Сегодня 26 апреля 2024
Медикус в соцсетях

Заболевания → Интеллектуальная недостаточность при слепоте и слабовидении, возникших в раннем детстве

 
Вопрос об особенностях мышления и уровне интеллектуаль­ного развития слепых и слабовидящих детей изучен недоста­точно. Исследования, проведенные в последние годы подтверждают мнение старых авторов о том, что потенциальные возможности интеллектуальной деятельности в условиях недоразвития зрительной функции снижены. У слепых детей задержка интеллектуального раз­вития выражается в виде более позднего формирования пер­вичного обобщения, дефицита информации и замедления раз­вития познавательных процессов. Качественные особенности интеллектуальной недостаточности у слепых и слабовидящих детей проявляются в особенностях мышления, речи и других предпосылок интеллектуальной деятельности. У них обнару­живается известная слабость абстрактного мышления и пре­обладание чувственно-образного способа суждения. По срав­нению со зрячими их представления и знания о предметах реального мира схематичны, скудны, не отражают полностью существенных признаков.<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />
Часто речь формируется с задержкой на 1—2 года. Вместе с тем, сформировавшаяся речь нередко бывает более богатой по лексике, чем у зрячих сверстников. По структуре и инто­нациям она напоминает речь взрослых. Отмечается склон­ность к рассуждательству, разрыв между относительно бо­гатым словарным запасом и фактическими знаниями ребен­ка. Слова часто не выражают истинного, конкретного их значения. Это, по-видимому, связано с особыми условиями формирования речи у слепых детей в условиях преоблада­ния слухового подражания в отрыве от непосредственного чувственного опыта. С этим связаны также такие особенно­сти интеллекта, как формальность мышления, преобладание общих, неконкретных знаний, недостаточно адекватное использование понятий, словесных обозначений. Речевая функ­ция отличается большой хрупкостью и истощаемостью. Изме­нение привычного жизненного стереотипа, например поступ­ление в школу, часто вызывает нарушения ее в виде элективного мутизма, регресса речи (возвращение к этапу эгоцентрической речи, лепету и пр.).
У слабовидящих детей в период начала обучения могут возникать специфические затруднения в овладении навыками письма и чтения. Нечеткость, узость восприятия ведут к труд­ностям узнавания предметов, их формы, внешних признаков. Дети не видят строк, путают сходные по начертанию буквы, что мешает овладению техникой чтения, пониманию содер­жания читаемого. Смешение цифр по начертанию препятст­вует овладению процессами счета и решению задач. В обыч­ных условиях обучения эти дети не видят написанного на школьной доске, таблице, у них быстро наступает утомление и снижение работоспособности. По мнению некоторых авто­ров, у слепых и слабовидящих детей имеется несовершенство пространственных представлений, у них нет чувства перспективы, объема. Слепота тормозит двигательную активность ребенка. Малоподвижность, вя­лость, медлительность и возникающие на этом фоне двига­тельные стереотипии являются характерными особенностями психомоторики слепых детей. Задержка развития моторики и пространственных представлений обусловливает замедлен­ное формирование навыков самообслуживания, которые ча­сто оказываются несформированными к периоду школьного обучения. Позднее овладение практическими навыками свя­зано также с условиями воспитания по типу гиперопеки.
Патопсихологическое исследование выявляет у этих де­тей такие особенности психической деятельности, как вяз­кость, обстоятельность мышления, склонность к детализации,, инертность психических процессов, их замедленность, малую активность и повышенную истощаемость. Однако, несмотря на описанные нарушения психической деятельности, наблю­дается неплохая «вырабатываемость» в процессе деятельно­сти, которая значительно повышает общий итог выполнения заданий. В отличие от детей с нарушениями слуха у слепых часто отмечается высокий уровень развития вербальной па­мяти, что имеет значение для компенсации нарушений функ­ции зрения в процессе обучения.
Так же как у глухих и тугоухих детей, у слепых наблю­дается своеобразный парциальный психический инфантилизм: выраженная зависимость от матери, склонность к одиноче­ству, фантазированию, негативизму, боязнь всего нового. Возникающие в период начала школьного обучения у этих детей невротические расстройства относятся некоторыми ав­торами к «неврозам адаптации» и связываются с задержкой возрастного созревания, перегрузкой нервной системы раз­дражителями во время смены динамического стереотипа, из­менениями функции общения, а также эмоциональной депривацией, которую испытывают дети при отрыве их от семьи. Возникнове­нию интеллектуальной недостаточности при дефектах анали­заторов и органов чувств способствует отсутствие своевре­менного и полноценного дефектолого-педагогического (сурдологического и тифло-педагогического) воздействия. В струк­туре интеллектуального дефекта у этих детей преобладает недостаточность тех функций, в развитии которых ощущениям и представлениям, связанным с дефектным анализатором, принадлежит важная или ведущая роль.
 
О лечении и профилактике данного заболевания читайте в разделе: Психиатр