Сегодня 29 апреля 2024
Медикус в соцсетях
 
Задать вопрос

ЗАДАТЬ ВОПРОС РЕДАКТОРУ РАЗДЕЛА (ответ в течение нескольких дней)

Представьтесь:
E-mail:
Не публикуется
служит для обратной связи
Антиспам - не удалять!
Ваш вопрос:
Получать ответы и новости раздела
24 января 2002 00:00   |   Г. И. ГРИГОРЬЕВ, А. Г. БОЛЬСИС, В. Ф. ЗВЕРЕВ. И. А. ИВАНОВ, Н. И. МОИСЕЕВА Международная Ассоциация по изучению резервных возможностей человека, Санкт-Петербург

ОТНОШЕНИЕ К РЕЛИГИИ ЛИЦ, ЛЕЧИВШИХСЯ С ПОМОЩЬЮ ПСИХОТЕРАПИИ ОТ ВРЕДНЫХ ПРИСТРАСТИЙ (АЛКОГОЛИЗМА, НАРКОМАНИИ, ТАБАКОКУРЕНИЯ И ЧРЕВОУГОДИЯ)

Лечение наркомании было начато в МИРВЧ в 1988 г. с применения классического метода народного врача СССР А. Р. Довженко. Однако вскоре главный специалист МИРВЧ Г. И. Григорьев начал разработку собственного метода, в котором сочетались приемы, взятые из метода стрессотерапии А. Р. Довженко, опыт борьбы с алкоголизмом Русской Православной Церкви и духовно-психологический опыт православного душепопечения. К 1993 г. им был создан новый оригинальный метод стрессотерапии алкоголизма и других болезненных влечений, получивший название метода “целебного (лечебного) зарока”.
Метод получил широкое распространение, и совершенно естественно возникла необходимость выяснения, каков процент среди лиц, обратившихся в МИРВЧ, верующих, стремящихся после лечения прийти для совершения церковных таинств в храм к священнику и какова успешность лечения среди лиц с различным отношением к вере, для чего проведено анкетирование пациентов, обратившихся в МИРВЧ в 1992 г. Кроме того, врачами МИРВЧ, ведущими первичный прием лиц, обратившихся в Институт по поводу табакокурения и связанного с перееданием ожирения в 1994 г, проведено специальное исследование.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Анкетирование лиц, обратившихся за психотерапевтической помощью в МИРВЧ по поводу алкоголизма, проводилось до лечения. Анкету заполняли сами пациенты. В нее были включены следующие вопросы
1. Ваше отношение к вере:
— считаю необходимым пройти обряд приобщения
к вере (крещение или др.)…………………………………………………………….(да, нет)
— считаю необходимым посещать церковные
таинства (исповедь, причастие или др.)……………………………….…………… (да, нет)
— считаю необходимым ходить в храм регулярно……………..……………………(да, нет)
— считаю необходимым ходить в храм хотя бы
иногда………………………………………………………………………………… (да, пет)
— ходить в храм не обязательно, главное,
чтобы Бог был в душе…………………………………………………………………да, нет)
2. Какую религию Вы исповедуете: православную, католическую, протестантскую, др. христианские вероисповедания; буддизм, мусульманство, иудаизм, др. религии……………………………………………………………………………………………….3. Считаете ли Вы себя верующим в:
— добро и нравственные общечеловеческие
ценности……………………………………………………………………………….(да, нет)
— судьбу и предопределение …………………………………………………………..(да, нет)
— мир духов (полтергейстов, барабашек,
домовых и пр..……………………………………………………………………….. (да, нет)
— магию и оккультизм …………………………..(да, нет)
— НЛО и инопланетные цивилизации ………… (да, нет)
— Высший Космический Разум …………………(да, нет)
— Бога ……………………………………………..(да, нет)
— самого себя …………………………………….(да, нет)
Анализируя анкеты, мы выделили три группы. I — неверующие, II — колеблющиеся. III — верующие
I. К группе неверующих мы относили не только тех лиц, которые объявляли себя неверующими, но и тех, которые заявляли, что они верят в судьбу, мир духов, НЛО, Высший Космический Разум и в самого себя (даже если они при этом отмечали, что верят в Бога тоже). Ответы на вопросы 1 и 2 в этом случае не принимались во внимание.
II- К группе колеблющихся отнесены люди, претендующие на то, что они скорее верят, чем не верят в Бога, могущие даже указать конфессию, но считающие, что в храм ходить и пройти обряд приобщения к религии не обязательно и важно только, чтобы Бог был в душе.
III Верующими людьми мы признавали только тех лиц, которые:
отвечали, что верят в Бога (кроме того, возможна и вера в добро и нравственные общечеловеческие ценности); указывали конфессию;
отвечали, что считают необходимым обряд приобщения к религии, а также посещения храма (регулярно или иногда) и соблюдение церковных таинств.
Материалом исследования послужили 2585 анкет больных алкоголизмом, заполненных до лечения на 13−ти сеансах, проведенных в МИРВЧ в январе-сентябре 1992 года; 130 человек, страдающих наркоманией переедания и 85 человек, лечившихся от курения. Эти две последние группы лечились в 1994 году, когда опрос проводился по менее подробной анкете, где учитывался только ответ — верит человек в Бога или нет.
ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Анализ анкет показал, что среди лиц, явившихся на лечение методом целебного зарока по поводу алкоголизма (2585 человек), верующие составляют 26,1% (676 чел.), колеблющиеся — 33.3% (860 чел.) и неверующие — 40.6% (1049 чел.). Таким образом, в той или иной мере Бога признают 59,4%.
В результате лечения большинство больных не пьют обусловленный ими самими срок, на который принят зарок, или даже больше этого срока, но некоторые лица зарок нарушают или снимают его, еще не успев нарушить. В обоих случаях больные являются в МИРВЧ для осуществления врачом соответствующей процедуры.
Причины, по которым люди снимают зарок, не нарушив его, чаще всего сводятся к следующему:
1) необходимость принимать лекарства, настоянные на спирте (чаще всего — сердечные средства);
2) отъезд в заграничные командировки, где пациент может столкнуться с выпивкой как служебной необходимостью или переезд в другой город, что лишает пациента возможности в случае необходимости обратиться к врачу;
3) предстоящие семейные торжества (свадьбы);
4) желание теперь не пить самому, “по своей воле”. Иногда — утверждение, что лечение было предпринято по настоянию родственников, а “тяги к алкоголю не было и нет”;
5) уговоры (угрозы?) окружающих;
Если расположить болезненные влечения в порядке от более “естественных” (чревоугодие) к менее естественным (винопитие) и вовсе неестественным (табакокурение), то получится картина, представленная в табл. 3.
Таблица 3
Частота обнаружения в той или иной степени верующих людей и атеистов среди лиц, страдающих различными наркоманиями
Тип наркомании
Верующие (%)
Атеисты (%)
Чревоугодие
65,0
35,0
Пьянство
59,4
40,6
Табакокурение
39,0
61,0
Как видно из табл. 3, число верующих доминирует, когда дело касается чревоугодия и минимально — когда речь идет о курении.
Таким образом, представленность верующих, колеблющихся и неверующих различается в группах лиц с разными типами наркомании, варьируя от 39% до 65% для верующих и склоняющихся к вере и от 35% до 61% для атеистов. В целом же твердо верующие в наиболее представительной группе лиц, страдающих алкоголизмом, составляют более 1/4 проходящих лечение (26,1%).
Успешность лечения связана с религиозностью пациентов непрямым образом: общее число верующих влияет на успешность сеанса в целом более значительно, чем на эффективность лечения отдельного человека.
“Вестник психотерапии 1998 №5(10)
Комментарий редактора: данная статья- одна из немногих, касающихся “целебного зарока”.Несомненно, будет интересна специалистам, работающим в области наркологии.

Поделиться:




Комментарии
Смотри также
29 января 2002  |  00:01
ЛИКИ НЕДУГА
ЛИКИ НЕДУГА
14 января 2002  |  00:01
ЛЕЧЕНИЕ ХРОНИЧЕСКОГО АЛКОГОЛИЗМА
Хронический алкоголизм является заболеванием, излечение которого, особенно в тяжелых его степенях, подчас кажется невозможным. Тем не менее, при известном умении, настойчивости и терпеливости врача, а также рациональном выборе соответствующих методов лечения можно добиться излечения или ремиссии даже в самых тяжелых случаях алкоголизма.
14 января 2002  |  00:01
Патологическая анатомия хронического алкоголизма.
У пожилых алкоголиков мозг уменьшается в объеме и в весе, что обуславливается атрофическими процессами. У алкоголиков находили утолщение костей черепа. В центральной нервной системе, а также в периферических нервах отмечаются распространенные дегенеративные изменения.
29 декабря 2001  |  00:12
Особенности коррекции семейных взаимоотношений в семьях подростков с героиновой наркоманией
Особенности коррекции семейных взаимоотношений в семьях подростков с героиновой наркоманией
21 декабря 2001  |  00:12
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ С РИСКОВАННЫМ СЕКСУАЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ БОЛЬНЫХ С ПРИОБРЕТЕННЫМ СИФИЛИСОМ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ С РИСКОВАННЫМ СЕКСУАЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ БОЛЬНЫХ С ПРИОБРЕТЕННЫМ СИФИЛИСОМ