Сегодня 19 апреля 2024
26 мая 2021

Ученые создали клеточный образец здоровых легких

Основная функция легких — облегчить перенос кислорода в кровоток. Решающее значение для этой жизнедеятельности имеют эндотелиальные клетки, выстилающие кровеносные сосуды, проникающие в легкие и через которые происходит газообмен.

Неисправность этих клеток связана с рядом различных заболеваний, включая ХОБЛ ( хроническое обструктивное заболевание легких ), легочный фиброз и легочную гипертензию. И пандемия COVID-19 подняла важные вопросы об этих клетках: почему некоторые клетки эндотелия, особенно у пожилых людей, более восприимчивы к травмам от болезни?

Ранее считалось, что все эндотелиальные клетки легких относительно одинаковы.  В новом исследовании многонациональная группа ученых под руководством профессора Камински (Йельский университет) и  проект Human Cell Atlas, международная инициатива по описанию всех клеток человеческого тела, изучили различные характеристики этих относительно малоизученных клеток.

При анализе здоровых тканей легких в 15000 эндотелиальных клетках, полученных от 73 человек, они создали справочную карту эндотелиальных клеток в легких, которая поможет медикам идентифицировать специфические аномалии, возникающие при множестве заболеваний легких, включая COVID-19.

Результаты работы опубликованы в журнале Circulation .