Заболевания → Психопатия астенического типа у детейВозможность выявления формирующейся психопатии астенического типа в детском и подростковом возрасте оспаривается многими авторами. Вместе с тем ряд исследователей описывают ее проявления у детей и подростков. Согласно катамнестическому исследованию, в раннем детском и отчасти в дошкольном возрасте у детей, которые в дальнейшем могут быть отнесены к психопатическим личностям астенического типа, как правило, наблюдается астенический вариант невропатии. Эти дети отличаются вялостью, повышенной чувствительностью к внешним воздействиям, затрудненным привыканием к новой обстановке, нередко капризностью, плаксивостью, а также склонностью к разнообразным соматовегетативным расстройствам, в особенности к нарушениям функции пищеварения (сниженный аппетит, рвота, срыгивания и др.), расстройствам сна, беспричинным колебаниям температуры. В большинстве случаев обнаруживаются также разнообразные проявления
В дошкольном возрасте у таких детей на первый план выступают церебрастенические явления (повышенная утомляемость и истощаемость, головные боли при утомлении, плохая переносимость жары, езды на транспорте, малая физическая выносливость), а также различные неврозоподобные расстройства (энурез, расстройства сна, аппетита, тики, заикание и др.). На этом фоне, как правило, обнаруживаются рудиментарные проявления патологических черт характера астенического типа в виде чрезмерной робости, тормозимости, застенчивости, неумения постоять за себя, обидчивости, неспособности к более длительной интеллектуальной и физической нагрузке, склонности к капризам и слезам при утомлении.
В младшем школьном и препубертатном возрасте патохарактерологические изменения становятся более отчетливыми, тогда как церебрастенические и неврозоподобные нарушения постепенно сглаживаются. Более заметными становятся робость, застенчивость, неумение постоять за себя. Появляются неуверенность в себе, чувство неполноценности, стремление быть менее заметными, повышенная сенситивность, впечатлительность. Под влиянием ситуационных моментов (трудности в усвоении школьной программы, несостоятельность на занятиях физкультурой в связи с моторной неловкостью, насмешки сверстников и т. п.) возникают рудиментарные психопатические реакции (усиление чувства неполноценности с недовольством собой, замкнутостью, отгороженностью, молчаливостью), а чаще невротические реакции с субдепрессивным сдвигом настроения, плаксивостью, расстройствами сна, аппетита. Вплоть до начала пубертатного возраста (13—15 лет) в связи с преобладанием церебрастенических и неврозоподобных расстройств детям с формирующейся психопатией астенического типа обычно ставят диагнозы невропатии, невротических реакций, церебрастенических и неврозоподобных состояний в результате последствий ранних органических поражений головного мозга, невротического развития личности.
В пубертатном периоде церебрастенические и неврозоподобные нарушения, как правило, ликвидируются и происходят «структурирование» патологических черт характера астенического типа: неуверенности в себе, нерешительности, робости, сенситивности, неспособности преодолевать житейские трудности, обидчивости, психической невыносливости, склонности к астеническим реакциям. Наряду с этим у части подростков отмечаются такие факультативные проявления, как ипохондричность, раздражительность, склонность к колебаниям настроения. Вместе с тем подросткам данной группы не свойственны уходы из дома, употребление алкоголя, асоциальное поведение. К концу пубертатного возраста появляются черты личности компенсаторного характера — чрезмерная осторожность, приверженность к неизменному образу жизни, утрированная добросовестность. Таким образом, становление психопатии астенического типа завершается только к концу пубертатного периода или в постпубертатном возрасте, когда, по мнению, некоторых авторов, диагностирование ее становится правомерным.
|