Сегодня 16 апреля 2024
Медикус в соцсетях

Заболевания → Интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами воспитания и дефицитом информации с раннего детства

 
В советской литературе эта группа пограничной интеллекту­альной недостаточности рассматривается в рамках сборной неклинической группы педагогической запущенности» или «микросоциально-педагогической запущенности». В немецкой литерату­ре она обозначается как просто «запущенность». К микросоциально-педагогической запущенности мо­гут привести разные факторы. Среди них большое место за­нимают факторы воспитания ребенка в семьях умственно от­сталых и примитивных родителей, воспита­ние в условиях «порочной эмоциональной ситуации» (фру­страции), в конфликтных семьях, в семьях, где отсутствует один из родителей, или воспитание в чужих семьях, где создаются условия безнадзорности. Микросоци­ально-педагогическая запущенность и нарушения школьной адаптации могут возникать у детей с потенциально сохран­ными интеллектуальными способностями, но с проявлениями патологии поведения как следствия конституциональных или приобретенных нарушений формирующейся личности и ха­рактера.<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />
В основе микросоциально-педагогической запущенности лежит социальная незрелость личности и недостаточность таких ее высших компонентов, как система интересов и идеа­лов, нравственных установок, которые, по мнению психоло­гов, обусловлены исключительно социально. Отсутствие или недостаточная сформированность интеллектуальных интере­сов, потребности в труде, недостаточность чувства долга, от­ветственности, незрелость и искаженное понимание нравст­венных обязанностей ведут к отклонениям в поведении и отказу от посещения школы, нежеланию учиться, стремле­нию к легкой жизни, непосредственому удовлетворению эле­ментарных интересов, пренебрежению обязанностями. Ин­теллектуальная недостаточность у этих детей и подростков проявляется в более или менее выраженном недостатке объ­ема знаний, представлений, которые должны иметься у ребен­ка данного возраста, при наличии достаточной способности к обобщению, умения использовать помощь в выполнении тех или иных заданий, хорошей ориентировки в повседневной жи­тейской ситуации. Вместе с тем структура интеллектуальной недостаточности при микросоциально-педагогической запу­щенности не ограничивается только недостатком объема зна­ний, но включает относительно бедную, неразвитую речь с преобладанием «речевых штампов», бедность интеллекту­альных интересов, недостаточность высших потребностей и установок личности.
Картина интеллектуальной недостаточности значительно усложняется и может приобретать патологический характер при сочетании микросоциально-педагогической запущенности с легкими проявлениями нарушения психического развития или негрубой резидуальной церебрально-органической недо­статочностью. В этих случаях отграничение от ядерной умст­венной отсталости становится более сложным, хотя психопа­тологическая структура интеллектуальной недостаточности в описываемой группе значительно отличается от структуры интеллектуального дефекта при олигофрении. Интеллек­туальная недостаточность, связанная с дефектами воспита­ния и дефицитом информации, обнаруживает особую зави­симость от микросоциально-средовых факторов и выражен­ную тенденцию к сглаживанию, ликвидации интеллектуаль­ных отклонений с возрастом. Данная группа интеллектуаль­ной недостаточности может вести к нарушениям социальной адаптации, однако советские психиатры не склонны рассмат­ривать ее как форму клинической патологии.
О лечении и профилактике данного заболевания читайте в разделе: Психиатр