Сегодня 27 апреля 2024
Медикус в соцсетях

Заболевания → Пограничная интеллектуальная недостаточность при детских церебральных параличах

 
В свете современных представлений о происхождении и кли­нике резидуальных нервно-психических расстройств у детей и на основании классификации резидуально-органических расстройств дет­ские церебральные параличи следует рассматривать как одну из форм резидуальной нервно-психической патологии сложного генеза. Мозговой органический дефект, составляющий ос­нову детского церебрального паралича, возникает рано, в пе­риод незавершенного процесса формирования основных струк­тур и механизмов мозга, что обусловливает сложную сочетанную структуру неврологических и психических расстройств. В полиморфной картине последних значительное место зани­мают нарушения психического развития, в том числе его по­граничные формы. Особенностью психического развития при детских церебральных параличах является не только его за­медленный темп, но и неравномерный характер, диспропор­циональность в формировании отдельных, главным образом высших корковых функций, ускоренное развитие одних, несформированность, отставание других.<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />
С особенностями патогенеза связана и особая структура интеллектуальной недостаточности — диссоциация между относительно удовлетворительным уровнем развития абстракт­ного мышления и недоразвитием функций пространственного анализа и синтеза, праксиса, счетных способностей и дру­гих высших корковых функций, имеющих значение для фор­мирования интеллектуальной деятельности и развития школьных навыков. Нарушения простран­ственного гнозиса проявляются в замедленном формирова­нии понятий, определяющих положение предметов и частей собственного тела в пространстве, неспособности узнавать и воспроизводить геометрические фигуры, складывать из ча­стей целое. Во время письма выявляются ошибки графиче­ского изображения букв, цифр, их зеркальность, асимметрия.
В тесной связи с нарушениями зрительно-пространственного  синтеза   находится  слабость  функций  счета.   Эти  рас­стройства проявляются в замедленном усвоении числа и его разрядного строения, замедленной автоматизации механиче­ского счета, неузнавании или смешении арифметических зна­ков и цифр при письме и чтении. В структуре интеллектуаль­ного дефекта корковые расстройства сочетаются с церебрастеническими и психоорганическими симптомами. Из числа последних наиболее характерны вялость, аспонтанность, ади­намия, инертность и трудная переключаемость психических процессов. Расстройства внимания и памяти проявляются в повышенной отвлекаемости, неспособности длительно кон­центрировать внимание, узости его объема, преоблада­нии вербальной памяти над зрительной и тактильной. В то же время в индивидуальных условиях и в обучающем экспе­рименте дети выявляют достаточную «зону» своего дальней­шего интеллектуального развития, проявляют своеобразное упорство, усидчивость, педантизм, что позволяет им в изве­стной мере компенсировать нарушенную деятельность и бо­лее успешно усваивать новый материал. 
Проявления психического инфантилизма, характерные почти для всех детей, страдающих детским церебральным параличом, выражаются в наличии несвойственных данному возрасту черт детскости, непосредственности, преобладании деятельности по мотивам удовольствия, склонности к фан­тазированию и мечтательности. Но в отличие от классиче­ских проявлений «гармонического инфантилизма» у детей с церебральным параличом наблюдаются недостаточные ак­тивность, подвижность, яркость эмоциональности. Свойствен­ные детям с церебральным параличом пугливость, повышен­ная тормозимость в незнакомых условиях надолго фиксиру­ются у них, что существенно отражается и на процессе обучения. Не менее важное значение в формировании своеоб­разных интеллектуальных нарушений приобретают неблаго­приятные условия среды и воспитания, в которых проходит развитие ребенка с детским церебральным параличом (огра­ничение общения со здоровыми сверстниками, недостаточ­ность игровой деятельности и подвижности, зависимость от взрослых).
О лечении и профилактике данного заболевания читайте в разделе: Психиатр