Конгресс руководителей медицинских учреждений России и стран СНГ
30 мая – 1 июня 2013 года в Москве прошел Конгресс руководителей медицинских
учреждений России и стран СНГ, объединивший на дискуссионных площадках
На многочисленных сессиях и
семинарах Конгресса рассматривался широкий спектр вопросов, охватывающих все
сферы деятельности современного учреждения здравоохранения – от юридической
безопасности медицинской деятельности до решения кадровых вопросов и
организации работы с персоналом, от лицензирования деятельности ЛПУ до
разработки стратегии развития и маркетингового плана, от управления финансовой
деятельностью до принятия решения
Все ли решают кадры?
Деятельность современного ЛПУ напрямую зависит от компетенций его
сотрудников, начиная с младшего медперсонала и заканчивая руководством. Вопросы
управления персоналом, разработки систем переподготовки и мотивации поднимались
на Конгрессе много раз в различном контексте, несмотря на то, что для обмена
опытом по работе с персоналом была организована специальная секция. Эксперты и
участники дискуссий сошлись во мнении, что без выстраивания четкой системы
мотивации, адаптации, непрерывного обучения персонала работа медучреждения не
может быть
Кроме того, участники дискуссий отметили необходимость обучения
По данным Министерства здравоохранения РФ, в отрасли сложились грубые
кадровые диспропорции, и если дефицит врачей в России снизился в середине 2013
года до 40 тысяч человек, то дефицит средних медицинских работников вырос до
270 тысяч. Безусловно, проблема будет решаться и на государственном
уровне (программа «Земский доктор», целевой прием в медицинские вузы и средние
учебные заведения), но для каждого медучреждения кадровый вопрос становится и
локальной задачей: необходимо привлечь и удержать квалифицированных работников,
уберечь их от эмоционального выгорания, профессиональной усталости и
демотивации. Причем эксперты уверены, что проблема не решается в одночасье
одним лишь повышением заработной платы. Так, по мнению Александра
Иванова, главного редактора объединенной редакции Здравоохранение
Одной из ключевых метрик качества работы персонала, безусловно, является удовлетворенность пациентов. Однако объективно оценить качество оказанной медицинской помощи пациенты не в состоянии и традиционно оценивают внимание и заботу, проявленные сотрудниками медцентра. Главный врач ООО «Он Клиник» Ольга Степура привела интересную статистику: 68% случаев невозвращения клиентов в клинику связаны как раз с невнимательным отношением к ним сотрудников, и лишь 14% случаев основаны на некачественном оказании услуг. А обеспечение качества, подчеркнула Ольга Степура, является результатом системных управленческих решений и процессов, т.к. не более 10−15% проблем обеспечения качества связано с индивидуальными ошибками врача и персонала. С этим утверждением согласились и остальные эксперты. Например, президент Общероссийской общественной организации «Лига защитников пациентов» Александр Саверский заявил, что популяризации непривычной пока для российских клиник «практики извинений», сокращение проявлений грубости и хамства может заметно уменьшить количество судебных исков, предъявляемых к ЛПУ.
Эксперты сошлись во мнении: для того, чтобы быть в состоянии соответствовать ожиданиям самых требовательных пациентов, необходимо осваивать и внедрять принципиально новые технологии – как медицинские, так и организационные.
А тем временем неудовлетворенность российских пациентов качеством оказываемой медицинской помощи и предоставляемых услуг, недоверие к отечественной системе здравоохранения вызвало бурное развитие в последние годы медицинского туризма. Михаил Плисс, менеджер Отдела по работе с организациями здравоохранения Microsoft Russia, оценил сумму, ежегодно расходуемую отечественными пациентами на лечение за рубежом, в 7 млрд долларов.
Финансы: как выжить в новых условиях?
Финансовый вопрос традиционно является одним из самых болезненных и «горячих». Поэтому вопросы управления финансовой деятельностью ЛПУ вызвали жаркие споры и оживленные дискуссии. Участники Конгресса получили уникальную возможность обменяться опытом с коллегами из других регионов или из медучреждений с другими формами собственности.
Ирина Рыбальченко, начальник Негосударственного учреждения
здравоохранения
Как отметил Александр Солонин, председатель Ассоциации частных клиник
Тенденции в развитии здравоохранения зарубежных стран: в тренде ли Россия?
Достаточно много времени участники Конгресса уделили изучению международного опыта по обеспечению конкурентоспособности медицинских учреждений.
В работе мероприятия, помимо руководителей сферы здравоохранения из регионов России, приняли участие специалисты из ближнего зарубежья, в том числе представительная делегация из Казахстана. Как отметили эксперты, во многих сферах медицины Казахстану удалось продвинуться намного дальше, чем России, поэтому опыт этой страны может быть очень интересен и полезен российским руководителям. Так, Айжан Садыкова, президент РОО «Национальная медицинская ассоциация» Республики Казахстан, рассказала о роли профессиональных медицинских ассоциаций в реформе здравоохранения, в вопросах управления ЛПУ, в предупреждении конфликтов и разрешении споров.
Лариса Попович, директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ, рассказала о международных системах метрик, позволяющих оценить развитие здравоохранения разных стран – индексе развития человеческого потенциала, принятом в ООН, рейтинге «Общий уровень здоровья наций» агентства Bloomberg, оценкой Euro Health Consumer Index 2012 и др.
Исследования мировых рейтинговых агентств показывают, что врачи всех ведущих развитых стран имеют серьезные претензии к существующим медицинским моделям и уверены, что их нужно радикально изменять. Так высказались 71% канадских медработников, 69% американских и 68% английских.
Ссылаясь на данные исследования американской неправительственной организации Commonwealth Fund, Лариса Попович отметила, что США среди семи ведущих стран мира показали последний результат в рейтинге эффективности систем здравоохранения. И это несмотря на самые высокие затраты на душу населения, связанные с медициной.
Россия же в общемировых рейтингах занимает более чем скромную позицию. Например, в рейтинге «Индекс развития человеческого потенциала», составленном ООН, наша страна занимает 55 строчку из 187 возможных.
Главными вызовами для России являются высокие уровни преждевременной смертности, особенно в трудоспособном возрасте, высокие уровни хронической заболеваемости, распространенность факторов риска и низкая приверженность населения к здоровому образу жизни, считает Лариса Попович. Вступление России в ВТО и , в дальнейшем, в ОЭСР, потребует пересмотра принципов оценки и контроля за деятельностью медицинской сети. Эффективным инструментом улучшения системы охраны здоровья российского населения может стать создание и ведение разнообразных рейтингов и ренкингов.
Однако, как заявила Людмила Кочеткова,
По мнению экспертов, в России необходимо организовать постоянную систему рейтингов, способную влиять на восприятие населением текущей ситуации в социальной сфере.
Все три дня работы Конгресса были интенсивными и насыщенными. На заседаниях
тематических секций и круглых столах были также затронуты ключевые вопросы
управления государственными и частными медучреждениями, реализации проектов в
области
Мероприятие организовано ГК «Открытый диалог».
Елизавета Макарова
Добавить комментарий