Сегодня 18 апреля 2024
26 октября 2020

Ученые доказали, что физические упражнения замедляют рост раковых клеток

У больных раком, которые занимаются спортом, прогноз обычно лучше, чем у неактивных пациентов. Теперь исследователи из Каролингского института в Швеции нашли вероятное объяснение того, почему упражнения помогают замедлить развитие рака: физическая активность изменяет метаболизм цитотоксических Т-клеток иммунной системы и тем самым улучшает их способность атаковать раковые клетки. Исследование опубликовано в журнале eLife .

Предыдущие исследования показали, что физическая активность может предотвратить нездоровье, а также улучшить прогноз некоторых заболеваний, включая различные формы рака. Однако до сих пор неизвестно, как именно упражнения оказывают защитное действие против рака, особенно когда речь идет о биологических механизмах. Новое правдоподобное объяснение, основанное на результатах исследования, состоит в том, что физическая активность активирует иммунную систему и, таким образом, укрепляет способность организма предотвращать и подавлять размножение раковых клеток.

В новом исследовании ученые из Каролингского института расширили эту гипотезу, изучив, как цитотоксические Т - клетки иммунной системы, то есть белые кровяные клетки, специализирующиеся на уничтожении клеток рака, реагируют на упражнения.

Специалисты проверили свою гипотезу на лабораторных мышах. Для этого они разделили мышей с раком на две группы и позволили одной группе регулярно тренироваться на прялке, в то время как другая оставалась неактивной. Результат показал, что рост рака замедлился, и снизилась смертность у обученных животных по сравнению с нетренированными.

Затем исследователи изучили важность цитотоксических Т-лимфоцитов путем введения антител, которые удаляют эти Т-клетки, как обученным, так и нетренированным мышам. Антитела нейтрализовали положительный эффект упражнений как на рост раковых клеток, так и на выживаемость, что, по мнению исследователей, демонстрирует значение этих Т-клеток для подавления рака, вызванного упражнениями.

В ходе эксперимента ученые взяли  образцы Т-клеток, крови и тканей после тренировок и измерили уровни общих метаболитов, которые вырабатываются в мышцах и выводятся в плазму в больших количествах во время нагрузки. Некоторые из этих метаболитов, такие как лактат, изменяют метаболизм Т-клеток и повышают их активность.

Кроме того, исследователи изучили, как эти метаболиты изменяются в ответ на упражнения у людей. Они взяли образцы крови у восьми здоровых мужчин после 30 минут интенсивной езды на велосипеде и заметили, что те же метаболиты, вызванные тренировкой, выделяются и у людей.

По мнению ученых, исследование доказало, что физические упражнения влияют на выработку нескольких молекул и метаболитов, которые активируют иммунные клетки, борющиеся с раком, и тем самым подавляют его развитие.