Сегодня 19 апреля 2024
Медикус в соцсетях
 
Задать вопрос

ЗАДАТЬ ВОПРОС РЕДАКТОРУ РАЗДЕЛА (ответ в течение нескольких дней)

Представьтесь:
E-mail:
Не публикуется
служит для обратной связи
Антиспам - не удалять!
Ваш вопрос:
Получать ответы и новости раздела
20 июля 2004 11:55   |   Бейтс У.Г. – как обрести хорошее зрение без очков. Санкт-Петербург. 2002.

Лечение в школах: методы, обманувшие надежды

 
Причины и профилактика миопии представляют собой область офтальмологии, которой посвящается наибольшее число исследований и дискуссий; даже проблема аккомодации привлекает к себе меньшее внимание специалистов. В свое время было выдвинуто предположение о том, что гиперметропию вызывает врожденная деформация глазного яблока. С тех самых пор и до недавнего времени, когда астигматизм тоже стали по большей части рассматривать как врожденное состояние, никому и в голову не приходило пытаться объяснить, почему все-таки развиваются эти заболевания, и почти никто не пытался разрабатывать какие-то меры для их профилактики. Миопия же, судя по всему, является приобретенным состоянием. Потому проблема возникновения и профилактики миопии представляется всем имеющей огромное практическое значение, и над ее решением долгие годы работали и работают многие выдающиеся специалисты.
В отношении частоты встречаемости миопии уже существуют обширные статистические данные, которые все время пополняются. Написано необозримое число книг. Но внимательное ознакомление со всей этой литературой едва ли может прояснить что-либо для человека, желающего разобраться в данной проблеме, а скорее повергнет его в состояние еще большей растерянности. Нельзя даже подсчитать точное число людей, жалующихся на миопию. И дело здесь не только в том, что до сих пор не выработаны единые стандарты и методы, но и в том, что никто из исследователей не учитывает непрерывной изменчивости рефракции, ошибочно рассматривая ее как нечто постоянное.
Тем не менее не вызывает сомнений тот факт, что к моменту поступления в школу большинство детей не страдает миопией; как частота, так и степень этого нарушения зрения неуклонно возрастает за время обучения. Работой, которая впервые привлекла всеобщее внимание к этому вопросу, можно считать исследование профессора Германа Кона (Hermann Cohn) из Германии. Он обследовал зрение более чем десяти тысяч детей и обнаружил следующее: в Realschulen миопией страдало менее 1% учащихся, в гимназиях — 30 — 35%, а в профессиональных школах — 53 — 64% учащихся. Впоследствии исследования такого рода проводились во многих городах Европы и Америки, и результаты во всех случаях были примерно одинаковы.
Все специалисты сошлись во мнении, что миопия возникает из-за чрезмерной нагруженности глаз, работой на близком расстоянии. Правда, исходя из теории, отводящей центральную роль в аккомодации хрусталику, трудно объяснить, почему такие последствия вызывает именно работа на близком расстоянии. А вот если считать, что аккомодация делается возможной благодаря удлинению глазного яблока, то легко понять, почему чрезмерные аккомодативные усилия приводят к постоянному его удлинению. Но почему же при осуществлении аккомодации вся нагрузка ложится на хрусталик, а изменения затрагивают не его, а глазное яблоко? Было сделано множество попыток объяснить этот феномен, но ни одну из них нельзя признать удовлетворительной.
Что же касается детей, то многие специалисты предлагали такую теорию: в детском возрасте оболочки глаза бо­лее податливы, чем в зрелые годы, и потому они не выдерживают того внутриглазного давления, которое, как предполагалось, обязательно возникает при работе на близком расстоянии. Если у пациентов изначально имелись иные формы нарушения рефракции, например, гиперметропия или астигматизм, которые принято было считать врожденными, то развитие у таких больных миопии объясняли воздействием раздражения и напряжения, неизбежно сопровождающих аккомодативное усилие, направленное на то, чтобы видеть все более четко. Когда же требовалось объяснить, почему миопия возникла у взрослого человека, эти объяснения слегка модифицировали, чтобы сделать их подходящими к конкретному случаю. Правда, известен был и тот факт, что миопию нередко можно обнаружить у крестьян или других людей, никогда не занимающихся мелкой работой, при которой необходимо рассматривать что-то на близком расстоянии. Чтобы каким-то образом учесть и этот факт, решено было подразделить миопию на две формы: происхождение одной из этих форм объясняли работой глаз на близком расстоянии, а ко второй отнесли все случаи, к которым не подходило это объяснение, для удобства приписав их влиянию наследственных факторов.
Отказаться от системы образования представлялось невозможным, и потому попытались хотя бы свести к минимуму это гипотетическое вредное воздействие чтения, письма и других занятий, являющихся необходимыми составляющими образовательного процесса. Специалисты со всей тщательностью разрабатывали правила, детально регламентирующие размер шрифта, допустимого в школьных учебниках, длину строк и интервалов между ними, расстояние, на котором нужно держать книгу, интенсивность освещения и расположение источников света, конструкцию школьных парт, время, в течение которого можно использовать глаза, не меняя фокуса, и так далее и тому подобное. Изобрели даже специальные подставки для подбородка: с их помощью предполагалось добиваться того, чтобы расстояние от глаз ребенка до парты оставалось неизменным, а дети не сутулились (принято думать, что сутулость приводит к скоплению крови в глазном яблоке, что способствует его удлинению). И немцы со всем своим прославленным педантизмом действительно применяли эти пыточные приспособления. Сам профессор Кон никогда не позволял своим детям писать без этих подставок, «даже если они сидели за партой самой совершенной конструкции, какую только можно себе представить».
Результаты всех этих профилактических мер оказались совершенно неутешительными. Кое-кто отмечал незначительное снижение распространенности миопии среди учащихся тех школ, которые последовали всем разработанным рекомендациям. Но, в общем, и целом попытку устранения вредных воздействий образовательного процесса следовало признать неудавшейся.
Дальнейшее изучение этой проблемы лишь еще больше ее усложнило. Правда, постепенно стали стихать обвинения системы образования в том, что она повинна в развитии у детей миопии. Например, из Американской энциклопедии офтальмологии (American Encyclopedia of Ophthalmology) мы можем узнать, что «теория, согласно которой причиной миопии служит расположение объекта работы на близком расстоянии от глаз, усугубляемое неблагоприятными условиями освещения, постепенно опровергается данными статистики».
В нескольких тщательно отобранных школах Лондона проводились исследования, призванные обнаружить какую-либо зависимость качества зрения учащихся от различных гигиенических, социальных и расовых факторов. В результате было установлено, что дети, которые занимались в хорошо освещенных классных комнатах, страдали миопией чаще, чем те, которые учились в худших условиях, хотя у последних миопия достигала более высокой степени.
Кроме того, эти исследования показали, что миопия с равной частотой встречается и в школах, где учащиеся много времени уделяют работе на близком расстоянии, и в школах с более «щадящим» для глаз режимом. Вообще, несмотря на то, что все дети пребывают примерно в равных условиях, миопия развивается только у некоторых из них. При этом даже у одного ребенка миопическим может стать только один глаз, в то время как второй останется здоровым. Теория, приписывающая развитие миопии каким-либо внешним воздействиям, никак не может объяснить, почему эти самые воздействия портят зрение одного человека, но не оказывают влияния на зрение другого и почему они могут привести к развитию миопии в одном глазу, «пощадив» второй.
Согласовать эти факты с существующими теориями было весьма затруднительно, поэтому специалисты стали склоняться к тому, чтобы объяснять возникновение миопии наследственными факторами. Но и для этой точки зрения не нашлось сколько-нибудь удовлетворительных доказательств. Зато есть весьма убедительный аргумент «против»: представители первобытных культур, всю жизнь обладавшие прекрасным зрением, будучи помещенными, в условия цивилизации, становились близорукими так же быстро, как и все другие люди; подобное, например, произошло с индейцем из Карлайлского института.
Распространенность миопии, невозможность удовлетворительно объяснить ее причины и найти средства для ее профилактики — все это заставило некоторых специалистов заключить, что удлинение глазного яблока является естественным физиологическим механизмом приспособления к условиям цивилизации. Против такой гипотезы можно выдвинуть два серьезных возражения. Во-первых, миопический глаз даже на близком расстоянии не видит так же хорошо, как нормальный. Во-вторых, миопия часто прогрессирует, приводя к весьма серьезным последствиям, вплоть до слепоты.
Если миопия представляет собой попытку природы приспособить глаз к условиям цивилизации посредством удлинения глазного яблока, то эту попытку никак нельзя считать удачной. Многие специалисты, как известно, признают существование двух видов миопии: менее вредного физиологического и патологического. В каждом конкретном случае невозможно определить, будет ли миопия прогрессировать. Поэтому отнесение миопии к одному из этих видов, даже если оно окажется правильным, может представлять лишь академический интерес, но не практический.
На протяжении веков исследователи двигались в неверном направлении, обнаруживая все больше противоречий, и, в конце концов, это привело их в отчаяние. Если же рассмотреть эту проблему в ее истинном свете, то она предстанет совсем простой. Ведь целью всех этих попыток было уменьшение напряжения, которому подвергается глаз при выполнении работы на близком расстоянии; при этом никто не вспоминал о том усилии, которое совершает человек, пытающийся рассмотреть удаленные объекты, и никто не учитывал влияния психического напряжения, которое и лежит в основе напряжения зрительного.
Дети в первобытных племенах и дети цивилизованные развиваются в разных условиях; в конце концов, последние овладевают навыками письма и читают книги, чего не делают «нецивилизованные» дети. Образовательный процесс подразумевает, что по несколько часов в день дети. Проводят в четырех стенах, в обществе преподавателей, которые бывают порой нервными и раздражительными.
Более того, ребенка могут заставлять на протяжении долгого времени оставаться в одном и том же положении. Дети должны изучать множество вещей, которые нередко преподносятся им в мало увлекательной форме. И при всем при этом им приходится гораздо больше беспокоиться о хороших оценках и одобрении взрослых, чем о том, чтобы узнавать что-то новое для себя.
Одни дети лучше приспосабливаются к этим противоестественным условиям, чем другие. Но у многих не хватает сил, чтобы выдержать это напряжение. В результате школы становятся настоящими рассадниками не только миопии, но и многих других нарушений зрения.
 

Поделиться:




Комментарии
Смотри также
23 июля 2004  |  13:07
Контактные линзы – немного истории
Идея применять линзы, находящиеся в прямом контакте с глазами не нова. Еще в 1508 г. Леонардо да Винчи описал линзу, которая при помещении на глаз должна была изменить оптические свойства глаза. Есть даже рисунок "Глаз с надетой на него ванночкой, заполненной водой". Триста лет спустя, в 1827 г., английский астроном Джон Гершель описал стеклянную контактную линзу, изготовленную так, чтобы ее форма соответствовала форме глаза.
15 июля 2004  |  12:07
Синдром продвинутого пользователя. Зри в корень.
С большей серьезностью пользователи относятся к вреду, который причиняет монитор. Каждый хотя бы раз сталкивался с тем, что после нескольких часов работы за компьютером глаза начинают слезиться и возникает ощущение рези. Большинство непосвященных пользователей считают, что главный вред для глаз заключается в ионизирующем излучении (или электромагнитном излучении низкой или сверхнизкой частоты).
12 июля 2004  |  11:07
Мир, отраженный в детских глазах
Зрение - исключительно важная функция организма. Благодаря зрению человек видит окружающий мир и себя в нем. Именно зрение позволяет нам воспринимать прекрасное и уродливое, красочное и блеклое, яркое и тусклое, познавая мир во всем его разнообразии. От того, как видит ребенок, во многом зависит его развитие
09 июля 2004  |  12:07
Поза и астигматизм
Астигматизм — это состояние, при котором деформированные глазное яблоко и/или роговица искажают или затуманивают изображение на сетчатке. В некоторых случаях это искажение похоже на отражение в кривом зеркале, которое делает человека невероятно высоким и худым или коротким и толстым.
05 июля 2004  |  14:07
Ближний стресс и близорукость
Основной характеристикой близорукости является неясное расплывчатое видение удаленных объектов, хотя ближние человек видит отчетливо. Если вы близоруки, то ваши «корректирующие» линзы будут минусовыми. Чтобы удостовериться в этом, держите их в нескольких сантиметрах над страницей печатного текста.