Сегодня 28 апреля 2024
Медикус в соцсетях

Заболевания → Пограничные формы интеллектуальной недостаточности, в том числе задержки темпа психического развития

 
К этой группе расстройств относятся различные по этиоло­гии, патогенезу и клиническим особенностям состояния лег­кой интеллектуальной недостаточности, занимающие проме­жуточное положение между олигофренией и интеллектуаль­ной нормой. Рамки этой группы в значительной степени определяются социальными критериями, в частности уровнем требований, предъявляемых обществом к интеллектуальным способностям ребенка. Психопатологические проявления по­граничной интеллектуальной недостаточности полиморфны. Часть таких состояний по степени выраженности и структуре нарушений интеллектуально-познавательной деятельности примыкает к дебильности. У значительной части детей ин­теллектуально-познавательная недостаточность является вторичной, обусловленной нарушениями так называемых предпосылок интеллекта: памяти, внима­ния, работоспособности, речи, эмоционально-волевых и дру­гих компонентов формирующейся личности.<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />
Во многих случаях имеется тенденция к сглаживанию ин­теллектуального дефекта с возрастом вплоть до возможности достижения нормального интеллектуального уровня или зна­чительной компенсации дефекта при специальных условиях обучения. Указанные особенности существенно отличают по­граничные формы интеллектуальной недостаточности от «ядерной умственной отсталости» — олигофрении, при которой психический дефект имеет тотальный и стойкий характер, а ведущим проявлением является недоста­точная способность к абстрактному мышлению, что опреде­ляет особенности нарушения других психических функций.
Проблеме пограничной интеллектуальной недостаточно­сти посвящено значительное число исследований, однако до настоящего времени нет общепринятой терминологии, не уточ­нены рамки этих состояний, критерии отграничения от смеж­ных форм патологии (олигофрении, психопатии). Тенденция к расширительному толкованию умственной отсталости в странах Запада переносится и на ее пограничные формы. В частности, пограничная умственная отсталость частично описывается в рамках  клинически   недифференцированного синдрома  «минимальной    мозговой    дисфункции» (ММД). Этот термин в течение последнего десятилетия часто исполь­зуется в англо-американской литературе для обозначения различных клинических проявлений, обусловленных легким» резидуальными мозговыми повреждениями. Хотя трактовка синдрома ММД неоднозначна, а его границы чаще неопределенны, изучение проблемы ММД, по мнению ряда зарубежных авторов, имеет большое теоретиче­ское и практическое значение, так как он встречается у 5—г 10% детей школьного возраста. Среди разнородных проявлений ММД описываются со­стояния нарушенной школьной адаптации, гипердинами­ческий синдром, расстройства эмоций и поведения, легкие расстройства познавательной деятельности и др. Тес­ное отношение к пограничной умственной отсталости имеют нарушения школьных навыков — «дизлексия» и «дизграфия». В современной немецкой литературе понятие пограничной умственной отсталости частично отождествляется с педаго­гическим понятием «нарушение школьного поведения».
Независимо от используемой терминологии для большин­ства зарубежных исследователей характерен неклинический подход к данной проблеме. Несмотря на описание отдельных расстройств, наблюдаемых в рамках пограничной умствен­ной отсталости, в большинстве исследований клинико-психо-патологический анализ тех или иных форм погранично» интеллектуальной недостаточности заменяется чисто количе­ственным психометрическим определением уровня интеллек­туального развития. Для советских психиатров характерно стремление к сужению рамок пограничной интеллектуальной недостаточности, выделению ее в относительно самостоятель­ную клиническую группу и к дифференциации ее форм на. основании патогенетических механизмов и клинических осо­бенностей. Российскими детскими психиатрами внесен значительны» вклад в проблему отграничения пограничной интеллектуаль­ной недостаточности от олигофрении.
Таким образом, состояния, описываемые разными авто­рами как «пограничная умственная отсталость» (отчасти так­же «минимальная мозговая дисфункция», «дизлексия», «за­держки темпа психического развития»), — это гетерогенная группа как в отношении этиологии и патогенетических механизмов, так и в отношении клинических проявлений. Часть та­ких состояний тесно примыкает к норме, и для них наиболее адекватен термин «временные задержки темпа психического» развития». Другая, более многочисленная группа включает состояния стойкой, хотя и легкой, интеллектуальной недостаточности, не достигающей степени интеллектуального дефек­та при олигофрении, которые отличаются менее выраженной тенденцией к обратному развитию и компенсации.
Ввиду разнородности состояний, объединяемых в данную труппу, точных данных об их распространенности не сущест­вует. Однако в зарубежной литературе приводятся некото­рые данные выборочных эпидемиологических исследований, касающиеся распространенности так называемой погранич­ной умственной отсталости. Так, по данным W. Mayer-Gross (1948), основанным на результатах эпидемиологического об­следования 56 000 населения в одном из сельских округов Шотландии, распространенность пограничной умственной от­сталости среди школьников составляет 27 на 1000 детей того  же возраста, а среди всего населения— 15,6 на 1000.
Этиология пограничных форм интеллектуальной недостаточности многозначна. С одной стороны, в генезе их могут играть роль различные биологические факторы, в том числе генетические, инфекции, травмы, интоксикации, кото­рые ведут к негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают легкие церебральные органиче­ские повреждения, с другой стороны — социальные факторы, включая  недостаточное воспитание, дефицит информации и т. п. Большему выявлению пограничных состояний интел­лектуальной недостаточности способствует рост требований, предъявляемых обществом к личности ребенка и подростка (усложнение школьных программ, более ранние сроки нача­ла обучения и т. п.).
Патогенез пограничных форм интеллектуальной недо­статочности мало изучен. По мнению М. С. Певзнер, основным механизмом «задержек психического развития» яв­ляется нарушение созревания и функциональная недостаточ­ность более молодых и сложных систем мозга, главным обра­зом относящихся к лобным отделам коры больших полуша­рий, которые обеспечивают осуществление сознательных ак­тов человеческого поведения и деятельности. По-видимому, в одних случаях преобладает механизм задержки темпа развития наиболее молодых функциональных систем моз­га, в других (с более стойкой интеллектуальной недостаточ­ностью) — механизм негрубого органического повреждения мозга с выпадением структурных и функциональных элемен­тов, необходимых для осуществления более высокого уровня интеллектуальных процессов.
Единых принципов систематики пограничных форм интеллектуальной недостаточности пока не существует. Г.Е.Сухарева для обозначения состояний оп­ределяющих стойкую школьную неуспеваемость, но отличаю­щихся от легких форм олигофрении, предложила термины задержки психического развития» и «задержки темпа психического развития». Эта группа, по ее мнению, разнородна в этиологическом, патогенетическое и клиническом отноше­нии, а также в плане прогноза. Наряду с обратимыми состоя­ниями, которые составляют ядро этой группы, в ее состав вхо­дят случаи более стойкой интеллектуальной недостаточности, Исходя из этиопатогенетического принципа, она выделяет следующие формы нарушения интеллектуальной деятельности у детей с «задержанным темпом развития»:
 1) интеллектуаль­ные нарушения в связи с неблагоприятными условиями среды и воспитания или патологией поведения;
 2) интеллектуаль­ные нарушения при длительных астенических состояниях, обусловленных соматическими заболеваниями;
3) нарушения при различных формах инфантилизма;
4) вторичная интел­лектуальная недостаточность в связи с поражением слуха, зрения, дефектами речи, чтения и письма;
 5) функционально-динамические интеллектуальные нарушения у детей в резидуальной стадии и отдаленном периоде инфекций и травм центральной нервной системы.
М. С. Певзнер рассматривает «задержки психического развития» вне рамок олигофрении, как само­стоятельную группу заболеваний и состояний. В группе за­держек психического развития ею описываются разные ва­рианты инфантилизма, интеллектуальные нарушения при церебрастенических состояниях, дефектах слуха, речи, отклонениях в характере и поведении.
На  основе  патогенетического  принципа все пограничные формы интеллектуальной недостаточ­ности условно можно разделить на четыре группы:
 1) дизонтогенетические  формы,  при  которых  недостаточность  обус­ловлена  механизмами  задержанного  или  искаженного  пси­хического развития ребенка;
 2)  энцефалопатические формы, в основе которых лежит органическое повреждение мозговых механизмов на ранних этапах онтогенеза;
 3)   интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами анализаторов и ор­ганов чувств (слуха, зрения)  и обусловленная действием ме­ханизма  сенсорной депривации;
 4)  интеллектуальная  недо­статочность, связанная с дефектами воспитания и дефицитом информации  с  раннего  детства   («умственная  отсталость  в. связи  с психосоциальной депривацией», по терминологии Международной   классификации   болезней   8-го   пересмотра, или «социокультуральная умственная отсталость», по терми­нологии,  принятой  Американской  ассоциацией  по  проблеме умственной неполноценности). Хотя в каждой из названных групп ведущая роль в патогенезе отводится какому-либо од­ному фактору,  в  происхождении интеллектуальной недоста­точности обычно участвуют и другие патогенетические фак­торы. Внутри основных четырех групп выделяются варианты на основе клинико-психопатологического критерия:
I. Дизонтогенетические формы погранич­ной интеллектуальной недостаточности.
1. Интеллектуальная недостаточность при состояниях психического инфантилизма:
а)  при простом психическом инфантилизме;
б)  при  осложненном  психическом  инфантилизме:
— при сочетании психического инфантилизма с психо­органическим синдромом (органический инфанти­лизм, по Г. Е. Сухаревой);
— при сочетании психического инфантилизма с церебрастеническим синдромом;
— при сочетании психического инфантилизма с невропатическими состояниями;
— при сочетании психического инфантилизма с пси­хоэндокринным синдромом.
2. Интеллектуальная недостаточность при отставании в развитии отдельных компонентов психической деятельности:
а) при задержках развития речи;
б)  при  отставании развития так называемых школьных навыков (чтения, письма, счета);
в)  при отставании развития психомоторики.
3. Искаженное психическое развитие с интеллектуальной недостаточностью (вариант синдрома раннего детского аутизма),
II. Энцефалопатическиеформы.
1. Церебрастенические синдромы с запаздыванием разви­тия школьных навыков.
2. Психоорганические синдромы с интеллектуальной не­достаточностью и нарушением высших корковых функций.
3. Пограничная интеллектуальная недостаточность при детских церебральных параличах.
4. Интеллектуальная недостаточность при общих недоразвитиях речи (синдромы алалии).
III. Интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами анализаторов и ор­ганов чувств.
1. Интеллектуальная недостаточность при врожденной или рано приобретенной глухоте и тугоухости.
2. Интеллектуальная недостаточность при слепоте, воз­никшей в раннем детстве.
IV. Интеллектуальная недостаточность в связи с дефектами воспитания и дефицитом информации с раннего детства («педагогическая запущенность»).
 
О лечении и профилактике данного заболевания читайте в разделе: Психиатр