Сегодня 14 ноября 2024
Медикус в соцсетях
 
Задать вопрос

ЗАДАТЬ ВОПРОС РЕДАКТОРУ РАЗДЕЛА (ответ в течение нескольких дней)

Представьтесь:
E-mail:
Не публикуется
служит для обратной связи
Антиспам - не удалять!
Ваш вопрос:
Получать ответы и новости раздела
22 июля 2002 14:35   |   В. Д. Небылицын, 1962

Темперамент

Темперамент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение черт от tempero — смешиваю в надлежащем соотношении) — характери­стика индивида со стороны динамических особенностей его психиче­ской деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, со­ставляющих эту деятельность психических процессов и состояний.
Анализ внутренней структуры темперамента представляет зна­чительные трудности, обусловленные отсутствием у темперамента (в его обычных психологических характеристиках) единого содер­жания и единой системы внешних проявлений. Попытки такого ана­лиза приводят к выделению трех главных, ведущих, компонентов тем­перамента, относящихся к сферам общей активности индивида, его моторики и его эмоциональности. Каждый из этих компонентов, в свою очередь, обладает весьма сложным многомерным строением и разными формами психологических проявлений.
Наиболее широкое значение в структуре темперамента имеет тот его компонент, который обозначается как общая психическая актив­ность индивида. Сущность этого компонента заключается главным образом в тенденции личности к самовыражению, эффективному ос­воению и преобразованию внешней действительности; разумеется, при этом направление, качество и уровень реализации этих тенденций определяются другими («содержательными») особенностями лично­сти: ее интеллектуальными и характерологическими особенностями, комплексом ее отношений и мотивов. Степени активности распреде­ляются от вялости, инертности и пассивного созерцательства на од­ном полюсе до высших степеней энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема — на другом.
К группе качеств, составляющих первый компонент темперамен­та, вплотную-примыкает (или даже, возможно, входит в нее как составная часть) группа качеств, составляющих второй — двигатель­ный, или моторный, — его компонент, ведущую роль в котором игра­ют качества, связанные с функцией двигательного (и специально — речедвигательного) аппарата. Необходимость специального выделе­ния в структуре темперамента этого компонента вызывается особым значением моторики как средства, с помощью которого актуализиру­ется внутренняя динамика психических состояний со всеми ее ин-. дивидуальными градациями. Среди динамических качеств двигатель- ного компонента следует выделить такие, как быстрота, сила, рез­кость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику). Совокупность осо­бенностей мышечной и речевой моторики составляет ту грань тем­перамента, которая легче других поддается наблюдению и оценке и поэтому часто служит основой для суждения о темпераменте их носителя.
Третьим основным компонентом темперамента является «эмоцио­нальность», представляющая собой обширный комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с другими составными частями темперамента этот компо­нент наиболее сложен и обладает разветвленной собствен­ной структурой. В качестве основных характеристик «эмоциональ­ности» выделяют впечатлительность, импульсивность и эмоциональ­ную лабильность. Впечатлительность выражает аффективную вос­приимчивость субъекта, чуткость его к эмоциогенным воздействиям, способность его найти почву для эмоциональной реакции там, где для других такой почвы не существует. Термином «импульсивность» обо­значается быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Под эмоциональной лабиль­ностью обычно понимается скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного пережива­ния другим.
Основные компоненты темперамента образуют в актах человече­ского поведения то своеобразное единство побуждения, действия и переживания, которое позволяет говорить о целостности проявле­ний темперамента и дает возможность относительно четко ограни­чить темперамент от других психических образований личности — ее направленности, характера, способностей и др.
Вопрос о проявлениях темперамента в поведении неразрывно свя­зан с вопросом о факторах, эти проявления обусловливающих. В истории учения о личности можно выделить три основные системы взглядов на этот вопрос. Древнейшими из них являются гумораль­ные теории, связывающие темперамент со свойствами тех или иных жидких сред организма. Наиболее ярко эту группу теорий темпера­мента представляла классификация темперамента, основанная на учении Гиппократа. Он считал, что уровень жизнедеятельности ор­ганизма определяется соотношением между четырьмя жидкостями, циркулирующими в человеческом организме, — кровью, желчью, чер­ной желчью и слизью (лимфой, флегмой). Соотношение этих жидко­стей, индивидуально своеобразное у каждого организма, обознача­лось по-гречески термином «красис» (смесь, сочетание)^ который в переводе на латинский язык звучит как «temperamentum». На основе теории Гиппократа постепенно сформировалось учение о четырех типах темперамента по количеству главных жидкостей, гипотетиче­ское преобладание которых в организме и дало название основным типам темперамента: сангвиническому (от латинского sanguis— кровь), холерическому (от греческого chole — желчь), меланхоличес­кому (от греческого melaina— черная желчь) и флегматическому (от греческого phlegma — слизь).
В новое время психологическая характеристика этих типов тем­перамента была обобщена и систематизирована впервые немецким философом И\ Кантом («Антропология», 1789), допустившим, одна­ко, в своих толкованиях смешение черт темперамента и характера. Органической основой темперамента Кант считал качественные осо­бенности крови, т. е. разделял позицию сторонников гуморальных теорий.
Близко к гуморальным теориям тем Лерамента стоит сформулиро­ванная П. Ф. Лесгафтом идея о том, что в основе проявлений тем­перамента в конечном счете лежат свойства системы кровообраще­ния, в частности толщина и упругость стенок кровеносных сосудов, диаметр их просвета, строение и форма сердца и т. д. При этом малому просвету и толстым стенкам сосудов соответствует холери­ческий темперамент, малому просвету и тонким стенкам — сангви­нический, большому просвету и толстым стенкам — меланхолический и, наконец, большому просвету и тонким стенкам — флегматический. Калибром сосудов и толщиной их стенок определяются, согласно теории Лесгафта, быстрота и сила кровотока, затем (как производное) ско­рость обмена веществ при питании и, наконец, сама индивидуальная характеристика темперамента как меры возбудимости организма и продолжительности его реакций при действии внешних и внутренних стимулов.
Большое влияние на формирование современных буржуазных теорий личности и ее индивидуальных особенностей оказала теория темперамента, выдвинутая Э. Кречмером.
Анализируя совокупности морфологических признаков, Кречмер выделяет на основе разработанных им критериев основные консти­туционные типы телосложения и делает попытку определить темпе­рамент именно через эти типы морфологических конституций.
Например, астеническому типу конституции, характеризующе­муся длинной и узкой грудной клеткой, длинными конечностями, удлиненным лицом, слабой мускулатурой, соответствует, по Кречме-ру, шизоидный (шизотемический) темперамент, которому свойст­венны индивидуальные особенности, располагающиеся в основном вдоль «психэстетической» шкалы, -- от чрезмерной ранимости, эф­фективности и раздражительности до бесчувственной холодности и тупого, «деревянного» равнодушия. Для шизоидов характерны так­же замкнутость, уход во внутренний мир, несоответствие реакций внешним стимулам, контрасты между судорожной порывистостью и скованностью действий.
Другому основному конституциональному типу — пикническому, характеризующемуся широкой грудью, коренастой, широкой фигу­рой, круглой головой, выступающим животом, отвечает, по Кречме-ру, циклоидный (циклотимический) темперамент, которому свойст­венны прежде всего индивидуальные особенности, идущие вдоль «диатетической» шкалы, т. е. от постоянно повышенного, веселого  настроения у маниакальных субъектов до постоянно сниженного, печального и мрачного состояния духа у депрессивных индивидов. Для циклоидов характерны также соответствие реакций стимулам, открытость, умение слиться с окружающей средой, естественность, мягкость и плавность движений. Э. Кречмер ошибочно определил роль конституциональных особенностей как факторов психическо­го развития личности. Его теория неизбежно приводит к порочной идее фатального предрасположения индивида к тому психологическо­му складу, который уготован ему наследственно заданным телесным обликом, и носит по существу реакционный характер.
К морфологическим теориям темперамента относится и концеп­ция американского психолога У. Шелдона, который выделяет три основных типа соматической конституции («сомато-типа»): эндо-морфный, мезоморфный и эктоморфный. Для эндоморфного типа, по его мнению, характерны мягкость и округлость внешнего облика, слабое развитие костной и мускульной систем; ему соответствует вис-церотонический темперамент с любовью к комфорту, с чувственны­ми устремлениями, расслабленностью и медленными реакциями. Ме­зоморфный тип характеризуется жестокостью и резкостью поведе­ния, преобладанием костно-мускульной системы, атлетичностью и силой; с ним связан соматотонический темперамент, с любовью к при­ключениям, склонностью к риску, жаждой мускульных действий, ак­тивностью, смелостью, агрессивностью. Эктоморфному типу консти­туции свойственны изящество и хрупкость телесного облика, отсут­ствие выраженной мускулатуры этому сомато-типа соответствует церебротонический темперамент, характеризующийся малой общи­тельностью, склонностью к обособлению и одиночеству, повышен­ной реактивностью. Шелдон, так же как и Кречмер, проводит мысль о фатальной соматической обусловленности самых разнообразных психических черт личности, в том числе таких, которые целиком оп­ределяются условиями воспитания и социальной средой.
Основным недостатком гуморальных и морфологических теорий является то, что они принимают в качестве первопричины поведен­ческих проявлений темперамента такие системы организма, которые не обладают и не могут обладать необходимыми для этого свой­ствами.
Основу для разработки действительно научной теории темперамента создало учение И. П. Павлова о типологических свойствах нервной системы животных и человека. Крупнейшей заслугой Павлова явилось детальное теоретическое и экспериментальное обоснование положения о ведущей роли и динамических особенностях поведения центральной нервной системы — единственной из всех систем организма, обладающей способностью к универсальным регулирующим и контролирующим влияниям. Павлов выделил три основных свойства нервной
системы: силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов. Из ряда возможных сочетаний этих свойств Павлов выделил четыре, по его данным, основные, типичные комбинации в виде четырех типов высшей нервной деятельности. Их проявления в поведении Павлов поставил в прямую связь с античной классификацией темперамента. Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы рассматривался им как соответствующий темперамент сангвиника; сильный, уравновешенный, инертный — темперамент флегматика; сильный, неуравновешенный — темперамент холерика; слабый -- темперамент меланхолика.
Советские психологи (Б. М. Теплов и др.) отмечают, что первостепенное научное значение работ И. П. Павлова заключается в выяснении основной роли свойств нервной системы как первичных и самых глубоких параметров психофизиологической организации индивидуума. На современном этапе развития науки сделать окончательные научные выводы, относительно числа основных типов нервной системы, равно как и числа типичных темпераментов, еще не представляется возможным. Исследования советских ученых показывают, что сама структура свойств нервной системы как нейрофизиологических измерений темперамента много сложнее, чем это представлялось ранее, а число основных комбинаций этих свойств гораздо больше, чем это предполагалось И. П. Павловым.
Однако для практического (в том числе психолого-педагогического) изучения личности деление на четыре основных типа темперамента и их психологическая характеристика могут служить достаточно хорошей основой. В соответствии с этим следует отметить, что для сангвинического темперамента характерны довольно высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики и движений, эмоциональность, впечатлительность и лабильность. Вместе с тем эмоциональные переживания сангвиника, как правило, неглубоки, а его подвижность при отрицательных воспитательных влияниях приводит к отсутствию должной сосредоточенности, к поспешности, а иногда и поверхностности.
Для холерического темперамента характерны высокий уровень нервно-психической активности и энергии действий, резкость и стремительность движений, а также сила, импульсивность и яркая выраженность эмоциональных переживаний.
Недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешенность холерика может выливаться, при отсутствии надлежащего воспитания в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю при эмоциогенных обстоятельствах.
Темперамент флегматика характеризуется обычно сравнительно низким уровнем активности поведения и трудностью переключений, медлительностью и спокойствием действий, мимики и речи, ровностью, постоянством и глубиной чувств и настроений. В случае неудачных воспитательных влияний у флегматика могут развиться такие отрицательные черты, как вялость, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий.
Меланхолический темперамент связывается обычно с такими характеристиками поведения, как малый уровень нервно-психической активности, сдержанность и приглушенность моторики и речи, значительная эмоциональная реактивность, глубина и устойчивость чувств при слабом внешнем их выражении. На почве этих особенностей при недостатке соответствующих воспитательных воздействий у меланхолика могут развиться повышенная до болезненности эмоциональная ранимость, замкнутость и. отчужденность, склонность к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.
Приведенные данные показывают, что в зависимости от условий формирования личности каждый тип темперамента может характеризоваться комплексом как положительных, так и отрицательных психологических черт: «лучших» или «худших». Только положительных или только отрицательных темпераментов не существует. Задача воспитателя заключается, следовательно, не в том, чтобы в процессе индивидуальной работы с ребенком переделывать один тип темперамента на другой, а в том, чтобы планомерной и систематической работой добиваться, с одной стороны, развития свойственных каждому темпераменту положительных качеств, а с другой стороны, ликвидации или ослабления тех недостатков, которые уже начали проявляться в поведении ребенка.
Поскольку формирование особенностей темперамента есть процесс, в огромной степени зависящий от развития волевых черт личности, первостепенное значение для воспитания темперамента имеет формирование морально-волевых сторон характера. Овладение своим поведением и будет означать формирование положительных качеств темперамента.
Вместе с тем воспитателю следует иметь в виду, что темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т. л.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет отношение лишь к динамической стороне деятельности. Характер же неразрывно связан с содержательной стороной личности.
Включаясь в развитие характера, свойства темперамента претерпевают изменения, в силу чего одни и те же исходные свойства могут привести к различным свойствам характера в зависимости от условий жизни и деятельности. Так, при соответствующем воспитании и условиях жизни у человека с нервной системой слабого типа может образоваться сильный характер, и, наоборот, черты слабохарактерности могут развиться при «тепличном», изнеживающем воспитании у 
человека с сильной нервной системой. Во всех своих проявлениях темперамент опосредствован и обусловлен всеми реальными условиями и конкретным содержанием жизни человека. Например, отсутствие выдержки и самообладания в поведении человека не обязательно говорит о холерическом темпераменте. Оно может быть следствием недостатков воспитания. Непосредственно темперамент проявляется в том, что у одного человека легче, у другого труднее вырабатываются необходимые реакции поведения, что для одного человека нужны одни приемы выработки тех или иных психических качеств, для другого — другие.
Бесспорно, что при любом темпераменте можно развить все общественно ценные свойства личности. Однако конкретные приемы развития этих свойств существенно зависят от темперамента. Поэтому темперамент — важное условие, с которым надо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию и обучению, к формированию характера, к всестороннему развитию умственных и физических способностей.
 

 

Поделиться:




Комментарии
Смотри также
24 июля 2002  |  11:07
Судебная психопатология - Влияние менструации на душевную жизнь
На суде очень часто встречается недостаточная оценка совпадения наказуемого деяния с периодом менструации. Но всякому опытному врачу известно, как сильно влияет менструальный процесс у бесчисленного большинства женщин на их душевную жизнь и как нередко это влияние доходит даже до развития скоро переходящих душевных расстройств.
16 июля 2002  |  00:07
Клиника психопатий
Психопатическими называются личности, с юности, с момента сформирования представляющие ряд особенностей, которые отличают их от так называемых нормальных людей и мешают им безболезненно для себя и для других приспособляться к окружающей среде.
08 июля 2002  |  00:07
Нежелательные последствия гипноза и противопоказания к нему
Большинство психотерапевтов считают, что нежелательным явлением при лечении гипносном может быть, прежде всего, известная душевная подчиняемость пациента своему врачу...
08 июля 2002  |  00:07
Скоропреходящее буйство (Mania tramsitoria)
Эту странную форму я отношу к классу скоропреходящих психических расстройств потому, что трудно для нее найти в класси-фикации более подходящее место, так как она является всегда в. виде отдельного взрыва психического заболевания и чаще всего у людей до этого и после этого здоровых психически.
05 июля 2002  |  00:07
Судебно-медицинское значение гипноза
Судебно-медицинское значение гипноза и внушения является предметом многочисленных исследований, предпринимающихся как врачами, так и юристами. Судебно-уголовная практика ставит перед врачами такие вопросы: можно ли с помощью гипнотического внушения заставить субъекта в состоянии гипноза совершить преступление? Может ли сам гипнотизер совершить преступление над личностью усыпленного, не рискуя быть разоблаченным в дальнейшем?