Квалификационные тесты по психиатрии. Общая психопатология (часть 3)Вопрос:<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />
201. Состояние ребенка определяется высокой истощаемостью психических
процессов наряду с повышенной раздражительностью, гиперстезией по отношению к
физическим и психическим раздражителям. Его можно расценить как
Варианты ответа:
а) апато-абулический синдром
б) субдепрессию
в) астению
Правильный ответ: 3(В)
Вопрос:
202. Длительное (недели и более) расстройство настроения с подавленностью,
грустью, жалобами на скуку, капризностью, плаксивостью, двигательной затор-
моженностью, снижением аппетита и нарушением сна, общим недомоганием, жало-
бами на боли в животе при отсутствии соматического заболевания следует рас-
ценивать как
Варианты ответа:
а) астенический синдром
б) неврозоподобный синдром
в) фобический синдром
г) депрессивный синдром
Правильный ответ: 4(Г)
Вопрос:
203. После перенесенного гриппа у ребенка появилось стойкое снижение нас-
троения с эмоциональной слабостью, истощаемостью внимания, вегетативно-со-
судистой лабильностью. Это состояние следует оценить как
Варианты ответа:
а) постинфекционную астению
б) депрессию
в) дистрофическое состояние
Правильный ответ: 1(А)
Вопрос:
204. У ребенка раннего возраста повышенная возбудимость вегетативной нерв-
ной системы, сниженный аппетит, частые нарушения сна, пугливость, склонность к
страхам. Указанное состояние следует расценить как
Варианты ответа:
а) астено-невротическое
б) невропатию
в) невроз испуга
г) шизотипический дизонтогенез
Правильный ответ: 2(Б)
Вопрос:
205. Мальчик 11 лет навязчиво троекратно дотрагивается до стен. Ритуалы
начались в результате тревоги за тяжело больную мать. Мальчик критически от-
носится к своей "привычке", стесняется ее, говорит врачу: "Если я не дотро-
нусь 3 раза, мне кажется, мама может умереть". Указанное состояние следует
оценить как
Варианты ответа:
а) невроз навязчивых состояний
б) шизофрению с синдромом навязчивых состояний
в) невроз страха с защитными действиями
Правильный ответ: 3(В)
Вопрос:
206. Упорное стремление кусать ногти, сосать палец, выдергивать волосы на
волосистой части головы или бровях, раздражать половые органы, раскачиваться
перед сном с получением при этом определенного удовольствия или ослабления
внутреннего напряжения у детей следует характеризовать как
Варианты ответа:
а) ритуалы
б) гиперкинезы
в) патологические привычные действия
г) тики
Правильный ответ: 3(В)
Вопрос:
207. Повторяющееся стойкое непроизвольное упускание мочи во время глу-
бокого ночного сна у детей в возрасте старше 3 лет при отсутствии урологи-
ческих заболеваний и поражений спинного мозга связано
Варианты ответа:
а) с невротическим энурезом
б) с неврозоподобным энурезом
в) с энурезом при шизофрении
Правильный ответ: 2(Б)
Вопрос:
208. Повторное произвольное выделение кала (обычно в небольших количествах
в виде пачканья белья) с получением при этом определенного удовольствия у
детей - это
Варианты ответа:
а) патологическая привычка
б) невротический энкопрез
в) перверзное сексуальное влечение в виде энкопреза
Правильный ответ: 3(В)
Вопрос:
209. Двигательная расторможенность, непоседливость, общая возбудимость,
неустойчивость внимания у детей характерны
Варианты ответа:
а) для неврозоподобного синдрома
б) для гиперкинетического (гипердинамического) синдрома
в) для психопатоподобного синдрома
Правильный ответ: 2(Б)
Вопрос:
210. У ребенка в результате несправедливого отношения к нему со стороны
родителей или других воспитателей возникают реакции протеста. Их следует
расценивать как
Варианты ответа:
а) психопатические реакции
б) энцефалопатические (психопатоподобные) реакции
в) патохарактерологические реакции
Правильный ответ: 3(В)
Вопрос:
211. У ребенка отмечаются выраженные нарушения поведения при отсутствии в
его воспитании примера для правильной социальной ориентировки. Причиной
этому может быть
Варианты ответа:
а) органическое заболевание головного мозга
б) расстройство адаптации личности к окружающей среде
в) психопатия
г) все перечисленное
Правильный ответ: 2(Б)
Вопрос:
212. У подростка психопатоподобные проявления с ослаблением самоконтроля,
отсутствием волевых задержек, повышенным стремлением к получению удовольствия,
жаждой новых впечатлений, готовностью к подражанию отрицательным примерам,
внушаемостью. Такой психопатоподобный синдром связан
Варианты ответа:
а) с психической неустойчивостью
б) с чертами психического инфантилизма
в) с гебоидными проявлениями
Правильный ответ: 1(А)
Вопрос:
213. Дети особенно подвержены влиянию окружающей среды с возникновением
нарушений поведения. Это связано
Варианты ответа:
а) с конституциональной психической патологией
б) с органическим поражением головного мозга
в) с соматическим заболеванием
Правильный ответ: 2(Б)
Вопрос:
214. Повышенная возбудимость с агрессивностью, драчливостью, склонностью к
конфликтам, упрямством, непослушанием и грубостью у детей характерны для
психопатоподобного синдрома
Варианты ответа:
а) с повышенной аффективной возбудимостью
б) с паранойяльными реакциями
в) с истерическими проявлениями
Правильный ответ: 1(А)
Вопрос:
215. У ребенка эксплозивность сочетается со склонностью к дисфориям, ги-
персоциальные черты - с обстоятельностью, чрезмерной аккуратностью, утриро-
ванным стремлением к справедливости. Это состояние возможно расценить как
Варианты ответа:
а) вариант нормального развития личности
б) истероидные черты характера
в) шизоидные изменения личности
г) эпилептоидные черты характера
Правильный ответ: 4(Г)
Вопрос:
216. Психопатоподобные проявления у ребенка характеризуются влечением к
антисоциальным поступкам, ослаблением самоконтроля, тупым равнодушием к
происходящим вокруг событиям. Это связано
Варианты ответа:
а) с патологически протекающим пубертатным кризом
б) с психогенными нарушениями поведения
в) с гебоидным синдромом при шизофрении
Правильный ответ: 3(В)
Вопрос:
217. В состоянии делириозного помрачения сознания ребенок "видит" страш-
ных гусениц, убежден в том, что гусеницы нападают на него, и прогоняет их.
Это состояние можно расценить как
Варианты ответа:
а) псевдогаллюцинации
б) истинные галлюцинации
в) иллюзии
Правильный ответ: 2(Б)
Вопрос:
218. Галлюцинации у ребенка сопровождаются психомоторным возбуждением,
преобладают зрительные галлюцинации. Галлюцинаторные образы отличаются под-
вижностью, воспринимаются больным как реальные объекты. Имеют место признаки
помрачения сознания. Указанное состояние следует определять как
Варианты ответа:
а) зрительный галлюциноз
б) делирий
в) онейроидное помрачение сознания
г) аменцию
Правильный ответ: 2(Б)
Вопрос:
219. Галлюцинаторные расстройства носят рудиментарный характер, например,
при зрительном галлюцинозе или делирии отсутствует массивность, сценичность
образов. При псевдогаллюцинациях отсутствует бредовая интерпретация сделан-
ности и "преследователи". Такие галлюцинации характерны для больных
Варианты ответа:
а) в среднем возрасте
б) в подростковом и юношеском возрасте
в) детей младшего возраста
Правильный ответ: 3(В)
Вопрос:
220. "Сверхценные образования" у подростков чаще возникают
Варианты ответа:
а) при шизофрении
б) при эндогенной депрессии
в) при психопатиях
г) при психических нарушениях при пубертатном кризе
д) при психогенных заболеваниях подросткового возраста
Правильный ответ: 4(Г)
Вопрос:
221. В пубертатном возрасте преобладают такие сверхценные образования как
сверхценные отношения, сверхценные увлечения, привязанности, неприязнь,
ненависть, чувство собственной изгойности, что объясняется
Варианты ответа:
а) отсутствием интерпретативного компонента в сверхценном образовании
подросткового возраста
б) преобладанием сверхценного аффекта, вуалирующего собственно сверхцен-
ную идею
в) незрелостью аргументации, узостью фабулы
г) всеми перечисленными особенностями сверхценных образований в подрост-
ковом возрасте
Правильный ответ: 2(Б)
Вопрос:
222. Сверхценные образования в подростковом возрасте имеют следующую ха-
рактерную особенность
Варианты ответа:
а) неразработанность сверхценной идеи, отсутствие последовательности в
доказательствах (невыраженность интерпретативного компонента)
б) соотношение идеи и аффекта в структуре сверхценного образования у
подростков смещено в сторону аффекта, что объясняется особенностями подрост-
кового возраста
в) незрелость аргументации в связи с незавершенностью созревания
идеаторной сферы в подростковом возрасте
Правильный ответ: 2(Б)
Вопрос:
223. Сверхценные индуцированные образования у подростков чаще всего наб-
людаются
Варианты ответа:
а) при шизофрении
б) при психогенном развитии личности
в) при психопатиях
г) при психических нарушениях в связи с органическим поражением головного
мозга
Правильный ответ: 2(Б)
Вопрос:
224. Стойкое убеждение в плохом, недоброжелательном отношении к ребенку
окружающих или определенных лиц, не подтверждаемое объективными сведениями,
характеризуется как
Варианты ответа:
а) навязчивые идеи отношения
б) сверхценные идеи отношения
в) бредовые идеи отношения
Правильный ответ: 3(В)
Вопрос:
225. Тревожное настроение со страхом угрозы со стороны окружающего: "пор-
трет - страшный", в комнате присутствует кто-то "посторонний" и т.п. следует
характеризовать как
Варианты ответа:
а) депрессивное состояние
б) тревожно-боязливое состояние с бредовой настроенностью
в) навязчивые страхи
Правильный ответ: 2(Б)
Вопрос:
226. У девочки 5 лет поведение стойко и длительно определяется приподнятым
настроением, фантазией со стереотипным повторением сказочного сюжета, где ей
принадлежит центральная роль. Она отождествляет себя с образом "сестрицы
Аленушки". Такое состояние следует расценить как
Варианты ответа:
а) сверхценные фантазии
б) бредоподобные фантазии
в) аффективно-бредовое состояние
г) фантазии здорового ребенка
Правильный ответ: 3(В)
Вопрос:
227. Депрессивное настроение у ребенка сопровождается тревогой, боязливос-
тью, эпизодами страха с чувством угрозы, постороннего присутствия (придет
старик, схватит Баба-Яга), утратой критики. Это состояние следует расценить
как
Варианты ответа:
а) систематизированный бред
б) образный бред
в) бредоподобные фантазии
г) аффективно-бредовое состояние
Правильный ответ: 4(Г)
Вопрос:
228. Бред у больного ребенка характеризуется незавершенностью, рудимен-
тарностью бредовых идей, сочетанием идей отношения с вымыслами патологичес-
кого воображения с характером воспоминаний в виде сцен, относящихся к прош-
лому. Такой бред следует характеризовать как
Варианты ответа:
а) систематизированный бред
б) образный бред
в) бред воображения
г) любой из перечисленных
Правильный ответ: 3(В)
Вопрос:
229. У ребенка 9 лет без реальной основы возникла стойкая подозрительность
и недоверчивость, которая не приобрела законченного словесного оформления.
Такое состояние следует расценить как
Варианты ответа:
а) паранойяльный бред
б) бредовую настроенность
в) образный бред
Правильный ответ: 2(Б)
Вопрос:
230. У ребенка 4 лет на фоне депрессивного аффекта отмечается тревога,
диффузные страхи. Такое состояние следует расценить как
Варианты ответа:
а) депрессивное состояние
б) сверхценные страхи
в) тревожно-боязливое состояние с бредовыми страхами
Правильный ответ: 3(В)
Вопрос:
231. У ребенка 12 лет стойкое и постоянное ложное убеждение в плохом к
нему отношении конкретного лица с рядом логических доказательств оценивается
как
Варианты ответа:
а) фантастический бред
б) образный бред
в) систематизированный бред
Правильный ответ: 3(В)
Вопрос:
232. Бред отношения у ребенка сформировался по типу логического, интерп-
ретативного бреда, но отличается малым размахом, бедностью содержания. Такой
паранойяльный бред встречается
Варианты ответа:
а) в младшем возрасте
б) в подростковом возрасте
в) в среднем возрасте
Правильный ответ: 1(А)
Вопрос:
233. Недоброжелательное отношение или даже ненависть к близким людям при
отсутствии с их стороны отрицательного отношения к ребенку следует расценить
как
Варианты ответа:
а) возрастные особенности здорового ребенка
б) сверхценную антипатию
в) бредовую антипатию к близким людям
Правильный ответ: 3(В)
Вопрос:
234. У подростка с приподнятым настроением поведение полностью опреде-
ляется господствующей идеей о построении "справедливого общества" на плане-
тах. Это состояние следует оценить как
Варианты ответа:
а) бредоподобные фантазии
б) систематизированный бред реформаторства
в) сверхценную идею реформаторства
г) увлечения здорового подростка
Правильный ответ: 2(Б)
Вопрос:
235. У подростка с пониженным настроением стойкие представления чрезмерной
физической полноты с активным стремлением к похуданию. В этом случае имеет
место
Варианты ответа:
а) бредовая психическая анорексия
б) сверхценная психическая анорексия
в) аффективно-бредовое состояние (бред в форме психической анорексии)
г) психологически понятная реакция в пубертатном возрасте здорового под-
ростка с повышенным вниманием к своему физическому Я
Правильный ответ: 3(В)
Вопрос:
236. Поведение подростка определяется приподнятым настроением, фантазией
со стереотипным повторением приключенческого сюжета, где ему принадлежит
центральная роль. Он отождествляет себя с участниками кражи автомашин.
Указанную клиническую картину следует расценить как
Варианты ответа:
а) бредоподобные фантазии
б) фантазии здорового подростка
в) сверхценные фантазии гиперкомпенсаторного характера в подростковом
возрасте
г) аффективно-бредовое состояние с фантастическим бредом и гипоманией
Правильный ответ: 4(Г)
Вопрос:
237. У подростка формируется своеобразное мировоззрение антагонизма, враж-
дебности к людям вообще в плане идеи: "От людей добра не жди, верить никому
нельзя". В этом случае имеет место
Варианты ответа:
а) сверхценная идея отношения
б) навязчивая идея
в) бред отношения
г) пубертатные особенности психики
Правильный ответ: 3(В)
Вопрос:
238. Подросток логически обосновывает неприязненное отношение к себе ок-
ружающих тем, что у него "отталкивающая внешность". Поведение определяется
переживаниями больного. В этом случае имеет место
Варианты ответа:
а) идея отношения
б) дисморфофобическая бредовая идея
в) идея отношения, сочетающаяся с дисморфофобическими бредовыми идеями
Правильный ответ: 3(В)
Вопрос:
239. Возбуждение ребенка выражается в бесцельной маятникообразной ходьбе
от препятствия к препятствию, однообразном беге по кругу ("манежный бег"),
стереотипных подпрыгиваниях, выкриках бессмысленных звукосочетаний, повто-
рений слов и действий окружающих. В этом случае имеет место
Варианты ответа:
а) возбуждение в структуре аффективных расстройств
б) психопатоподобный синдром
в) психомоторный пароксизм
г) кататоническое возбуждение
Правильный ответ: 4(Г)
Вопрос:
240. У ребенка застывание в одной позе, застывший взгляд, маскообразное
лицо, руки согнуты в локтевых суставах и прижаты к туловищу, полное молчание
(мутизм), негативизм. Это состояние следует характеризовать как
Варианты ответа:
а) психогенный ступор
б) кататонический ступор
в) истерический ступор
г) экстрапирамидный акинето-ригидный синдром
Правильный ответ: 2(Б)
Вопрос:
241. Расстройства сознания в рудиментарном виде характерны
Варианты ответа:
а) для дошкольного возраста
б) для подросткового возраста
в) для взрослых
г) для любой возрастной группы
Правильный ответ: 1(А)
Вопрос:
242. Возникновение депрессивных состояний у детей возможно
Варианты ответа:
а) с первого года жизни
б) с 3-4 лет
в) с 7-10 лет
г) с возраста старше 10 лет
Правильный ответ: 1(А)
Вопрос:
243. Основными проявлениями депрессии первого года жизни является
Варианты ответа:
а) вынужденная поза
б) моторная заторможенность
в) сомато-вегетативные расстройства
Правильный ответ: 3(В)
Вопрос:
244. Наиболее частыми проявлениями депрессии в дошкольном возрасте яв-
ляется
Варианты ответа:
а) тоскливость с идеями собственной неполноценности
б) тревожная боязливость с сентизивными идеями отношения
в) сочетание капризности или боязливости с неврозоподобными расстройст-
вами типа энуреза, тиков, трихотилломании, двигательных навязчивостей
Правильный ответ: 3(В)
Вопрос:
245. Наиболее тяжелым последствием затяжных депрессивных состояний у детей
раннего возраста является
Варианты ответа:
а) похудание
б) задержка интеллектуального (психического) развития
в) формирование предрасположенности к легкому появлению реакций тревожной
боязливости, тормозимости, пассивного протеста
Правильный ответ: 2(Б)
Вопрос:
246. При депрессиях у детей раннего возраста летальный исход
Варианты ответа:
а) невозможен
б) возможен в результате суицидальных действий
в) возможен в результате кахексии
Правильный ответ: 3(В)
Вопрос:
247. Наиболее ранним возрастом формирования целенаправленных суицидальных
действий при депрессиях у детей является
Варианты ответа:
а) ранний возраст
б) дошкольный возраст
в) младший школьный возраст
г) пубертатный возраст
Правильный ответ: 2(Б)
Вопрос:
248. Причиной смерти при депрессиях раннего возраста является
Варианты ответа:
а) аутоагрессия
б) кахексия
в) нарушение терморегуляции
г) все перечисленное
Правильный ответ: 2(Б)
Вопрос:
249. Наиболее частой причиной смерти при депрессиях дошкольного возраста
является
Варианты ответа:
а) суицидальные действия, возникающие вследствие глубины депрессивных
переживаний
б) внезапная суицидальная попытка, возникшая в результате конфликта на
фоне стертых депрессивных переживаний
в) присоединившееся к депрессии соматическое заболевание
Правильный ответ: 1(А)
Вопрос:
250. Наиболее частой причиной смерти при депрессии у подростков является
Варианты ответа:
а) присоединившееся к депрессии соматическое заболевание
б) истинные суицидальные действия
в) парасуицидальные действия, возникшие по типу реакции протеста, шан-
тажа, "ухода" из психотравмирующей ситуации
Правильный ответ: 3(В)
Вопрос:
251. Депрессии чаще развиваются
Варианты ответа:
а) у мальчиков
б) у девочек
в) у мальчиков и девочек с равной частотой
Правильный ответ: 2(Б)
Вопрос:
252. Мании чаще развиваются
Варианты ответа:
а) у мальчиков
б) у девочек
в) у мальчиков и девочек с равной частотой
Правильный ответ: 2(Б)
Вопрос:
253. Наиболее ранним возрастом, при котором возможна диагностика маниа-
кального синдрома методом клинического наблюдения, является
Варианты ответа:
а) первый год жизни
б) 2-3 года
в) 4-6 лет
г) 7-10 лет
Правильный ответ: 3(В)
Вопрос:
254. У детей раннего возраста при аффективных нарушениях наиболее ярко
выступает следующий компонент синдрома
Варианты ответа:
а) собственно аффективный
б) идеаторный
в) моторный
г) сомато-вегетативный
Правильный ответ: 4(Г)
Вопрос:
255. Аффективный синдром мании приобретает клиническую завершенность и
приобретает сходство с манией взрослых
Варианты ответа:
а) в 1-2 года
б) в 3-5 лет
в) в 6-9 лет
г) в 10-13 лет
Правильный ответ: 4(Г)
Вопрос:
256. Возраст депрессивного больного и явление транзитивизма (перенос на
близких) депрессивных переживаний соотносятся друг с другом следующим образом
Варианты ответа:
а) связи нет
б) чем младше ребенок, тем чаще выявляется это расстройство
в) чем старше ребенок, чем ближе к пубертату, тем чаще оно определяется
Правильный ответ: 2(Б)
Вопрос:
257. Для детских аффективных синдромов (в отличие от таковых у взрослых)
характерны
Варианты ответа:
а) частота полиморфных аффективных синдромов малой глубины
б) преобладание простых аффективных синдромов психотической глубины
в) преобладание сложных аффективных синдромов с расстройствами сознания
Правильный ответ: 1(А)
Вопрос:
258. Наиболее частыми масками маниакальных состояний у подростков яв-
ляются
Варианты ответа:
а) увеличение массы тела
б) выносливость к физическим нагрузкам и малая восприимчивость к сома-
тическим инфекциям
в) поведенческие (психопатоподобные) нарушения
Правильный ответ: 3(В)
Вопрос:
259. Наиболее неблагоприятным в социальном плане проявлением депрессии у
детей 7-15 лет является
Варианты ответа:
а) депрессивный аутизм
б) склонность к конфликтам и агрессии
в) "школьная фобия" с отказом от школы
Правильный ответ: 3(В)
Вопрос:
260. В основе депрессивной "школьной фобии" лежит
Варианты ответа:
а) замедление темпа мышления
б) защитные личностные реакции на свою учебную и социальную несостоя-
тельность
в) идеи отношения
г) истощаемость
Правильный ответ: 2(Б)
Вопрос:
261. Ипохондрические депрессии более характерны
Варианты ответа:
а) для детей дошкольного возраста
б) для подростков
в) не зависят от возраста
Правильный ответ: 2(Б)
Вопрос:
262. Депрессии с подавленностью, слезливостью, ощущением заброшенности и
утраты любви родителей более характерны
Варианты ответа:
а) для младших детей
б) для подростков
в) не зависят от возраста
Правильный ответ: 1(А)
Вопрос:
263. Анестетическая депрессия выявляется чаще у детей
Варианты ответа:
а) дошкольного возраста
б) пубертатного возраста
в) не зависит от возраста
Правильный ответ: 2(Б)
Вопрос:
264. Депрессии с навязчивостями более характерны для больных
Варианты ответа:
а) дошкольного возраста
б) пубертатного возраста
в) не зависят от возраста
Правильный ответ: 3(В)
Вопрос:
265. Проявлением депрессии у подростка может быть
Варианты ответа:
а) нарушение поведения
б) снижение школьной успеваемости
в) снижение настроения
г) все перечисленное
Правильный ответ: 4(Г)
Вопрос:
266. На процессуальный характер "увлечения" подростка указывает
Варианты ответа:
а) охваченность
б) несоответствие возрасту
в) вычурность
г) все перечисленное
Правильный ответ: 3(В)
Вопрос:
267. Аноректический синдром у мальчиков чаще встречается
Варианты ответа:
а) при шизофрении
б) при пубертатной эндореактивной анорексии
в) при психопатии
г) при всем перечисленном
Правильный ответ: 1(А)
Вопрос:
268. Длительная высокая степень работоспособности при аноректическом син-
дроме у подростка характерна
Варианты ответа:
а) при шизофрении
б) при пубертатной эндореактивной анорексии
в) и в том, и в другом случае
г) ни в том, ни в другом случае
Правильный ответ: 3(В)
Вопрос:
269. Для процессуальной дисморфомании у подростка характерен
Варианты ответа:
а) симптом зеркала
б) отрицательный симптом зеркала
в) астено-ипохондрический синдром
г) верно б) и в)
Правильный ответ: 1(А)
Вопрос:
270. Для процессуального астено-ипохондрического синдрома у подростка
характерны все перечисленные признаки, кроме
Варианты ответа:
а) вычурности ипохондрических жалоб
б) выраженности сенестопатий
в) сохранности подростковых поведенческих реакций
г) снижения настроения
|