Почему так мало людей пользуется франшизами салонов красоты?
Салонный бизнес в стране бурно развивается. Но главное, быстро растет прослойка платежеспособных потребителей, для которых посещение салонов красоты становится привычным атрибутом жизни. По данным ассоциации «Старая Крепость», в 2003 году оборот рынка салонных услуг составлял $1,04 млрд, а в 2004 году эта цифра увеличилась более чем на 15%. Тенденция к ежегодному росту объемов салонного рынка на 10–15% сохраняется и сейчас.
На улицах российских городов глаз легко выхватывает из пестроты вывесок «салоны красоты». Однако если не рассматривать заведения экономического класса и класса люкс, то окажется, что уровень конкуренции в самом востребованном, среднем сегменте крайне невысок. По оценкам экспертов, с вновь создаваемым по всем законам жанра (в современном формате!) салоном готовы конкурировать не более 20% старожилов.
Другой аргумент в пользу салонного бизнеса — до сих пор высокая рентабельность (до 30–40%). По этому показателю он может соперничать и с ресторанным бизнесом,
Нет сомнений, приобретение франшизы — подходящий вариант для людей, стремящихся открыть салон красоты, но не имеющих необходимого опыта создания такого бизнеса, управления им. Приобретая франшизу, вы покупаете практически готовый бизнес, который можно не только увидеть на бумаге, но и изучить в реальности. Одно дело — создавать салон красоты по «нарисованному» проекту, и совсем другое — увидеть ровно то, что может получиться и у вас. Кроме того, абсолютное большинство франчайзеров вместе со своим брэндом предлагает «пакет интеллектуальной собственности», объем которого, как правило, таков, что в процессе создания салона почти не придется изобретать велосипед. Но если все так замечательно, почему же количество салонов, открытых по франшизе, столь ничтожно?
Прежде всего, примем во внимание тенденции развития российского рынка салонов красоты в целом. Сегодня в стране действует около 30 тысяч салонов и парикмахерских, причем чуть ли не десятая их часть сосредоточена в Москве — более двух с половиной тысяч. А теперь взгляните на табличку «Игроки». Очевидно, что наибольшего спроса следует ожидать именно в среднем сегменте
Проще говоря, франшизы есть, но далеко не те, которые предприниматели готовы были бы расхватывать как горячие пирожки. Мало того, внимательное изучение выставленных на продажу салонных франшиз приводит к еще более неожиданным «открытиям».
Входной билет
Сегодня в Москве представлены 15 франшиз от 12 компаний красоты. Сколько просят франчайзеры за возможность работать под своими торговыми марками? Позиционирование большинства франчайзинговых предложений на рынке практически полностью соответствует проводимой салонами политике ценообразования, хотя есть и исключения. Так, обнаруживается, что одна из наиболее узнаваемых марок в салонном бизнесе — «Персона» — весьма доступна (25 тысяч долларов за стартовый пакет при отсутствии роялти в привычном понимании), тогда как покупка франшизы
Средний срок окупаемости большей части франшиз составляет от трех до трех с половиной лет, это стандартный показатель для салонов красоты в целом. Однако сроки возврата инвестиций и стартовая цена франшизы — это еще далеко не все. Крайне важными оказываются условия договоров с франчайзи. Проведенный нами анализ продемонстрировал удивительное единство франчайзеров и предлагаемых ими условий сотрудничества, в абсолютном большинстве случаев — крайне жестких.
Никто не спорит, приобретение франшизы подразумевает, что вновь созданный салон красоты будет аналогичен прототипу и по внешнему виду, и по содержанию. Это требование совершенно логично. Однако попытки франчайзеров навязывать партнерам ограниченный список
Другая «странность», явно отпугивающая покупателей франшиз, — жесткое требование приобретать оборудование и материалы только у одобренных поставщиков. Но что если франчайзи обладает возможностью приобретать эту продукцию по таким же, а то и по более низким ценам? Кроме того, мало кто поспорит с утверждением, что косметологические средства различных марок одного класса едва ли будут сильно отличаться друг от друга по своим качествам и эффективности. То же можно сказать и об оборудовании.
Не менее жесткие требования предъявляются к франчайзи и в процессе работы. Непреложное правило — соблюдение всех технологических процессов и перечня предоставляемых услуг, принятых в салонах
Другое неприятное для потенциальных франчайзи обстоятельство — практика взаимодействия партнеров по истечении срока договора: пролонгация контракта в большинстве случаев бесплатна, но вот от дальнейшей уплаты роялти никто не освобождает. И это, мягко говоря, странно: ведь структура роялти подразумевает оплату не только использования торговой марки франчайзера, но и его реальной помощи — консультаций по ведению бизнеса, рекламной поддержки, обучения персонала. Между тем большинство этих задач после нескольких лет работы партнеры вполне могут решать самостоятельно. Тогда почему размер роялти неизменен?
Приобретая франшизу, франчайзи не только надеется получить «пакет интеллектуальной собственности», который избавит его от множества проблем, но и стремится воспользоваться торговой маркой, которая гарантировала бы ему такой же коммерческий успех, как у прототипа. Но кто возьмется утверждать, что громкие, красивые и «стильные» названия салонов, предлагающих франшизу, настолько узнаваемы, чтобы просить за их использование десятки тысяч долларов? Ведь даже в Москве, где
О том, что такое «Макдоналдс» на рынке
Во всех этих неувязках кроется ответ на вопрос о том, почему франчайзинг на рынке салонов красоты, несмотря на всю свою теоретическую привлекательность, в России практически не развит и не востребован. Притом что сама по себе отрасль активно развивается, прирастая ежегодно сотнями новых салонов красоты. Впрочем, есть основания полагать:
Так, на общем фоне приятно удивила недавно появившаяся франшиза салона красоты «Иночи». И хотя узнаваемость этого брэнда не выше, чем у других салонов красоты, компания продемонстрировала принципиально иной подход к франчайзинговой политике. Впервые сделана попытка взимать роялти не в виде фиксированной суммы, а с оборота партнерского салона красоты, причем франчайзер предоставляет шестимесячные «каникулы» с момента открытия нового салона (стандартная европейская схема). Интересны и условия договора, предоставляющие франчайзи значительную свободу — творческую и экономическую. Они могут сами выбирать поставщиков материалов и оборудования. Единственное требование — соблюдение условий «классовой принадлежности».
Судя по всему, активизации продаж салонных франшиз следует ожидать только тогда, когда подобные шаги сделает большинство участников рынка. Если обязательства франчайзи превратятся в опции (например, разработка технологического проекта и дизайна салона может быть выполнена как специалистами
А пока владельцы салонов предпочитают покупке франшизы самостоятельное развитие.
Добавить комментарий