-образный тип мышления, слабо выражена способность к речевым абстракциям. В школе они плохо успевают не только по русскому языку, но и по математике.
Интеллектуальная недостаточность проявляется также в инертности психических процессов, трудной переключаемости, выраженной истощаемости и пресыщаемости, нарушени­ях активности и побуждений. Поведение их характеризуется незрелостью, недостаточным пониманием социальных требо­ваний, повышенной тормозимостью при предъявлении им ре­чевых заданий. Таким образом, детям с недоразвитием речи по типу алалии свойственна интеллектуальная недостаточ­ность, которая, однако, отличается от дефекта при типичной умственной отсталости (олигофрении), не сочетающейся с грубым недоразвитием речи. Подтверждением этого являете» не только способность этих детей выполнять задания по кон­структивной деятельности, образованию понятий в безрече­вых тестах, но и недоступный олигофренам содержательный характер тех видов деятельности, которые не требуют значи­тельного участия речи (рисование, лепка, некоторые игры). Основным отличием является более высокий уровень «практи­чески-действенного» и «бессло­весного» наглядно-образного мышления.
При наличии неплохого уровня практически действенного и наглядно-образного мышления абстрактно-логический уро­вень мышления, неразрывно связанный с внутренней речью, оказывается недостаточным. Особенностью структуры дефек­та являются также его неравномерность, мозаичность. Зна­чительное место в нем принадлежит общеорганическим пси­хопатологическим проявлениям: нарушению темпа, направ­ленности и переключаемости психических процессов, расстройствам активного внимания и памяти. Таким обра­зом,, психический дефект при нерезко выраженном общем недоразвитии речи может рассматриваться как особый вид пограничной интеллектуальной недостаточности, в генезе ко­торого, помимо раннего повреждения церебральных струк­тур, важная роль принадлежит нарушению внутренней речи, а также фактору социальной депривации в связи с дефици­том речевого общения.
 
О лечении и профилактике данного заболевания читайте в разделе: Психиатр