Проблемы зарубежной фармацевтической промышленности
Золотой век биологии принес исследовательским подразделениям фармацевтических компаний практически все, о чем они только могли мечтать. Их лаборатории заставлены высокотехнологичным оборудованием. Научные открытия совершаются одно за другим. Прибыль течет рекой, позволяя нанимать новых сотрудников и повышать зарплату.Однако жестокая правда заключается в том, что фармацевтическая отрасль сползает к кризису. Производство новых препаратов, появление которых можно было бы считать революционным, в последние годы сократилось. А ведь именно эти препараты финансовая кровь и отрасли в целом, и отдельных компаний. В 1996 г. в США было зарегистрировано рекордное число новых лекарств 53. В 1999 г. их было 35, а в первом полугодии 2000 г. 16. При этом сама отрасль с каждых годом становится все крупнее.
Недавно, например, была объявлена окончательная дата создания фармацевтического концерна Glaxo SmithKline, образованного после слияния двух крупных компаний, — 21 августа 2000г. Уже вполне очевидно, что концерн займет первое место на мировом рынке лекарственных препаратов.
Слияние британских компаний GlaxoWellcome и SmithKline Beecham стало осознанным шагом в ожесточающейся конкурентной борьбе фармацевтических гигантов. Обе компании входят в десятку лидеров мирового рынка медикаментов. «ГлаксоВэлкам» занимает третье место, уступая лишь компаниям Mereh и Johnson&Johnson, SmithKline Beecham — шестое. Обе компании в России известны уже много лет.
«Глаксо» в первую очередь благодаря своим препаратам зантак и зовиракс. Первый, разработанный как средство против язвенной болезни, был внесен в «Книгу рекордов Гиннесса» как «лидер продаж» среди медикаментов. Зовиракс, в свою очередь, известен тем, что его разработчики были удостоены Нобелевской премии. «СмитКляйн», удостоенная звания «Лучшая компания Великобритании» в ноябре 1999 г., специализируется на препаратах, отпускаемых без рецепта, — это, пожалуй, основное направление политики компании. После слияния «СмитКляйн» с компанией «Стерлинг Хэлс» (Sterling Health) в середине 90−х подавляющее большинство обезболивающих, противопростудных средств, а также средств гигиены было представлено именно этой компанией. Среди них — еще пару лет назад сопровождавшиеся обильной рекламой по телевидению панадол, колдрекс, солпадеин, зубная паста «Аквафреш» и многое другое.
В сфере научных исследований компании «Глаксо» и «СмитКляйн» занимают шестое и девятое места соответственно. Однако в последнее время «Глаксо» играет заметную роль в создании препаратов против
Конкуренция в сфере создания именно атих препаратов наиболее высока, поскольку ежедневная доза в США, к примеру, стоит около $15.
Проблема напрямую связана с событиями конца июня, когда после долгих исследований Медицинский комитет Европейского союза поддержал процесс легализации препарата адженерейз. Это лекарственное средство из серии так называемых ингибиторов протеазы, позволяющих в 80% случаев значительно ослабить симптомы
В этом случае слияние — верный шаг к первенству Оно породит концерн с размером капитализации в 188 млрд.долларов и годовым объемом продаж не менее 17 млрд. Вместе компании будут контролировать около 7,3% мирового рынка, что позволит обойти Merck (4,4%), а также Johnson&Johnson (3,6%).
В условиях жесткой конкуренции компании отрасли не хотят идти на снижение прибылей, поскольку оно может привести к обвалу цен на их акции и сделать их жертвой поглощения. Поэтому руководители фармацевтических фирм, недовольные производительностью собственных лабораторий, перепоручают значительную часть исследовательской работы биотехнологическим компаниям (разрабатывающим препараты с использованием методов генной инженерии). А сами вкладывают все больше и больше средств в маркетинговые схемы, позволяющие увеличить объем продаж тех лекарств, которые им вес же удается создавать.
Таким образом, главным звеном в фармацевтическом бизнесе становится не малопредсказуемая и становящаяся все более затратной исследовательская работа, а более стабильный бизнес по продвижению лекарственных препаратов на рынок.
Но если проблемы с разработкой достаточного количества новых препаратов сохранятся (а многое свидетельствует о том, что так оно и будет), фармацевтическая отрасль будет становиться все более зависимой от маркетинговых схем и все менее (относительно, конечно) от результатов собственных разработок. Этот процесс таит в себе значительную опасность. Чем успешнее будут действовать компании, убеждая потребителей в необходимости покупки их лекарств, тем больше потребители, страдающие от высоких цен на эти лекарства, будут недовольны тем, что компании тратят их деньги на рекламу в столь огромных количествах. Так что попытка фармацевтических компаний компенсировать не слишком эффективную работу своих лабораторий повышением цен и агрессивным маркетингом может оказаться удачным решением для отдельной компании, но несет существенную опасность для отрасли в целом. Реклама просто бесит людей. Они хотят, чтобы фармацевтические компании тратили на нее меньше денег и сделали бы лекарства более доступными, говорит американский сенатор Челли Пингри.
Хорошее отношение к фармацевтическим компаниям, которое они заслужили за оказание помощи больным, начинает постепенно ухудшаться. Все большую привлекательность получает идея контроля за ценами. В США, например, политики предлагают разрешить реимпорт лекарств из Канады и других стран, где препараты американского производства зачастую вдвое дешевле. Вопрос о ценах на лекарства становится одним из основных в разворачивающейся президентской кампании.
На обвинения в завышении цен компании всегда отвечают одинаково: деньги необходимы на дорогостоящие исследования. В США расходы на них в фармацевтике с 1990 г. выросли втрое и достигли в 1999 г. $26,4 млрд. Однако на распространителей своей продукции компании тратят гораздо больше, чем на исследователей. Маркетинговые и административные расходы в отрасли в среднем вдвое выше, чем расходы на исследования и разработки. В компании Pfizer, например, это соотношение составляет 39% (от общего объема затрат) против 17%. Одна из самых быстрорастущих расходных статей потребительская реклама. В 1998 г., по данным исследовательской фирмы Competitive Media, компания
Маркетинг не единственное, хотя и эффективное средство для решения проблем отрасли (с 1993 г., когда в США стали рекламировать лекарства, отпускаемые по рецепту, их продажи выросли вдвое и составили в 1999 г. $101 млрд). Еще одно средство слияние. По мнению аналитиков, консолидация в значительной степени обусловлена неспособностью компаний самостоятельно заменять устаревающие препараты новыми. В этом одна из основных причин слияния Glaxo Wellcome и SmithKline, о котором говорилось выше.
Добавить комментарий