Сегодня 20 апреля 2024
Медикус в соцсетях

Заболевания → Искаженное психическое развитие с интеллектуальной недостаточностью (вариант синдрома раннего детского аутизма)

 
В ряде случаев у детей с ранним аутизмом при отсутствии выраженного недоразвития мышления и речи возможны вто­ричные состояния интеллектуальной недостаточности, выяв­ляемые обычно при начале школьного обучения. В их основе лежит не столько недоразвитие познавательной деятельности, сколько свойственные этим детям особенности личности, ре­чи, моторики, в частности недостаточная потребность в кон­такте с окружающими, слабость побуждений, эмоциональная невыразительность, низкая речевая активность, незрелость общей и тонкой моторики, а также недостаточность активно­го внимания. Дополнительным источником затруднений в ус­воении этими детьми школьной программы является часто наблюдаемая у них недостаточная сформированность высших корковых функций (пространственный синтез, праксис, гнозис). В развитии этих специфически человеческих функций большое значение имеют активный сенсорный и практический опыт и тренировка. Слабость активного внимания и реакции на окружающее у детей с ранним аутизмом затрудняет вы­работку и автоматизацию этих функций, а, следовательно, снижает возможности усвоения таких школьных навыков, как чтение, письмо, счет.<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />
Дифференциальный диагноз вторичной интеллектуальной недостаточности при раннем детском аутизме и олигофрении основывается на структурном анализе всей клинической кар­тины и главным образом на особенностях деятельности и по­ведения больного. Для детей с ранним аутизмом характерна выраженная диссоциация между уровнем развития способ­ности к обобщению и продуктивностью деятельности. За счет сохранной памяти у них может быть значительно больший запас знаний, навыков и умений, чем тот, который они ис­пользуют. Об этом свидетельствуют особенности спонтанного поведения ребенка, его ориентированность в окружающем при выраженном аутизме, характер отдельных поступков, «прорывы речи», говорящие об ее достаточной лексической и семантической сформированнсти.
У умственно отсталых имеется известное соответствие между речевыми возможностями (уровнем речевого разви­тия) и ее активным использованием. У больных с ранним детским аутизмом наблюдается диспропорция между имею­щимися возможностями речевого общения и отсутствием или сниженной потребностью в речевом контакте. Диспропорция между активным и пассивным словарем у них также, более выражена, чем у детей с истинной умственной отсталостью. Диагностическое значение имеют и особенности игровой деятельности детей с ранним аутизмом. Однообразный, сте­реотипный характер игр сближает их с играми больных олигофренией. Однако при детском аутизме игры отличаются недостаточностью эмоционального компонента и выражен­ным отрывом от реальности. В более легких случаях синдро­ма раннего аутизма психологическое исследование выявляет неравномерность достижений и ответов; наряду с элементар­ными, конкретными могут иметь место и обобщения высокого уровня.
Динамика и прогноз интеллектуальных нарушений при раннем детском аутизме зависят от характера и динамики заболевания, в рамках которого он проявляется. Прогности­чески менее благоприятны формы аутизма, которые являют­ся возрастным этапом шизофренического процесса. Более благоприятны варианты, рассматриваемые в рамках форми­рующихся шизоидных психопатий и аутистических органических психопатий.
 
О лечении и профилактике данного заболевания читайте в разделе: Психиатр