Сегодня 25 декабря 2024
Медикус в соцсетях
24 января 2007

Кто и зачем открывает турфирмы?

В России официально зарегистрировано около 13,5 тысяч турагентов и 5,5 тысяч туроператоров. Много это или мало? Насколько эти цифры отражают число реально действующих туристических компаний? Кто и зачем открывает турфирмы? Об этом рассуждает генеральный директор юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов.

— Консалтинг по созданию турфирм в последний год стал более востребован, и количество выполненных заказов (около 700) уже позволяет делать соответствующие статистические выводы. В отличие от 2002 года, когда вся туристическая отрасль проходила перелицензирование и выделить новые турфирмы из «вала» было невозможно, 2003 год явно выделялся большим числом «новорожденных» туркомпаний. Невысокий «входной» порог для создания турагентства позволяет без особого экономического риска пробовать свои силы в этом бизнесе. Наиболее популярные вложения в создание турфирмы (турагента) осуществляются в пределах 10 тыс. долларов. При этом ротация новообразованных фирм очень велика и составляет в течение года примерно 30%, т.е. треть компаний исчезают, не дожив даже до следующего сезона.

Как ни странно, основное число учредителей турфирм – молодые, амбициозные женщины, имеющие опыт работы в турбизнесе в качестве менеджеров или отделившиеся от какой-либо турфирмы по той или иной причине. Давняя легенда о муже, купившем своей жене турфирму на день рождения уже свое отжила. Хотя единичные случаи приобретения фирм в качестве подарка бывают, но хлопоты по содержанию такого «презента» сильно перевешивают радость от его получения.

В большинстве случаев турагентство открывается в расчете на определенный круг клиентов, сложившийся ранее на основе личных или деловых контактов. Учредители начинающей фирмы изначально рассчитывают свою прибыль, исходя из предполагаемого числа клиентов, не делая скидку на отсутствие узнаваемой торговой марки и необходимость раскру
тки офиса. Подавляющее число турфирм открываются без значительных вложений, оперируя денежными средствами, достаточными лишь для аренды и оборудования однокомнатного офиса и минимальной рекламы. Степень «выживаемости» таких фирм столь же минимальна.

Начиная деятельность на туристическом рынке, многие не заботятся о квалификации менеджеров, недостаток которой непосредственно сказывается на качестве оказываемых услуг. Крупные туроператоры безжалостно штрафуют неопытных агентов за снятые брони, туристы предъявляют им претензии и выставляют иски, налоговые и правоохранительные органы вносят свою лепту и как результат – фирма закрывается и на её месте регистрируется новая, но уже без долгов. На сегодняшний день стоимость регистрации пакета документов для работы турфирмы составляет всего $500 долларов, и иногда самым простым способом ухода от взысканий является смена юридического лица.

Однако все создающиеся компании имеют твердые намерения занять свою нишу в туризме, в том числе и в туроператорской деятельности, соотношение операторов и агентов составляет примерно один к трем. Соотношение действительно новых компаний к фирмам, просто переоформляющим лицензии, например, из-за смены юридического адреса или названия фирмы, составляет 90% к 10%.

Таким образом, подавляющее число лицензий, оформляемых компетентными лицензирующими органами, выдается новым фирмам, реально собирающимся работать на туристическом рынке. Соответственно растет и конкурентная среда, что, впрочем, абсолютно не смущает аутсайдеров.

Незначительный процент от общего числа создаваемых турфирм составляют туристические подразделения и отделы многопрофильных организаций. Как правило, они создаются для обслуживания собственных сотрудников и не преследуют амбициозных планов выхода на туристический рынок.

Для сегодняшнего рынка характерны размытые границы в работе турагентов и туроператоров. Различие между ними подчас состоит лишь в формулировке лицензии, на практике оператор пр 
одает путевки прямым клиентам и перепродает туры других компаний, а агент порой самостоятельно формирует турпакеты или дополняет готовые туры новыми услугами. Такое смешение «жанров» вносит сумятицу в отношения с партнерами и с налоговыми органами.

Если оценивать направления деятельности создаваемых турфирм, то первое место занимает продажа туров по России и ближнему зарубежью. Следом с большим отрывом идет выездной туризм, на третьем месте инкаминг, на четвертом – образовательные, лечебные и прочие туры. Интерес к продаже туров по России наиболее выражен в регионах, особенно, в тех, где имеются собственные туристические ресурсы. Отдельно можно выделить категорию турфирм, не имеющих специализации и ориентированных на продажу любых туров по запросу клиента. Незначительный интерес проявляют создаваемые туристические компании к сетевым проектам, возможно, из-за недостатка информации. Как ни странно влияние бренда при выборе партнеров-операторов так же незначительно.

Новоиспеченные фирмы слабо ориентируются на туристическом рынке, и в обилии предложений нередко выбирают оператора по случайным признакам или руководствуясь непроверенной информацией.

Особую и очень немногочисленную категорию составляют туристические компании, обладающие финансовым ресурсом. Они сразу становятся заметны на рынке, используют агрессивные рекламные средства, завоевывают внимание потребительской и агентской аудитории всеми доступными способами, вкладывая значительные средства как в прямую, так и в имиджевую рекламу.

Инвестиционные вложения в турфирмах, обыкновенно, носят кратковременный характер, по-прежнему, очень редки долгосрочные проекты и значимые иностранные инвестиции. Направление инвестиций в туристических компаниях – это, в первую очередь,
пополнение оборотных средств с целью создания собственного туристического продукта. Весьма распространены вложения в технологии и рекламу, переоборудование офиса, управленческий консалтинг, но это, как правило, не привлечение долговременных инвестиционных ресурсов, а использования банковского кредитного «плеча».

Зарубежные компании практически ничем не выделяются из общего числа создаваемых турфирм. В первую очередь, это отражается на правовой форме регистрации. Иностранцы предпочитают создавать резидентные предприятия в простейшей форме ООО, иногда даже без признаков иностранного участия. Государственная пошлина за аккредитацию представительства или филиала иностранного юридического лица в Государственной регистрационной палате составляет на год $1000, на три года — $2500, на пять лет — $3500.

Учет иностранных предприятий ведется в специальной налоговой инспекции № 38. Чтобы не платить высокую госпошлину и не выделяться, иностранные туристические компании предпочитают зарегистрировать обычное российское ООО с подставными учредителями, которое, при не 
обходимости, меняют. Используя зарегистрированную торговую марку, предприятие может безболезненно менять юридическое лицо, передавая фирменный знак, как флаг, из одних рук в другие.

Иностранный капитал, практически не имеющий прямого влияния на туристический сектор экономики в России, тем не менее, косвенно явился «катализатором роста» для развития крупных российских компаний. Это видно, например, по действиям столичных операторов, активно вкладывающих деньги в технологии и управленческий консалтинг.
Помимо общих рисков, присущих всем вложениям в Россию, инвесторов отпугивают низкая рентабельность и необходимость долгосрочных инвестиционных программ по техническому перевооружению, кроме того, инвестиционную привлекательность снижает «непрозрачность» российского бизнеса.

Кстати, неожиданным ударом по «прозрачности» турбизнеса может стать введение спецсчетов для оплаты НДС. С 1 июля 2005 года Правительство РФ планирует ввести систему специальных банковских счетов для всех расчетов по НДС. Основной принцип новой системы взимания налога заключается в том, что каждый совершаемый платеж должен будет делиться на две части: одна — получателю платежа, вторая — на оплату НДС. При этом деньги со спецсчетов не могут быть возвращены на расчетный счет предприя
тия — они могут быть перемещены или в бюджет, или использованы для расчетов по НДС с контр-агентом. При недостаточности средств на спецсчете он должен пополняться из собственных средств фирмы. Поскольку многие турфирмы живут за счет оборотных средств, сокращение которых может пагубно сказаться на расчетах с партнерами и платежеспособности компании, малый турбизнес может снова перейти на «черную» форму расчетов.

Создание многочисленных туристических предприятий в Москве отражает общую тенденцию активного развития малого бизнеса, туристический рынок растет пропорционально спросу потребителей на услуги и росту платежеспособности населения. Тревожит лишь тот факт, что формирование профессиональных кадров не успевает за ростом числа турфирм. А это пагубно сказывается на качестве услуг и подрывает доверие потребителей к туристической отрасли.
 
По материалам сайта: fabrikabiz.ru


Комментарии

Поделиться:



24 января 2007  |  11:01
Правда о франчайзинге
Компании, сделавшие ставку на франчайзинг, предпочитают не распространяться о своих трудностях. Как минимум, из опасений, что такая откровенность может послужить для них плохим пиаром. Мне бы хотелось на страницах "Бизнес-журнала" нарушить это негласное правило и, опираясь на четырехлетний опыт российского франчайзера, откровенно рассказать о тех проблемах, с которыми в нашей стране неизбежно сталкиваются любой франчайзер и франчайзи. О проблемах, с которыми столкнулись и мы. Давайте снимем розовые очки!
24 января 2007  |  11:01
Покупка франшизы
Покупка франшизы - вариант для тех, кто желает инвестировать, но не вполне готов создавать собственный бизнес с нуля. Франчайзинг дает возможность снизить риски банкротства нового предприятия и уменьшить начальные инвестиции. С другой стороны, покупатель франшизы не столь свободен в действиях, как владелец собственного бизнеса. В западных странах франчайзинг рассматривается как лучший вариант продолжения карьеры для людей исполнительных, но не склонных к инициативе - например, в США идеальным франчайзи считается военный в отставке.
24 января 2007  |  11:01
На поводке
«Франчайзинг — это собственный бизнес минус свобода». Именно такая формула зачастую смущает и порой отпугивает потенциальных франчайзи. Аргумент один — не для того открывается свой бизнес, чтобы затем вновь работать на какого–то чужого дядю, который будет командовать, что и как делать. Так какова же она, цена свободы?
24 января 2007  |  10:01
Автобусный туризм
Автобусный туризм всегда считался самой стабильной и предсказуемой нишей рынка. Но такие представления устарели: сейчас этот бизнес стремительно меняется. Турфирмам приходится пересматривать позиционирование продукта, подстраиваться под жесткую и непоследовательную политику иностранных консульств, мириться с диктаторскими замашками контрагентов (прежде всего транспортников). К счастью, в этой борьбе со стихией рынка у туроператора есть два союзника: клиент и… конкурент. Как ни странно, именно на них можно рассчитывать в ситуации, когда земля уходит из-под ног. Точнее, из-под колес.
24 января 2007  |  10:01
Турагенства: тенденции изменений в туристической отрасли
Отраслевая власть и те слои бизнеса, чьи интересы она представляет, совершают попытку укрупнить и структурировать рынок. Отчасти для этого создается институт финансовых гарантий. Законопроект, определяющий механизмы обеспечения профессиональной ответственности туроператоров, эксперты считают сырым, проблем при его внедрении будет много, но по крайней мере более или менее понятно, что в итоге должно получиться. Ведь сама идея фингарантий муссировалась годами.