|
Илья Михайлович Рабинович |
Уважаемый Илья Михайлович! Расскажите, пожалуйста, этапы своего трудового и научного пути. Этапы трудового пути 1971 году я поступил в медицинский институт, который успешно закончил в 1976 году и с этого времени по сегодняшний день тружусь в области стоматологии на протяжении уже более 27−28 лет. Основные темы научных разработок, которыми я начал заниматься еще в студенческие годы касались вопросов терапевтической стоматологии. Основные научные направления моей деятельности были посвящены вопросам патологии слизистой оболочки полости рта. Кандидатская диссертация, которую я защитил в 1985 г. касалась вопросов лечения малых слюнных желез при рецидирующем автозном стоматите, тема докторской диссертации, которую я защитил в 1991 году касалась более углубленного изучения слюнных желез в структуре вообще заболеваний слизистой оболочки, при автозных стоматитах, при герпетических поражениях, при красном плоском лишае, при аллергических поражениях и другие вопросы. Основным учителем, и первым учителем на посдипломном пространстве я считаю высоко чтимого и уважаемого специалиста в области патологии слизистых, профессора Геннадия Владимировича Банченко. Вторым моим учителем, у которого я научился очень многому не только в области патологии слизистых, но и преимущественно в области кариесологии и пародонтологии, это профессор Иванов Владимир Сергеевич, а также моим учителем по жизни с позиции общей морфологии, с позиции общего подхода к специальности был ныне покойный Владимир Васильевич Паникоровский. А по жизни мне посчастливилось, мне повстречался знакомый по сегодняшний день, и продолжая учиться у таких известных людей как Е.В. Боровский. После окончания институт я работал 2 года врачом-стоматологом на смешанном приеме в г. Ашхабаде, в 1980 году я поступил в клиническую ординатуру при Центральном научно-исследовательском институте стоматологии, которую я закончил в 1982 году, и с 1982 года поступил в очную аспирантуру на кафедру терапевтической стоматологии института усовершенствования врачей г. Москвы, которую я закончил в 1985 году, и защитил кандидатскую диссертацию, которую я выше упомянул. Потом я вернулся в Туркменский медицинский институт на кафедру терапевтической стоматологии, где я работал ассистентом, а потом доцентом. С 1990 года поступил в очную докторантуру при Центральном Научно-исследовательском институте, и после этого момента, после окончания и защиты докторской диссертации я остался в качестве старшего научного сотрудника в ЦНИИС и с 1995 года возглавил отдел терапевтической стоматологии, в 1997 году получил звание профессора, и по сегодняшний день возглавляю отдел терапевтической стоматологии, который состоит из одновременно возглавляя отделение заболеваний слизистых оболочек полости рта, отдел терапевтической стоматологии состоит из трех отделений, отделение кариесологии и эндодонтии, отделение пародонтологии и отделение заболеваний слизистых оболочек рта.
Чем живет сегодня возглавляемое Вами отделение, основные направления научно-исследовательской работы, ведущие Ваши кадры и перспективные разработки? Отдел терапевтической стоматологии на сегодняшний день занимается как основными направлениями, так и последующими внедрениями научных разработок нашего института, непосредственно в практику. Как хорошо известно читателям газеты «Стоматология сегодня», ЦНИИС располагает как хорошо оснащенной лабораторной базой, так и оснащенной самым современным оборудованием лечебных подразделений. Все что мы создаем, мы можем в своих же стенах внедрить, и увидеть непосредственный результаты, как ближайший, так и отдаленный, наблюдая за нашими разработками в течении 2, 3, 5 и большего количества лет. Основные направления научной деятельности, это конечно идти в ногу с мировой стоматологической наукой и все что сейчас известно, что доступно на мировом уровне, мы пытаемся осуществить. Иногда это удается непосредственно в родных стенах, а иногда нам приходится объединяться, проводить совместные комплексные исследования с другими учреждениями. В первую очередь с учреждениями, которые имеют хорошие лабораторные базы в области иммунологии, хорошие базы в области морфологии, иммуноморфологии, и все это дополняют те задумки, которые можно реализовать и получить конкретные результаты, а непосредственно в стенах наших лечебных подразделений все это опробируется. Это касается вопросов создания новых пломбировочных материалов, для последующего эстетического восстановления и лечения кариеса и его осложнений. Это касается вопросов и разработок, подходов к эндодонтическому лечению и вопросов связанных с изучением заболеваний пародонта и заболеваний слизистой оболочки полости рта.
Без кадров не может быть ничего, потому что ведь один в поле не воин, только команда может осуществить и реализовать то, что хотелось бы по большому счету. У нас прекрасный кадровый потенциал. В институте стоматологии на сегодняшний день благодаря разумной и взвешенной кадровой политики директора института, члена корреспондента Владимира Максимовича Безрукова, очень много молодых докторов, профессоров. В частности, в отделе терапевтической стоматологии работает шесть докторов медицинских наук, отделение пародонтологии возглавляет профессор Грудянов Александр Иванович, отделение кариесологии и эндодонтии возглавляет профессор Макеева Ирина Михайловна. У нас работают такие хорошо известные кадры как в нашей стране, так и зарубежом, такие как доктор медицинских наук Ирина Владимировна Безрукова, д.м.н. Ольга Филипповна Рабинович, д.м.н. Наталья Сергеевна Жохова, профессор Панченко Геннадий Владимирович, и известная величина на весь Советский Союз и на постсоветское пространство, на сегодняшний день. Научным консультантом отдела является всеми известный профессор Е.В. Боровский. Благодаря такому сплоченному научному потенциалу, и удается достичь тех результатов, которые на сегодняшний день мы имеем, и наверное еще особенность нашего учреждения, что все мы живем как одна семья и выполняем определенные задачи, которые мы можем выполнить только сообща, помогая друг другу, что необходимо и без чего невозможно. Чтобы выжить в это интересное, трудное время, время которое позволяет творчески думать, решать замыслы, которые поставлены перед стоматологией и перед наукой в целом.
В чем НАЭС приоритетна и может быть уникальна у нас в стране? Ее концепции? Насколько высок авторитет Международной Академии в стоматологическом мире?
Очень интересный вопрос, его часто задают мне как президенту НАЭС. Этот вопрос мы сами задавали на первых порах становления Академии, президенту международной Академии, президенту Европейской Академии. С моей точки зрения создание и работа НАЭС в России на сегодняшний день является очень весомым дополнением к тем программам, которые имелись в России до создания НАЭС. Уникальность самой Академии в России заключается в том, что благодаря возможностям творческого, научно-практического потенциала членов Международной и европейской Академии эстетической стоматологии, привлекает самые лучшие стоматологические мировые кадры. Это привлечение позволяет непосредственно внедрить все самое передовое, что есть в мировой науке. Не только благодаря журнальным публикациям, книгам, учебникам и др., но и путем живого общения, потому что когда есть возможность общения таких мировых светил как приезжающий на III конгресс НАЭС ведущий специалист мировой эстетики Рональд Гольдштейн, и получить его согласие на участие в конгрессе стоило не малых сил. Мировые звезды ангажируются за 1,5−2 года вперед, ездят абсолютно по всему миру, но благодаря личным контактам членов Академии, учредителей НАЭС, совета Академии, удается добиться того, чтобы такие величины (и список можно продолжить) дали согласие на приезд непосредственно в Россию, чтобы пообщаться с нашими стоматологами, провести непосредственно мастер-классы.
В этом и уникальность Академии, уникальность в одной из идей, уникальность в одной из приоритетов. Что можно сказать об академии в плане ее перспективности? Любое творчество это стремление
к чему-то лучшему. А стремление оно может быть только путем сопоставлений, путем сравнений. НАЭС дает такую возможность нашим стоматологам , непосредственно как в России осуществлять это стремление, так и благодаря Академии осуществлять выезды на всевозможные конференции, которые проводятся под эгидой как Международной Академии, так и европейской академии. Очень полезны контакты, которые позволяют совершенствовать свое как научное, так и практическое мастерство. Если говорить о перспективе НАЭС это организация региональных филиалов Академии, в наиболее крупных регионах России, это Сибирь, Дальний восток, Среднее Поволжье, и конечно Москва
и Санкт-Петербург. Очень перспективным направлением, с моей точки зрения, является организация
научно-практических семинаров по запросу с мест. На сегодня в России проводится очень много конференций, выставок посвященных различным событиям. Зачастую происходит дублирование тематик, дублирование лекторов. На первых этапах это было необходимо, и имело очень большой успех. В последние два года происходит спад интереса у стоматологов к тому, что проводится. Необходим
какой-то новый импульс, который должен быть реализован через запрос с места. Врачи сами формируют повестку следующих конференций, и их пожелания Академия стремится выполнить, путем привлечения мировых специалистов. Это, с моей точки зрения, перспективное направление, которое в течение нескольких лет будет востребовано. А в дальнейшем будут новые идеи, новые желания, творческие позывы, и соответствующие реализации.
Если говорить о деятельности НАЭС, то с этим вопросом часто приходится сталкиваться не только мне, но и всем членам академии. На сегодняшний день одной из видов деятельности Академии наверно будет выработана определенная тактику и стратегию. Вопрос будет касаться рекомендаций по использованию стоматологической продукции. На сегодняшний день рынок России и мировой рынок изобилует огромным количеством материалов, аппаратуры, определенных методов, технологий и в этом большом количестве трудно разобраться практическому врачу. Задаются вопросы касательно отдельных фирм, ведь каждая фирма расхваливает свой продукт, и считает что продукт конкретной фирмы является лучшим по отношению к своим конкурентам. Академия постарается выработать определенную стратегию, и ни в коем случае не лоббируя продукцию каках-то конкретных фирм, исходя из действительно качества той продукции, мирового опыта, определенных принципов, которые базируются на физико-химических свойствах материалов, базируясь на фармакологических особенностях, исходя из технических характеристик различной аппаратуры. Задачи академии в том, чтобы проводить клинические испытания, которые проводятся не в течении 2−3 месяцев, а исходя их опыта членов Академии. Членами Академии являются очень известные люди в нашей стране. Я думаю, что Академия может взять на себя смелость по рекомендации отдельных препаратов, материалов, инструментов, технологий в стоматологическую практику.
В чем основные проблемы стоматологического образования в России?
Основная проблема стоматологического образования, это, конечно же, вопрос финансирования. Когда говорят, что выпускники наших ВУЗов менее подготовленные, и хуже владеют специальностью, чем выпускники Европейских и американских ВУЗов. С этим можно и согласиться, и поспорить. Потому что базовые знания, которые закладываются, и которые преподносятся в рамках обучающих программ наших институтов. Они очень хорошие, но в силу финансовой «бедности» не могут реализовать эти программы в полном объеме. В первую очередь это касается фантомного оснащения, оснащения институтов высокотехнологичными материалами и инструментами, высокими технологиями. Это касается дефицита оснащения институтов постдипломного образования. Поэтому появляется много обучающих центров, которые к сожалению не всегда отвечают тем требованиям, которые хотелось бы получить стоматологу. Но радует тот факт, что появились частные обучающие центры, которые очень качественно проводят подготовку, с привлечением очень известных и профессионально подготовленных специалистов. Но эти центры, в силу административных препонов и чиновничьей бюрократии, не могут выдавать сертификаты и брать на себя определенные функции, которыми наделены государственные центры подготовки. Я думаю, что это вопрос будущего, а жизнь она сама ведь все расставляет на свои места. Рынок, он ведь тоже идет тернистым путем. Сейчас рынок становится цивилизованным, как стоматологический рынок, так и вообще рынок различных услуг. А обучение это ведь тоже конкуренция. Ведь можно хорошо обучать, но не каждый может воспринимать то, чему его обучают. Ведь при поступлении в стоматологический институт, у нас нет еще должного отбора. Не каждому выпускнику предназначено быть великим специалистом. Я, конечно, смотрю с оптимизмом на дальнейшее развития, как обучения, так и на постдипломное усовершенствование. Я думаю, что в этом плане все у нас будет неплохо.
Источник: газета «Стоматология сегодня»
№7(29), 2003 г.