19 июня 2003 16:49 |
Немного истории о возникновении алкоголизма Развитие культурного винограда, очевидно, происходило постепенно. Каждое поколение людей приобретало в этом отношении новый опыт. Плоды винограда были источником питания человека, а в дальнейшем основой для изготовления уксуса и вина. Производство вина началось в результате случайного открытия естественного процесса ферментации виноградного сахара дрожжевыми грибками. Рост грибков в виноградном соке без доступа воздуха сопровождается выделением углекислого газа и этилового спирта. Большинство пьющих людей и не подозревают, как подметил один известный нарколог, что они потребляют экскременты дрожжевых грибков! Когда концентрация этилового спирта при брожении вина достигает 12−13%, дрожжевые грибки гибнут от «острой алкогольной интоксикации». Вот почему натуральные виноградные вина содержат алкоголь в концентрациях не более 13%. Со временем люди научились искусственно повышать содержание алкоголя в спиртных напитках.
Вино употреблялось в Древнем Египте еще в третьем тысячелетии до нашей эры. Об этом свидетельствуют найденные в гробницах фараонов винные сосуды, а также произведения настенной живописи, изображающие изготовление вина. В нижнем течении реки Тибр около 25ОО лет до н.э. выращивались винные сорта винограда в искусственно орошаемых садах. Лист винограда у древних шумеров был символом жизни. Вино производилось в Древнем Китае, Индии, Персии. Известна легенда времени владычества шаха Шемихана (5 век до н.э.), в которой рассказывается о том, как началось изготовление вина в Персии. Согласно легенде, семена винограда были принесены шаху орлом. Их посадили. Вырос виноград. Плоды собрали, выжатый из них сок поместили в сосуд. Через некоторое время сок в сосуде «вскипел без огня», а затем стал красным и чистым, «как рубин». Шах заставил попробовать жидкость приговоренному к смерти. Убедившись в том, что человек стал веселым и остался живым и невредимым, шах простил его. С этого времени люди изготовляют вино и употребляют его на различных праздниках.
Раскопки Шлимана показали, что в Греции 4ООО лет назад жители Трои также знали секрет получения вина. В «Одиссее» Гомера имеется описание того, как Одиссей напоил исмарийским вином одноглазого великана Полифема. Дионис в древнегреческой мифологии бог виноградарства и виноделия, у римлян он назывался Вакхом. Подобный бог существовал в верованиях балканских народов, тракийцев. Он был покровителем зверей, растений и вина.
Проблемы, связанные со злоупотреблением вина, также известны человечеству с глубокой древности. В работах Геродота указывается на широкое распространение употребления алкоголя в античном мире. Так, в книге «Клио», оценивая обычаи племени
В книге «Евтерия» Геродот приводит данные об употреблении вина в Древнем Египте, изготовляемого из ячменя, «потому что в этой стране нет виноградной лозы». На пиршествах каждому сотрапезнику показывали деревянное изображение покойника, лежащего в гробу, со словами: «Смотри на него, пей и наслаждайся жизнью. После смерти ведь ты будешь таким».
Геродот приводит также данные о постоянном ввозе в Египет вина из Эллады и Финикии: «Из всей Эллады, да, кроме того, еще из Финикии, в Египет привозят дважды в год вино в глиняных сосудах».
Примерно в 800 году н.э. арабские алхимики научились получать спиртовый дистиллят с помощью возгонки и последующим охлаждением паров этилового спирта (Слово «алкоголь» происходит от арабского
Наряду с развитием винопроизводства и совершенствованием технологии получения спиртных напитков обращалось внимание на отрицательное влияние алкоголя на здоровье и характер человека. Существовали различные стили употребления алкоголя и правила, ограничивающие риск развития отрицательных последствий. Так, например, в Древнем Риме вино разводили водой. По закону Ромула мужчинам до 35 лет запрещалось употреблять вино, не разрешалось пить вино женщинам.
Главным напитком в течение многих столетий у людей было молоко. Однако в дальнейшем употребление вина постепенно увеличивается. Его начинают все чаще пить в неразведенном виде и во, все больших количествах. Во времена Нерона употребление неразбавленного вина становится наиболее популярным. Одномоментный прием его больших количеств считался скифским обычаем. Было распространено выражение: «Тот, кто тянет вино, как лошадь воду, называется скифом».
Развивается широкая виноторговля, вино привозят на римский рынок с Иберийского полуострова, из Галлии и Греции. Все большее количество земель распахивается под виноградники, зачастую во вред другим культурам, что приводит к подорожанию хлеба, продовольственным затруднениям. Римские легионеры разводят виноградники и производят вино во многих провинциях империи и даже на территории современной Англии.
В 91 году римский император Домициан в связи с трудностями продажи вина, производимого непосредственно в столице и ее окрестностях, запрещает его изготовление в отдаленных провинциях. Запрет, как правило, не соблюдался, хотя формально существовал около 2ОО лет, пока император Проб в 280 году не отменил его и, более того, не приказал разводить виноградники на Рейне и Дунае.
История подходов к алкогольным проблемам прошла много этапов. Далеко не сразу сформировалось современное представление об алкоголизме как о болезни, хотя уже в древних источниках можно найти упоминание о болезненном характере влечения к алкоголю. Медицинский подход отражается, например, в высказываниях римского юриста Ульпиана (170−228 годы н.э.), который неумеренное пьянство считал проявлением болезни.
Широкую популярность получили в прошлом
В то же время это правильное в принципе утверждение привело к формированию концепции, отрицающей понимание алкоголизма как болезни. Она получила широкое распространение
Во многих странах между представителями таких подходов и врачами, а также лицами, придерживающимися медицинских взглядов на алкоголизм, шли острые дискуссии. Вынужденные признать очевидное наличие болезненных расстройств в конкретных случаях, сторонники
Концепция оказалась совершенно несостоятельной, когда речь шла о терапевтических подходах к алкоголизму, так как она отвергала саму идею необходимости медицинского вмешательства, заменяя последнее моральным осуждением, порицанием, проклятьем и т.д. Люди, страдающие алкоголизмом, члены их семей слушали проповеди и призывы, но реальной помощи не получали и, несмотря на скептическое отношение к медицине, вынуждены были обращаться к врачам. Даже принимая во внимание недостаточную эффективность лечения, в ряде случаев они видели излечение острых алкогольных психозов, улучшение общего состояния здоровья и в части случаев наступление длительных ремиссий.
Одностороннее
Комментарии
Смотри также
25 июня 2003 | 17:06
Эйфория, что это?
Прием наркотика вызывает состояние эйфории. «Эйфория» — это термин, которым медики называют особое состояние психики, эмоций, телесных ощущений, изменений в сознании, которые у наркоманов входят в понятие «кайф». Это то самое состояние благодати, которое заставляет вновь возвращаться к употреблению наркотика.
09 июня 2003 | 15:06
Что такое психоделики?
Группа психоделических препаратов или галлюциногенов включает в себя множество природных средств растительного происхождения: каннабис (гашиш, марихуана), пейотль, мускатный орех, псилоцибиновые грибы, семена ипомеи и т.д., а также синтезированные вещества, химические аналоги растительных препаратов: мескалин, псилоцибин, ЛСД.
22 мая 2003 | 09:05
Не злоупотребляйте снотворными!
Вот как описывает Аркадий Ровнер «рацион» среднего московского хиппана шестидесятых годов: «Обычно начинали со снотворного, с какого-нибудь димедрола — полпачки, пачки, двух. Я стадию димедрола не прошел и очень этим гордился: от него тяжелая тупость. Димедрол — это антиаллергетик со снотворным эффектом.
12 мая 2003 | 16:05
Словарь жаргона наркоманов
Предлагаем Вам познакомиться со сленгом наркоманов, преимущественно отражающим отношения с героином. Вообще названий героина в лексиконе подростка бесконечное множество, в телефонных разговорах, скрываясь от родителей, они могут использовать самые разные «образы», чаще всего продуктовые: «свежий белый хлеб», «черная икра», «наше молоко» и т. д.
08 мая 2003 | 10:05
Детская наркомания
За годы советской пропаганды у российский родителей прочно укрепилось отношение к наркомании, как к отвратительному пороку Дикого Запада, поэтому многие из них не воспринимают наркотическую зависимость как болезнь, как несчастье человека, воля которого оказалась парализована. Следствием этого является и недостаточно серьезное отношение к наркомании, неспособность представить себе масштабы вреда и осложнений, которые часто бывают необратимыми.
|