Введение
Преподавание стоматологических дисциплин в системе последипломного обучения врачей было начато более 100 лет назад, когда в Клиническом институте Великой княгини Елены Павловны был открыт курс стоматологии, преобразованный позже в кафедру.
В ЛенГИДУВе в 20−70−е годы ХХ века были созданы кафедры:
детской и подростковой стоматологии, ортопедической стоматологии, терапевтической стоматологии № 1, терапевтической стоматологии № 2,
челюстно-лицевой хирургии с курсом ортодонтии и протезирования, которые рассредоточились по городским клиническим базам. Они многие годы успешно готовили тысячи специалистов по всем стоматологическим специальностям.
В 1997 г. эти кафедры СПбМАПО были объединены в стоматологический факультет. В первый год создания факультета определилась долговременная программа развития стоматологии в СПбМАПО, которая реализуется и в настоящее время.
За 5 лет работы факультета обострились многие проблемы, связанные с изменениями, происходящими в обществе и здравоохранении России. Привычные стереот
ипы, сформировавшиеся за десятилетия жизни стоматологических кафедр, начинали рушиться, возникли сложности во взаимоотношениях с базовыми поликлиниками, которые переходили на хозрасчетные – рыночные формы деятельности. Негосударственные стоматологические центры и кабинеты быстро переоснащались современным оборудованием и осваивали новейшие технологии, опережая государственные медицинские учреждения. Врачи, приезжая на обучение, начинали предъявлять новые требования к кафедрам, к которым те в полной мере не были готовы. Все это требовало
каких-то осознанных последовательных действий со стороны кафедр, направленных на новые формы организации и управления. Эти мотивы побудили авторов настоящей статьи провести анализ существующего положения дел в вузовской стоматологии, приглашая тем самым коллег из других вузов на диалог.
В России, по статистическим данным Минздрава, работает более 46 тыс. врачей-стоматологов, около 20 тыс. – зубных врачей, 20 тыс. – зубных техников и несколько десятков тысяч медицинских сестер, помощников врача, рентгентехников стоматологических поликлиник. Это число, по-видимому, увеличивается на 1/3 за счет негосударственных структур, сформировавшихся за последние годы не только в крупных городах, но и в районах (табл. 1).
Ежегодно число стоматологов пополняется тысячами выпускников 30 стоматологических медицинских институтов и факультетов. Подготовка на студенческой скамье, в интернатуре, ординатуре и на учебных циклах последипломного обучения требует работы на клинических базах (Володин Н.Н., 2002). Только в системе усовершенствования врачей ежегодно необходимо обучать при 5−летнем цикле 8−10 тыс. врачей-стоматологов, работающих в государственных медицинских учреждениях. Поскольку для каждых 5 обучающихся требуется один преподаватель в клинике, а длительность учебного цикла составляет около 1 месяца, можно предположить, что при односменной работе необходимо иметь более 200 оборудованных учебных рабочих мест. Эти цифры являются для РФ расчетными и, естественно, ориентировочными.
Для Санкт-Петербурга имеются более точные данные по использованию стоматологических рабочих мест для обучения врачей. Всего в городе и области работает в стоматологической службе около 5 тыс. врачей. За год в нашей Академии подготовку проходят 1,5 тыс. специалистов из государственных учреждений и 0,4 тыс. из частных и ведомственных структур. Дополнительно обучаются в других институтах менее 10% (125 человек) от указанного количества, подготовленных в МАПО. Необходимое число рабочих мест для подготовки врачей-слушателей (с учетом длительности обучения и числа рабочих месяцев в году) составляет около 35, с учетом подготовки клинических ординаторов и интернов (общее число 92) – ещё 20. Следовательно, для работы в одну смену требуется 50−60 рабочих мест для подготовки указанного числа врачей.
В СПбМАПО на кафедрах используется 40 стоматологических кресел, в хозрасчетных структурах – 6 кресел, в факультетской поликлинике в 2001 г. частично еще 6 кресел. Следовательно, расчетные данные и фактическое число мест совпадает
по Санкт-Петербургу, что дает нам возможность более уверенно интерпретировать величины в масштабе страны и говорить о значимости существующих проблем, поскольку они не решены, и клиническая подготовка врачей и студентов нуждается в улучшении.
В последипломном образовании имеются серьезные проблемы. В первую очередь они связаны с плохой материальной базой кафедр, слабым финансированием, отсутствием собственных баз и др. Сегодня для последипломного образования преимущественно используются местные базы, т.е. базы стоматологических поликлиник, которые оснащены слабо и не благоприятствуют хорошим результатам обучения (Леонтьев В.И., 2001). Ещё в 80−е годы одним из разделов программы перспективного развития стоматологической службы в стране было создание вузовской инфраструктуры для подготовки врачей. Но эти вопросы не решены до сих пор. (Полуев В.И., 2001).
Клиническая подготовка. В настоящее время в большинстве вузов используются различные модели организации клинической подготовки врачей (табл. 2). В этой связи существуют и различия в экономических взаимоотношениях между сторонами.
Рассмотрим первый традиционный вариант расположения кафедры на территории городской поликлиники. Здесь можно выделить 3 существующих финансовых противоречия – между бюджетом поликлиники, бюджетом вуза и теневым бюджетом участников лечебного процесса, в который вовлечены преподаватели-стоматологи.
Как правило, поликлиника, являющаяся базой кафедры, несет свои затраты на содержание зданий и должна думать об их компенсации из различных источников, в том числе из бюджета вуза. В свою очередь, администрация вуза правомерно считает, что участие в подготовке врачей поликлинической базы в лечебном процессе компенсирует эти затраты на содержание кафедры. В ряде случаев кафедра старается принять участие и в хозрасчетной работе поликлиники, что не всегда выгодно врачам поликлиники. Нельзя скрывать и тот факт, что десятилетиями преподаватели, работающие на базе городских поликлиник, имели частные взаимоотношения с пациентами и формировали за их счет свой теневой бюджет, который становился основным для их семей.
Подобные тенденции необходимо учитывать, так как официальная заработная плата преподавателя в несколько раз может уступать зарплате практикующих врачей.
Вторая модель работы – работа кафедры на базе коммерческих фирм – является неустойчивой по нескольким соображениям. Слишком далеко расходятся интересы хозрасчетной стоматологической помощи с задачами обучения врачей. Тем не менее, в ряде случаев эти фирмы заинтересованы в повышении своего имиджа за счет привлечения высококвалифицированных преподавателей Академии. Положительной стороной второй модели является, как правило, хорошее оснащение стоматологических кабинетов и возможность преподавателей получить дополнительный заработок от приема пациентов. Эта модель для вуза, как и первая, не приносит дополнительных финансовых поступлений от клинической деятельности преподавателей.
В других странах частные стоматологические центры охотно сотрудничают с факультетами, приглашая молодых специалистов на свою базу для работы в качестве помощника дантиста, а после получения страховки – и на должность дантиста. При этом ведущие стоматологи этих центров входят в кафедральный штат в качестве преподавателей. К примеру, на кафедре общей стоматологии Айовского университета (США) (зав. каф. – проф. П. Лойд) число совместителей, работающих в приватных стоматологических центрах, превосходит число штатных преподавателей, даже несмотря на хорошо оснащенную университетскую базу.
Вузы РФ ограничены в средствах для открытия и оснащения своих стоматологических отделений, что заставляет их в ряде случаев арендовать не только помещения, но и стоматологическое оборудование. Эта модель используется менее часто, чем два первых варианта. Авторы этой публикации не в полной мере уверены в рентабельности подобного подхода, но считают, что она жизнеспособна в отдельных случаях и может быть рентабельна как для фирмы-арендодателя, так и для вуза.
Четвертая модель требует больших капиталовложений, так как одно современное рабочее место для стоматолога
составляет около 15−20 тыс. долларов. Уменьшение расходов сопряжено со снижением качества оборудования и условий работы преподавателя
и врачей-слушателей или клинических ординаторов, а также ухудшение качества стоматологических услуг.
Опыт СПбМАПО свидетельствует о том, что эта модель по ряду признаков является оптимальной. С позиций администрации можно выделить несколько положительных моментов: долгосрочная перспектива, быстрая окупаемость затрат, возможность адаптировать рабочие места к задачам обучения врачей, получение прибыли от клинической деятельности, формирование заработной платы преподавателей из бюджета и хозрасчетной деятельности стоматологического учебного центра.
Анкетирование клинических ординаторов и интернов стоматологических кафедр
В последние годы подготовка в интернатуре и ординатуре стала для выпускников обязательной. Выпускники медицинских вузов имеют возможность выбора для дальнейшего продолжения образования между разными учреждениями последипломного образования, в Санкт-Петербурге большинство из них обучаются в МАПО, причем на платной основе. В этой связи первая группа вопросов при анкетировании 85 интернов и клинических ординаторов была связана с причинами выбора учреждения для последипломного обучения (табл. 3).
Наиболее привлекательным моментом был высокий авторитет преподавателей, возможность дальнейшего совершенствования и престиж Академии. По-видимому, выпускники в должной мере не оценивали свою исходную подготовку или не знали о возможности отработки техники на фантомах, так как лишь 13% отметили п.5.
Интересна самооценка выпускников об объеме мануальных навыков, освоенных в вузе (табл. 4). Даже лечение неосложненного кариеса является проблемой по крайней мере для 8,2% молодых стоматологов, лишь 87,1% освоили методику удаления зубного камня и 70,6% технику проводниковых анестезий. Другими мануальными навыками владеет еще меньшее число выпускников. Эти данные свидетельствуют о том, что практическая подготовка в вузе недостаточна, вероятно, из-за слабой клинической базы и малого числа занятий на фантомах. Этот пробел адекватно оценивают сами выпускники и ждут от последипломной подготовки наличия индивидуального рабочего места (80,4%), хорошей опеки со стороны преподавателя (73%), возможности тренинга на фантомах и работы с больными (табл. 5).
По сути дел в первый период обучения в интернатуре и ординатуре необходимо устранять проблемы вузовской подготовки. При этом половина анкетированных врачей хотели бы освежить теоретический курс путем ротации через смежные кафедры (п. 5).
В какой мере принятые формы подготовки и материальная база кафедр соответствуют пожеланиям в процессе обучения в интернатуре и ординатуре? Мнения о программе обучения разделились по нескольким пунктам анкеты (табл. 6), но большинство опрошенных были единодушны в том, что мало практики (63,5%), работа ведется на устаревшем оборудовании (53%) и недостаточно современных технологий (28%).
В определенной мере мануальные навыки пополняются за счет совмещения ординаторами работы в поликлинике в качестве стоматолога (30,6%) или помощника врача (25,9%)
В итоге при подготовке в СПбМАПО ожидания оправдались у большинства ординаторов (табл. 7).
Ответы на вопросы, характеризующие потенциальное желание молодых стоматологов заниматься преподавательской деятельностью, свидетельствуют о том, что более 40% интересуются такой возможностью в принципе, уже в ординатуре имеется доступ к специальной литературе и большинство врачей довольны тем, что связали свое обучение СПбМАПО.
Нерешенные проблемы преподавателей
В то же время существует множество проблем в реализации подобного рода проектов даже при решении всех технических вопросов. Первое и самое главное – это как оценивается модель подготовки в собственных учебных центрах сотрудниками кафедр. Опыт открытия первого академического стоматологического отделения (1998 г.) показал, что ни одна из 5 стоматологических кафедр не изъявила желания перейти на эту базу. Ни одна из кафедр не смогла выделить менеджера (главного врача) для организации работы на собственных площадях. В результате отделение возглавил менеджер от администрации клиники СПбМАПО, который ведет эту работу и в настоящее время.
Можно выделить несколько вероятных причин нежелания сотрудников работать в режиме академического отделения:
переход в сферу прозрачности всех финансовых дел;
необходимость вести прием больных по заранее определенному регламенту;
боязнь потерять свой контингент пациентов;
сомнение о целесообразности нововведений.
Тем не менее, многолетний опыт работы декана и других представителей администрации, позитивные примеры в других сферах деятельности СПбМАПО по перестройке менеджмента, нестабильность положения на городских базах способствовали постепенному усилению роли вузовских учебных центров.
Мнение преподавателей о вузовской стоматологии
Анкетирование преподавателей 5 стоматологических кафедр проводилось в течение марта 2002 г. Были соблюдены условия анонимности анкетирования и даны пояснения о его цели и важности для грядущих перемен в работе кафедр. Всего было собрано 55 анкет, которые анализировали путем сопоставления пунктов по каждому участнику с последующим обобщением. Отбраковки из-за противоречий внутри анкеты не было (табл. 8).
Анкета для преподавателей стоматологических кафедр СПбМАПО
Пояснение декана. В стоматологической службе и, и в том числе, в преподавании нашей дисциплины происходят значительные перемены, что заставляет искать новые формы взаимодействия между кафедрами, клиническими базами и администрацией вузов. Мы просим заполнить эту анонимную анкету, которая поможет принимать адекватные решения в процессе перемен, происходящих в стоматологии с учетом мнения преподавателей.
«Остальные «%» относятся к категории «сомневаюсь», вынесенной в отдельную строку в первичном бланке анкеты.
Итоги этой части анкетирования (табл. 8) свидетельствуют о многом. Преподаватели недовольны заработной платой и, как следует из дополнительного опроса, они хотели бы иметь заработную плату 500−600$ (16,6%), 700−800$ (20,8%), 900−1000$ (62,6%). Многих не устраивает необходимость работы по совместительству (76,4%), или необходимость вести прямые финансовые отношения с пациентами (36,4%).
В целом взаимоотношения в коллективе можно оценить как положительные и преподаватели не подавлены административной активностью со стороны СПбМАПО. В то же время большая часть опрошенных отмечает зависимое положение от администрации поликлиник (65,5%). Большинство опрошенных хотели бы работать в лучших помещениях на более современном оборудовании и осваивать новые технологии, так как нынешние условия весьма скромные (п. 6, 7, 8). Преподаватели не перегружены клинической и педагогической нагрузкой, большинство положительно оценивает возможные должностной (51%) и профессиональный рост (41,8%). Многие сотрудники хотели бы иметь одно хорошее рабочее место и не метаться между клиническими базами (58,2%).
Оценка большинства преподавателей совпадает с мнением Администрации о существующем положении вещей, что облегчает инновационный процесс и снижает риск конфликтов между сторонами. На этом общем фоне отмечены вполне естественные индивидуальные флюктуации по различным вопросам, которые свидетельствуют об искренности анкетируемых и соблюдении анонимности опроса.
Преподавателям стоматологических кафедр был задан вопрос: «С учетом Вашего опыта или размышления оцените работу преподавателя и ведение педагогического процесса в трех вероятных условиях». Ответы выглядели следующим образом:
кафедра традиционно работает на базе городских поликлиник (за – 34,5%);
кафедра или отдельные сотрудники преподают у кабинетах коммерческих структур (за – 11%);
кафедра располагается в отделениях МАПО (за – 54,5%).
При этом были отмечены некоторые особенности мнений преподавателей разных кафедр. Сотрудники, работающие на окраинах города, в большинстве своем готовы перебраться в академические центры. Кафедра, которой в перспективе могут предложить покинуть одну из центральных поликлиник в исторической части города, не изъявляет желания перейти в подразделения СПбМАПО. За переселение выступает одна из кафедр, где нет хороших условий и сотрудники ознакомлены с новыми помещениями и оборудованием для учебного и клинического процесса.
Вторая часть анкеты, с нашей точки зрения, выглядит достаточно оптимистичной (табл. 9).
Большинство преподавателей любят свою профессию, не собираются менять работу, представляют все сложности и недостатки деятельности педагога в настоящее время, но мало знают о планах администрации по развитию стоматологических кафедр СПбМАПО (26,4%). Необходимо отметить, что не все они стремятся покинуть насиженные места (21,8%), что является естественным проявлением консерватизма, часть сотрудников (38,2%) не готовы работать в клинике в свободное от преподавания время или быть кураторами клинических ординаторов и отвечать за их работу в отделениях (41,8%). Отмеченное процентное распределение достаточно характерно для обычного соотношения активной и пассивной части любого производственного коллектива и психологических установок в обществе, при котором лишь 1/4 готова стремиться к ним (Беляков Н.А., Щербо А.П,, 2002). Чаще всего это более молодая и способная часть коллектива. В соответствии с современными принципами управления персоналом перемены в таком коллективе возможны в двух случаях:
а) при поддержке перемен сомневающимися людьми (их также около 1/4 части) и блокировании противников перемен;
б) при значительном обновлении персонала сторонниками перемен с перемещением противников инноваций на неключевые роли. Российский менеджмент свидетельствует о том, что грамотная ротация кадров может дать 70−80% повышения эффективности (Залюбовский И.Г., 2002).
В процессе перемен в структуре и функции стоматологических подразделений необходимо учесть несколько характерных аспектов менталитета специалистов этой области. Чаще всего они не склонны участвовать в командной работе, так как основная часть их профессиональной жизни приучила контактировать непосредственно с пациентом и с ним решать финансовые вопросы без участия окружающих. Этот принцип разрушается в структурах, где присутствует хорошая возможность заработать и получать деньги через кассу и одновременно существует достаточный контроль за финансовыми потоками. В госучреждениях этого пока нет, но процесс необратим, и дело времени и, вероятнее всего, смены поколений для формирования цивилизованных взаимоотношений между администрацией и исполнителями.
Сегодня основной проблемой в бизнесе любой организации является качество персонала. Существующий рынок услуг, в том числе образовательных в области стоматологии, от участников процесса требует не только профессиональных качеств, но и человеческих – умения фокусироваться на общих целях, умения достигать их, работать в команде, лояльности и трудоспособности. В данной фразе, взятой из работы Т.П. Яппорова (2002), формулируется взгляд профессионала в области управления. и далее там же: «В целом это интегрированное профессиональное человеческое качество персонала, к сожалению, сегодня в России достаточно низкое. Мы многого не достигаем только из-за того, что разучились работать интенсивно, результативно, в команде, лояльно к работодателю… Пока мы не поймем, что изменилась страна, изменилась экономика, мы стали частью мира, ничего не изменится. Качество нашего труда не повысится, пока мы сами не начнем меняться».
Анализируя успехи своей фирмы, Т. Яппоров отмечает, «…что это происходило на фоне очень интенсивной смены персонала и подбора людей, которые не только по профессиональным, но и по своим человеческим параметрам способны к работе по описанной выше модели. Их оказалось не так много. И это вопрос для нас: готовы мы к современной модели организации работы и хотим ли мы в ней участвовать?».
Такого рода анализ и его результаты необходимо учитывать в каждой сфере деятельности, в том числе и в нашей практике. Учитывать как руководителям, так и преподавателям, которые должны прогнозировать действия и последствия с каждой стороны и делать процесс перемен по возможности менее болезненным. Для этих преобразований важно учитывать опыт западных университетов и историю советского периода развития стоматологических школ, но придется по сути начинать почти с нуля, так как современные перемены в России имеют много особенностей (Залюбовский И.Г., 2002).
Следовательно, приступая к существенным изменениям преподавания стоматологии в системе последипломного образования, необходимо позаботиться о кадровых ресурсах из молодежи. Мы начали подготовку преподавателей, которых заранее ориентируем на новые формы работы с клиническими ординаторами и интернами. По-видимому, здесь влияют многие, в том числе психологические, социальные и бытовые причины, которые следует учитывать при подборе преподавателей-стоматологов для работы в вузовских стоматологических отделениях.
Обнадеживающе выглядит завершающий вопрос анкеты, из которого следует, что подавляющее большинство примет любые разумные перемены и понимают их своевременность (89%).
Таблица 1
Число специалистов Российской Федерации, работающих в области стоматологии в госучреждениях и в системе Минздрава на 2001 г.
(статистические данные по форме № 17)
Специальность | Общее число |
Стоматологи | 7768 |
Стоматологи-терапевты | 20381 |
Стоматологи-хирурги | 4457 |
Стоматологи детские | 4112 |
Стоматологи-ортопеды | 8234 |
Стоматологи-ортодонты | 1517 |
Зубные врачи | 21100 |
Зубные техники | 20551 |
Средний медицинский персонал стоматологических поликлиник | около 100000 |
Таблица 2
Организационные модели стоматологических кафедральных учебных баз в СПбМАПО
№ п/п | Модели | Долго-временная перспектива | Прибыль от лечебной работы | Число кафедраль- ных кресел | Оценка модели сотрудниками | оценка модели администрацией МАПО |
1 | Кабинеты кафедр на территории городских поликлиник | - | + | 44 | + | - |
2 | Работа сотрудников кафедр в кабинетах коммерческих структур | - | - | 6 | + - | - |
3 | Аренда помещений и оборудования | - | + | 0 | + - | ? |
4 | Собственная база СПбМАПО | + | + | 17 | + | + |
Таблица 3
Результаты анкетирования клинических ординаторов интернов стоматологических кафедра СПбМАПО
№ п/п | Какие преимущества СПбМАПО Вас привлекли при выборе этого учреждения? | % (n = 85) |
1 | Высокий профессиональный уровень преподавателей | 83,5 |
2 | Доступ к самостоятельной профессиональной деятельности под контролем преподавателя | 65,9 |
3 | Престиж СПбМАПО | 54,0 |
4 | Хорошая материально-техническая база | 38,8 |
5 | Возможность отработки мануальных навыков на фантомах | 12,9 |
Таблица 4
Оценка умений по материалам анкетирования
№ п/п | Каким объемом мануальных навыков Вы владели после окончания вуза? | % (n = 85) |
1 | Лечение неосложненного кариеса | 91,8 |
2 | Удаление зубного камня | 87,1 |
3 | Проведение проводниковой анестезии | 70,6 |
4 | Экстрация зуба | 69,4 |
5 | Лечение осложненного кариеса | 58,8 |
6 | Лечение заболеваний слизистой оболочки полости рта (стоматиты) | 40,0 |
7 | Вскрытие абсцесса в полости рта | 32,9 |
8 | Лечение пародонта | 32,9 |
9 | Шинирование челюстей одно- или двухсторонние | 11,8 |
10 | Удаление сверхкомплектных зубов | 10,6 |
11 | Шинирование зубов одно- или двустороннее | 9,4 |
12 | Удаление ретинированных зубов | 7,1 |
13 | Лечение доброкачественных новообразований в полости рта | 2,4 |
Таблица 5
Пожелания по улучшению послевузовской подготовки
№ п/п | Какой должна быть оптимальная подготовка в ординатуре или интернатуре по стоматологическим специальностям? | % (n = 85) |
1 | Наличие индивидуального рабочего места | 80,4 |
2 | Дополнительная практическая работа с больными | 76,5 |
3 | Число ординаторов у преподавателя ограничено – 2−3 | 72,9 |
4 | Возможность отработки навыков на манекенах | 64,7 |
5 | Возможность ротации по всем кафедрам стоматологического профиля | 52,9 |
6 | Возможность занятий научными исследованиями | 49,4 |
Таблица 6
Недостатки послевузовской подготовки
№ п/п | Что Вас не устраивает в программе подготовки? | % (n = 85) |
1 | Мало практики | 63,5 |
2 | Устаревшее оборудование | 52,9 |
3 | Слишком мало теоретических занятий | 23,5 |
4 | Слишком много теоретических занятий | 18,8 |
5 | Отсутствие контроля со стороны преподавателя | 12,9 |
6 | Избыточная опека со стороны преподавателя | 2,4 |
7 | Много практики | 2,4 |
8 | Отсутствие современных технологий | 28,0 |
Таблица 7
Потенциальные возможности формирования преподавателя у выпускников интернатуры и ординатуры
№ п/п | Насколько оправдались Ваши ожидания по качеству обучения в СПбМАПО | % (n = 85) |
1 | Оправдались | 79 |
2 | Скорее не оправдались, чем оправдались | 11,8 |
3 | Не оправдались, и я разочарован (-а) | 3,5 |
| Интересует ли Вас работа в качестве преподавателя МАПО? | |
1 | Да | 44,7 |
2 | Нет | 54,1 |
| Что ограничивает продолжение карьеры в качестве преподавателя? | |
1 | Сложно заниматься научными исследованиями | 14,1 |
2 | Не привлекает в целом | 25,9 |
3 | Заработная плата не соответствует объему работы | 31,8 |
4 | Не знаю | 21,2 |
| Есть ли у Вас проблемы с доступом к современной литературе? | |
1 | Нет | 70,6 |
2 | Есть | 3,5 |
3 | Не знаю | 22,4 |
| Жалеете ли Вы о выборе МАПО в качестве учреждения для последипломного образования? | |
1 | Да | 11,8 |
2 | Нет | 84,7 |
Таблица 8
Анкета для преподавателей стоматологических кафедр СПбМАПО
№ п/п | Вопросы для анкетирования | Да | Нет |
| Отрицательные моменты в работе преподавателя-стоматолога? | | |
1 | Низкая заработная плата в сравнении с практикующими стоматологами | 87,3 | * |
2 | Необходимость постоянно работать по совместительству | 76,4 | 16,4 |
3 | Необходимость принимать деньги от больных | 36,4 | 29 |
4 | Зависимое положение от администрации поликлиник | 65,5 | 14,5 |
5 | Зависимое положение от руководства в МАПО (зав. кафедрой, зам. декана, декана, проректора, ректора) | 21,8 | 43,6 |
6 | Плохие помещения для приема пациентов и преподавания | 45,5 | 45,5 |
7 | Устаревшее оборудование | 67,3 | 25,5 |
8 | Отсутствие новых технологий | 69 | 20 |
9 | Чрезмерно большая педагогическая нагрузка | 5,5 | 78,2 |
10 | Чрезмерно большая клиническая нагрузка | - | 71 |
11 | Отсутствие возможности профессионального роста | 45,5 | 41,8 |
12 | Отсутствие возможности выполнять научную работу | 27,3 | 63,6 |
13 | Отсутствие перспективы должностного роста | 34,5 | 51 |
14 | Нездоровая обстановка в коллективе (кафедра или клиническая база) | 12,7 | 76,4 |
15 | Необходимость работать на нескольких клинических базах | 58,2 | 38,2 |
Таблица 9
Продолжение анкеты для преподавателей стоматологических кафедр СПбМАПО, мнения которых будут учтены при изменении структуры стоматологической службы Академии
№ п/п | Вопросы для анкетирования | Да | Нет |
1 | Вам нравится работа педагога стоматолога и ей Вы посвятите много лет или всю жизнь? | 85,5 | - |
2 | Вы периодически думаете об уходе в практическую деятельность полностью? | 411,0 | 76,4 |
3 | Вы полагаете, что оптимальной формой является работа преподавателем по совместительству | 36,4 | 51,0 |
4 | Вы понимаете все сложности и недостатки работы в должности преподавателя и готовы их изживать? | 85,5 | - |
5 | Знаете ли Вы о планах администрации по изменению условий работы преподавателей-стоматологов? | 26,4 | 67,3 |
6 | Поддерживаете ли Вы инициативу администрации по созданию академических стоматологических отделений, которые станут учебными базами? | 71,0 | 9,0 |
7 | Готовы ли Вы перейти на клиническую базу Академии из городской поликлиники? | 61,8 | 21,8 |
8 | Готовы ли Вы в качестве преподавания вести плановый прием больных в рабочее время в качестве шефа клинических ординаторов? Особенности работы – в кабинете 3 кресла, где лечат больных 3 ординатора 2−го года, в качестве помощников 3 интерна и одна мед. сестра. Вы отвечаете за всех | 41,8 | 41,8 |
9 | Будете ли Вы еще 2 часа работать на платном приеме в качестве стоматолога? | 40,0 | 38,2 |
10 | Я приму любые разумные перемены в работе наших стоматологических кафедр, т. к. они назрели | 89,0 | - |
Литература:
1. Беляков Н.А., Щербо А.П., Гончар Н.Т. и др. Финансовые затраты на подготовку врачей в СПбМАПО и на выездных циклах // Социальная и профилактическая медицина на рубеже веков. – СПб: СПбМАПО. – 2001 – С. 98−103.
2. Володин Н.Н. Панорама стоматологического образования // Cathedra. – 2002. № 1. – С. 11−15.
3. Залюбовский И.Г. Передовым достижениям альтернативы нет. // Управление персоналом. – 2002. - № 2 – С. 16−21.
4. Леонтьев В.К. О состоянии стоматологии в России и перспективах ее развития // Стоматология для всех. – 2001. № 4. – С. 4−15.
5. Полуев В.И. Особенности развития стоматологической службы в новых социально-экономических условиях. Автореферат…. ученой степени доктора медицинских наук. – М. – 2001. – 62 с.
6. Яппоров Т.П. Прозрачность в бизнесе – это высокие технологии. // Управление персоналом. – 2002. № 2. – С. 6−10.
Источник: Журнал «Экономика и менеджмент» № 3 (8), 2002