Сегодня 04 мая 2024
Медикус в соцсетях

Заболевания → Психопатия шизоидного (аустического) типа у детей

 
В отличие от других психопатий группы тормозимых типов, в частности астенического и психа­стенического, при формирующейся щизоидной психопатии ряд наиболее типичных черт (замкнутость, сниженная потребность в контактах, невыразительность эмоций, своеобразная диссоциированность поведения и др.) обнаруживается еще в млад­шем детском возрасте. Конституциональной основой шизоидной психопатии является аномалия темперамента, вле­чения и сферы инстинктов. В раннем детском возрасте чаще отмечается психическая вялость, малая активность, отсутствие живости эмоций, слабость физио­логических потребностей, инстинктов и влечений. Начиная с 3—4 лет становится отчетливым аутистическое поведение и часто опережающее речевое и интеллектуальное развитие, на­ходящееся в диссоциации с моторной неловкостью и медлен­ным развитием навыков. Весьма характерна боязнь всего нового.<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />
В дошкольном возрасте интеллектуальная акселерация еще более заметна. Дети рано начинают читать, считать, охотно читают любую литературу, легко запоминают прочи­танное, нередко воспроизводя его дословно, поражают окру­жающих недетскими, часто отвлеченными интересами (во­просы из области астрономии, географии, истории и т. п.). Иногда интерес к какому-либо специальному кругу вопросов или занятий (изучение календарей, составление схем, геогра­фических карт) приобретает сверхценный характер, дети уде­ляют таким занятиям много времени, постоянно говорят на определенную тему и т. п. В мышлении отмечается склонность к довольно сложным логическим построениям, высказывания характеризуются недетской рассудительностью. Нередко встречается склонность к рассуждательству. Вместе с тем бросаются в глаза моторная неловкость, неуклюжесть и угло­ватость движений, обилие лишних движений, а иногда своеобразных тикоподобных гиперкинезов, отсутствие детской не­посредственности при наличии малой потребности в контак­тах, отгороженности, что делает таких детей в глазах окру­жающих странными, «чудными», способствуя еще большей их изоляции от сверстников. Описанные проявления шизоидной психопатии в раннем и дошкольном возрасте в основном со­ответствуют клинической картине варианта раннего детского аутизма, обозначаемого как синдром Аспергера.
В школьном возрасте у этих детей начинается дифферен­циация личностных особенностей: у одних более отчетливыми становятся замкнутость, обидчивость, ранимость и насторо­женность к окружающим в связи с переживанием своей неполноценности, у других же наблюдаются определенное улуч­шение «внешней» контактности (при отсутствии, однако, дру­зей), склонность к рассуждательству при беседах на темы, которые их эмоционально не затрагивают, настойчивость и упрямство в достижении поставленных целей, связанных ча­сто со сверхценными интересами, психическая ригидность. В первом случае можно говорить о проявлениях, свойствен­ных «сенситивным» шизоидам, во втором — о чертах личности, присущих «экспансивным» шизоидам. Описанные личностные особенности можно считать вторичными компенсаторными (а также гиперкомпенсаторны­ми) образованиями, развивающимися в результате взаимо­действия первичных шизоидных компонентов личности с мик­росоциально-психологическими факторами среды.
Завершение формирования основной структуры пато­логических свойств личности при шизоидной психопатии происходит в препубертатном возрасте (10—13 лет); при этом важная роль принадлежит психопатическим и психогенным. реакциям. Психопатические реакции в виде усугубления-замкнутости, отгороженности, «погружения» в мир внутрен­них переживаний и фантазий, снижения активности, возрастания страха перед всем новым, незнакомым обнаружива­ются уже в период первого возрастного криза. Более замет­ными они становятся в препубертатном и пубертатном возра­сте, когда дополнительно усугубляется свойственная таким подросткам диссоциированность личности в виде резкого не­соответствия между объективной значимостью ситуации и эмо­циональной реакцией на нее, сочетания нелепого упрямства с чрезмерной податливостью внешним влияниям, усиления склонности к резонерству. У части подростков возникают за­тяжные фазы стертой депрессии с сенестопатически-ипохондрическими, обсессивно-фобическими и истероформными ком­понентами.
Подобные психопатические реакции при наличии шизоид­ных черт характера, нередкой семейной отягощенности шизо­френией и шизоидными чертами личности у ближайших род­ственников создают значительные трудности отграничения та­ких состояний от шизофрении. Клинико-динамическое и катамнестическое изучение подростков и взрослых, у которых в пубертатном возрасте возникали патологические реакции описанного типа, обычно свидетельствует об отсутствии каче­ственных изменений структуры личности, снижения активно­сти, интелектуальной продуктивности и других признаков шизофренического процесса. Длительность психопати­ческих реакций при формирующейся шизоидной психопатии— от 2—3 дней до нескольких недель. Более затяжные и выра­женные реакции, как правило ведут к углублению шизоидных черт личности. Ситуационными факторами, вызывающими психопатические реакции являются в дошкольном и младшем школьном возрасте изменение жизненного стереотипа (временная разлука с матерью, помещение в детское учреждение и т. п.), в старшем возрасте — предъявление новых требова­ний, появление непривычных обязанностей (например, в свя­зи с началом самостоятельной жизни, поступлением в техни­кум или вуз), а также настойчивые неумелые попытки ок­ружающих, в особенности педагогов, проникнуть во внут­ренний мир таких подростков, добиться их полной откровен­ности.
В формировании шизоидной психопатии значительную роль играют психогенные реакции, главным образом харак­терологические и патохарактерологические, а также невроти­ческие. Характер преобладающих пси­хогенных реакций в определенной степени зависит от варианта психопатии. Так, у экспансивных (стеничных) шизоидов невротические реакции сравнительно редки и не достигают значительной интенсивности, в то время как у сенситивных (астенических) шизоидов они возникают часто, по незначи­тельному поводу и отличаются большим разнообразием, выра­женностью расстройств и нередко затяжным характером. Затяжные невротические состояния (депрессивный, ипохонд­рический невроз у подростков и моносимптомные неврозы, а также невротические страхи у детей более младшего воз­раста) способствуют заострению сенситивности, ранимости, интравертированности, углуб­ляют появляющееся в школьном возрасте чувство неполно­ценности.
Следует отметить, что невротические расстройства у сен­ситивных шизоидов часто возникают вследствие пародоксального реагирования на объективно мало значимые ситуации, которые, однако, связаны с крушением идеалов и других субъективных ценностей. В то же время эти больные спокойно относятся к объективно значимым психотравмирующим обстоятельствам, например к тяжелой болезни близких («психостетическая пропорция»). Так, на­пример, мальчик 9 лет, отли­чавшийся замкнутостью, слабой потребностью в контактах со сверстниками, пассивностью, повышенной впечатлительно­стью, обидчивостью, беспомощностью в практических вопро­сах, преобладанием интеллектуальных интересов, однажды, увидев как спилили дерево, которое росло под окнами их квартиры, крайне разволновался, плакал навзрыд, восклицая: «Это же бесчеловечно, это же живая природа, спилить дере­во— все равно, что убить человека!» В этот день отказался: от еды, беспокойно спал. В течение недели жаловался на об­щее недомогание, затрудненное дыхание, головные боли, от­казывался идти в школу. Однако, когда тяжело заболела его мать, отказался навещать ее в больнице, редко спрашивал о ее состоянии. Спокойно отнесся к смерти бабушки, назида­тельно заявил матери: «Таков закон природы и нечего пла­кать!». У сенситивных шизоидов в младшем школьном воз­расте сравнительно часто встречаются реакции пассивного протеста в виде элективного мутизма, энкопреза, дневного недержания мочи; в среднем школьном возрасте — реакция отказа с пассивной подчиняемостью, субдепрессивным сдви­гом настроения. Но наиболее часты реакции компенсации и гиперкомпенсации, в частности чрезмерная привязанность к матери, немотивированное, «тупое» упрямство, неприязненное отношение ко всему новому у детей раннего и дошкольного возраста, которые, очевидно, играют защитную роль в связи с болезненно повышенным «пассивно-оборонительным рефлек­сом». Сюда же относятся односторонние сверхценные увлечения, которые помогают детям и подросткам «отгородиться» от трудных для них требований повседневной жизни, от ре­шения связанных с нею проблем. В отличие от больных ши­зофренией дети с шизоидными чертами личности нередко весьма продуктивны в интересующей их узкой области и достигают в ней определенных успехов, что способствует их социальной адаптации. К тому же типу реакций относятся некоторые гиперкомпенсаторные фантазии аутистического характера у детей, а также приверженность к строго регла­ментированному, стереотипному образу жизни и состояние утрированной отгороженности и замкнутости в новых жиз­ненных ситуациях у подростков и лиц более старшего воз­раста.
Таким образом, динамика становления шизоидной психо­патии, как и эпилептоидной психопатии, представляет собой патологическое формирование (развитие) личности на осно­ве аномальных темперамента, инстинктов и влечений, струк­тура которой складывается из наслаивающихся психопати­ческих шизоидных реакций, а также психогенных патохарактерологических реакций. Пубертатный период в большинстве случаев сопровождается декомпенсацией с заострением черт личности, возникновением явлений «философической ин­токсикации», рудиментарных гебоидных проявлений (гру­бость, агрессивность, дурашливость), субдепрессивных сдви­гов настроения; учащаются разнооб­разные невротические расстройства и дичностные реакции, что отчасти связано с усилением чувства неполноценности.
Вместе с тем, у подрост­ков с шизоидными чертами характера редко встречаются ре­акции группирования, асоциальное поведение. Необычную форму приобретают реакции увлечения и эмансипации (ув­лечение древними языками, редкие формы коллекционирова­ния, протест против принятых норм взаимоотношений между родителями и детьми и т. д.). Шизоидный тип значительно чаще встречается у мальчиков. Проявления его у девочек атипичны: у них не обнаруживаются своеобразные особенно­сти мышления, редко встречаются сверхценные увлечения, на первый план выступают неустойчивость настроения, кап­ризность, сочетание болезненной сенситивности с эмоцио­нальной холодностью, причудливость поведения. Однако за этим фасадом обнаруживаются замкнутость, отгороженность, слабая потребность в контактах. Ком­пенсации шизоидной психопатии у подростков наряду с опи­санными формами компенсаторного поведения способствует появление у части из них повышенного чувства обществен­ного долга, гипертрофированных нравственных установок.
 
 
О лечении и профилактике данного заболевания читайте в разделе: Психиатр