Сегодня 14 ноября 2024
Медикус в соцсетях
 
Задать вопрос

ЗАДАТЬ ВОПРОС РЕДАКТОРУ РАЗДЕЛА (ответ в течение нескольких дней)

Представьтесь:
E-mail:
Не публикуется
служит для обратной связи
Антиспам - не удалять!
Ваш вопрос:
Получать ответы и новости раздела
16 августа 2002 03:35

Лечебная физкультура при язвенной болезни

 
Лечебная физкультура является составной частью общей физкультуры и одним из важнейших методов комплексного лечения больных язвенной болезнью, а также эффективным средством предупреждения обострений при правильном построении  занятий и всего комплекса.
Цель этой работы  указать физиологические основы для применения ЛФК при данной болезни, некоторые методические рекомендации, а также примерную структуру занятий и основные упражнения.
Начнем с физиологии. Импульсы от рецепторов внутренних органов поступают в центральную нервную систему , сигнализируя об интенсивности функционирования и состоянии органов. При заболевании происходит нарушение рефлекторной регуляции, возникают патологические доминанты и порочные (патологические) рефлексы, извращающие течение нормальных процессов в организме человека.
Болезнь  подавляет и дезорганизует двигательную активность — непременное условие нормального формирования и функционирование  любого живого организма. Поэтому ЛФК является очень важным элементом лечения язвенных процессов.
Уже известно, что выполнение дозированных физических упражнений, сопровождающиеся положительными сдвигами в функциональном состоянии центров подбугорной области и повышение уровня основных жизненных процессов, вызывает положительные эмоции (т.н. психогенное и условно-рефлекторное влияние). Особенно это применимо при язвенной болезни, когда нервно-психическое состояние пациентов оставляет желать лучшего (нормализация выраженных у больных явлений дистонии со стороны нервной системы. Следует отметить воздействие физических нагрузок на нервную регуляцию пищеварительного аппарата.
При регулярном выполнении физических упражнений, как и в процессе физической тренировки, постепенно возрастают энергетические запасы , увеличивается образование буферных соединений, происходит обогащение организма ферментными соединениями, витаминами, ионами калия и кальция. Это приводит к активизации окислительно-восстановительных процессов и к повышению устойчивости кислотно щелочного равновесия, что в свою очередь благоприятно отражается на рубцевании язвенного дефекта (влияние на трофические и регенеративные потенции тканей ЖКТ).
Влияние физических упражнений определяется их интенсивностью и временем применения. Небольшие и умеренные мышечные напряжения стимулируют основные функции желудочно-кишечного тракта, когда как интенсивные- угнетают.
Отмечается благоприятное влияние ЛФК на кровообращение и дыхание, что также расширяет функциональные возможности организма и повышают его реактивность. 
В зависимости от клинической направленности заболевания и функциональных возможностей больного применяются различные формы и средства. Так как обычно в учебных заведениях применяют по возможности лишь третий (общеразвивающий) оздоровительный комплекс упражнений, то я тоже буду придерживаться его.
К противопоказаниям к занятиям относят:
·      Свежая язва в остром периоде.
·      Язва ,осложненная кровотечением.
·      Преперфоративное состояние.
·      Язва, осложненная стенозом в стадии декомпенсации.
·      Свежие массивные парапроцессы при пенетрации.
  
ЛФК при применении к больным, страдающим язвенной болезнью оздоровительное влияние осуществляется в следующих направлениях:
1. Повлиять на урегулирование процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга; на усиление кортико-висцеральной иннервации и выравнивании соподчиненных расстройств вегетативной иннервации. Улучшить согласованное функционирование систем кровообращения, дыхания и пищеварения.
2. Путём правильной организации режима движений, физических упражнений и пассивного отдыха повлиять на урегулирование нервно-психической  сферы больного.
3. Улучшить окислительно-восстановительные процессы во всех органах, способствовать нормальному течению трофических процессов.
4. Противодействовать нарушениям функций пищеварительного аппарата, имеющим быть при язвенной болезни (запоры, потеря аппетита, застойные явления и др.).
Принцип индивидуализации при применении лечебной физкультуры  при данном заболевании обязателен.
  
ОБШЕТОНИЗИРУЩИЙ ТРЕНИРУЮЩИЙ
РЕЖИМ УПРАЖНЕНИЙ
Назначают после исчезновения болей и явлений обострения при отсутствии жалоб на основные признаки проявления заболевания при общем улучшении состояния. Сроки назначения — через 20−26 дней.
Целевая установка — Восстановление адаптации больного к нагрузкам расширенного режима. Возрастающая стимуляция обменных процессов, воздействие на урегулирование процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, воздействие на нормализацию вегетативных функций. Борьба с застойными явлениями в брюшной полости. Содействие регенеративным процессам в  желудочно-кишечном тракте.
Содержание режима — При относительном щажении области живота проводят тренирование силы и выносливости. Постепенно расширяется амплитуда движений в крупных суставах и углубляется дыхание до максимально возможного в каждом случае. Для борьбы с дискенезией толстого кишечника учащается смена исходных положений. Исключаются резкие движения.
- Характеристика применяемых физ.упражнений. Из исходных положений лежа, на боку и др. постепенно расширяют движения до полной амплитуды для крупных суставов в медленном и среднем темпе. Включают упражнения для всех мышц брюшного пресса, выполняющиеся в медленном темпе с ограничением амплитуды и с исключением резких движений.
Постепенно возрастает (примерно до 40−50% от мах.) и интенсивность выполнения упражнений на сопротивление для мышц плечевого пояса и межрёберных мышц с целью рефлекторного воздействия на органы пищеварения в сегментах D 6−9. Можно применять гантели весом до 2−4 кг, набивные мячи весом не более 2−3 кг, упражнения на спортивных снарядах. Для борьбы с застойными явлениями хороший эффект дается при диафрагмальном дыхании из различных исходных положений, которое доводится до большой глубины, чередующееся с грудным и полным дыханиями; помогает также более частая смена и.п., упражнений , игр и нагрузок при их усложнении. Постепенно в занятия включаются усложняющиеся упражнения на внимание. Плотность занятий при этом остается не выше среднего.
Ходьба доводится до 4−5 км в день. При общем хорошем самочувствии и отсутствии болей разрешается игры с мячом (волейбол и др.) с учетом индивидуальных реакций продолжительностью не более 25−35 минут. Включение в курс различного вида игр способствует поддержанию интереса и повышает продукцию положительных эмоций при общей физической нагрузке.
В процессе всего курса следует указывать учащимся на положительные сдвиги достигнутые в его состоянии и физическом развитии, внушать ,что нарушения со стороны желудка незначительны и легко поправимы( психологическое воздействие ).
ЛФК эффективна только при условии длительного , систематического проведения занятий с постепенным увеличением нагрузки как в каждом из них, так и на протяжении всего курса. Это должен знать и тренер и учащийся для достижения подобающих результатов .
Ниже приведена таблица примерного построения занятия для стадии ремиссии язвенного процесса. Конечно, он не может приниматься как стандарт — каждый тренер и методист вносит свои поправки и дополнения и создают свою, непохожею на все остальные курсы, специфичную  тактику и методику упражнений.
 
Строгая последовательность в увеличении нагрузки и её индивидуализация являются основными условиями при проведении всех занятий. При этом должно учитываться состояние, реакция занимающихся, особенности клинического течения, сопутствующие заболевания и физ.подготовленность учащихся.
Важно и другое: занимаясь физическими упражнениями, больной сам активно участвует в лечебно-оздоровительном процессе, а это благотворно воздействует на его психоэмоциональную сферу.
Занятия имеют и воспитательное значение: учащиеся привыкают систематически выполнять физические упражнения, это становится его повседневной привычкой. Занятия ЛФК переходят в занятия общей физкультурой, становятся потребностью человека и после выздоровления.
 
ПРИМЕРНАЯ  СХЕМА  В
ПЕРИОДЕ   РЕМИССИИ
 
Содержание курса
Дозировка в минутах
Задачи разделов
1
Ходьба простая и усложненная (сочетает движения рук и ног). Ритмично, в спокойном темпе.
5−10
Постепенное втягивание в нагрузку, развитие координации движений.
2
Упражнения для рук и ног в сочетании с движениями корпуса и дыхательными упражнениями в положениями сидя.
7−14
То же, постепенное увеличение внутрибрюшного давления. Усиление кровообращения в брюшной полости.
3
Стоя. Упражнения в метании и ловле мячей, эстафеты. Чередование с дыхательными упражнениями. 
10−15
Обще физиологическая нагрузка. Создание условий для развития положительных эмоций. Развитие функций полного дыхания.
4
Упражнения на развитие равновесия в чередовании с упражнениями на гимнастической стенке типа смешанных висов.
10−15
Общетонизирущее воздействие на нервную систему, развитие статико-динамической устойчивости.
5
Лежа. Элементарные упражнения для конечностей в сочетании с глубоким дыханием.
5−7
Снижение нагрузки. Развитие полного дыхания.
 
 
ВСЕГО 37−61
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Поделиться:




Комментарии
Смотри также
24 августа 2002  |  06:08
Основные принципы оздоровительной тренировки
Мы все хотим быть здоровыми и богатыми. С последним намного легче, но никто не знает точно как, а вот секреты здоровья хорошо известны. Главным залогом здорового долголетья являются постоянные физические нагрузки. О том как правильно "себя нагружать" можно узнать в этой статье.
16 августа 2002  |  03:08
Движение – жизнь!
Движение - жизнь! Это легкое правило, позволяющее сохранить здоровье на всю жизнь, иногда очень тяжело выполнить. А между тем, именно гиподинамии мы во многом обязаны заболеваниями сердечно-сосудистой системы, ожирением и многим другим "подаркам" современного мира. О пользе бега, плавания и ходьбы на лыжах можно узнать из этой статьи.
16 августа 2002  |  03:08
Моржевание
Если хочешь быть здоров - закаляйся! И моржевание занимает одно из первых мест в ряду закаливающих процедур, способных сохранить и преумножить здоровье. О пользе и правилах купания в прорубе можно прочитать в этом материале.
15 июля 2002  |  00:07
О пользе аэробики.
Аэробика- это комплекс упражнений на выносливость, которые продолжаются относительно долго и связаны с достижением баланса между потребностями организма в кислороде и его доставкой...
11 июля 2002  |  00:07
Бодибилдинг как спорт и образ жизни.
Бодибилдинг, как вид спорта, зародился в вечном стремлении человечества к физическому и духовному совершенству. Понятие совершенства человеческого тела появилось еще в древнем мире....