Алла Адамс: Быть успешным – значит на шаг опережать свое время!
Этим интервью портал «Посольство медицины» открывает серию публикаций, приуроченную к начавшемуся в июне 2012 году Германии в России под девизом: «Германия и Россия: вместе строим будущее».
Германия – давний креативный и инновационный партнер России в различных сферах, поэтому и разговор с Аллой Адамс, главой представительства Университетской Клиники Гамбург-Эппендорф в России и странах СНГ, неминуемо затронул инновационные подходы в медицине – не только технологические, но и организационные.
Medicus.ru: Алла Олеговна, расскажите, пожалуйста, о клинике, которую Вы представляете в России и СНГ.
А. Адамс: Университетская клиника
Клиника обладает значительным научным потенциалом, а также компетенциями в области организации процессов и менеджмента качества.
Medicus.ru: И все это стало возможным благодаря именно инновационным подходам к управлению и технологиям?
А. Адамс: Конечно, это ведь требование времени. Сегодняшние пациенты стали более мобильными: благодаря Интернету они могут выбирать клиники, предоставляющие услуги желаемого качества, и готовы перемещаться на большие расстояния ради желаемого качества услуг. Соответственно, конкуренция среди лечебных учреждений растет на всех уровнях от регионального до мирового. Медицинские технологии распространяются очень быстро, поэтому ранняя адаптация
Medicus.ru: То есть внедрение инноваций и новых технологий затрагивает не только врачебную практику как таковую?
А. Адамс: Сначала давайте обсудим терминологию. В последнее время в связи с очень частым применением слова «инновация», его значение начинает размываться. Обычно инновация определяется как процесс разработки новых подходов, технологий и способов работы. А вот Питер Друкер, на мой взгляд, сформулировал более точно: «Инновация – это внедренная перемена, создающая новую плоскость производительности». То есть речь идет о радикальных изменениях, а не слегка ощутимых переменах. Например, введение новой документации для снижения медицинских ошибок или улучшение методики хирургической операции, скорее, можно назвать оптимизацией, чем инновацией: не все новое оказывается инновационным.
Инновации в подходе к лечению, медицинской технологии (новшества в медицинском подходе к обследованию или лечению, новые фармакологические препараты), технологические инновации (новое оборудование) дают – если вообще дают – ЛПУ только краткосрочное преимущество, ведь они доступны или будут доступны со временем абсолютно всем. Поэтому необходимо внедрение организационных инноваций, затрагивающих процессы и структуру: выводить модель оказания медицинской помощи в новую плоскость. Для достижения долгосрочного преимущества не достаточно быть эффективным, необходимо еще
Medicus.ru: Какие конкретно сферы деятельности лечебного учреждения могут затрагивать организационные инновации?
А. Адамс: Вообще организационные инновации могут касаться деятельности всей системы медицинского учреждения: функционирования подразделений и связей между ними; логистики питания, размещения, обслуживания пациентов; организации труда персонала; внедрения современных методов планирования, новых бухгалтерских процедур, методов стимулирования, анализа деятельности; введение новых видов деятельности. То есть затрагивается и внутренняя, и внешняя инфраструктура. А в итоге создается новая
Medicus.ru: Откуда же берутся идеи для инноваций?
А. Адамс:
Примером фундаментального эмпирического подхода может служить создание лаборатории SPARC
Другой интересный пример – это подход к внедрению инноваций в Мемориал Госпитале (Memorial Hospital & Health System), город
Medicus.ru: Алла Олеговна, давайте вернемся к Университетской Клинике
А. Адамс: Мой любимый пример на эту тему – наш главный корпус, площадью 85 000 квадратных метров, открытый в 2009 году. Средства массовой информации пишут, что с 2009 года больше ни одна клиника Европы не построила больничного корпуса такого масштаба, поэтому на сегодняшний день этот корпус считается самым современным по дизайну и оснащению в Европе. Там все продумано до мелочей – и для комфорта пациентов, и для удобства сотрудников.
Труд персонала существенно облегчает работа 30 беспилотных
Роботы самостоятельно заряжаются в зоне подзарядки, самостоятельно заезжают в специальные лифты, развозят грузы по отделениям, самостоятельно возвращаются в подвал и едут за следующими контейнерами.
На крыше корпуса располагается вертолетная площадка. В среднем на нее прилетает 2 пациента в день, и размеры позволяют принимать 2 вертолета одновременно.
От вертолетной площадки лифт ведет на первый этаж в приемное отделение скорой помощи. На выходе из лифта сразу справа и слева две всегда наготове противошоковых, в каждой даже имеется отдельный
Центральное стерилизационное отделение интересно тем, что комплекты инструментов укладываются и упаковываются заранее наборами по типам операций, то есть даже при внеплановой экстренной операции, время подачи столика с готовыми необходимыми инструментами в любую из 16 операционных занимает не более 1 минуты.
Другой интересный пример внедрение в нашей клинике специальной компьютерной системы управления и координирования работы оперблока. Программа отображает по горизонтали для каждой операционной две временные полосы. Первая полоса отражает расписание назначенных плановых операций: время их начала и окончания по расписанию, название операции, тип анестезии, и т.д. Вторая полоса показывает, как организационно прошли операции по факту. Если были
И мы постоянно думаем о комфорте пациентов и посетителей, конечно же. Расскажу об интересной новинке, внедренной в нашей поликлинике для того, чтобы пациентам не приходилось, ожидая приема, сидеть возле офисов докторов. В регистратуре пациенты получают так называемый зуммер – и далее могут идти прогуляться по магазинчикам, посетить кафе, ресторан.
Зуммер заранее проинформирует о номере кабинета и времени приема. Когда подойдет очередь, зуммер загорится красными бегущими огоньками, завибрирует, и на дисплее вежливо пригласит и покажет кабинет и имя принимающего врача. А еще в клинике много кафе, так что традиционный «больничный» запах в наших помещениях перебивается ароматом крепкого кофе.
Medicus.ru: Наверное, накопив такой колоссальный опыт, хочется им делиться?
А. Адамс: Совершенно верно, мы ведь практики и всему научились на собственном опыте , делая свои организационные открытия и учась на своих ошибках! На сегодняшний день на нашей территории располагается 172 здания. Представляете, сколько нам пришлось строить, переезжать и реорганизовывать! В 2006 году в клинике было создано подразделение, занимающееся консалтингом проектов здравоохранения на международном уровне. К слову сказать, это тоже организационная инновация, касающаяся введения нового вида деятельности. Наша клиника является единственной больницей Германии, имеющей такое подразделение. Мы продаем свое
Medicus.ru: Значит, мы с Вами обязательно встретимся снова. Спасибо за беседу!
Добавить комментарий