Сегодня 04 мая 2024
Медикус в соцсетях

Заболевания → Психопатия гипертимного типа у детей

 
Формирующаяся психопатия гипертимного типа, которая ха­рактеризуется повышенным самочувствием, преподнятым на­строением и усиленным стремлением к деятельности, выяв­ляется в основном лишь к концу пубертатного периода. В детском возрасте указанные проявления в значительной ме­ре являются физиологическими. Однако, отдельные черты гипертимной пси­хопатии в виде преобладания радостного настроения, болтли­вости, двигательной расторможенности, повышенной аффек­тивной возбудимости, склонности к озорству отмечаются уже в младшем школьном и препубертатном возрасте. Подростки с гипертимными чертами жизнерадостны, смешливы, любят шутить, очень общительны, стремятся к лидерству среди свертников. В то же время они легкомысленны, непоследова­тельны, не доводят до конца начатое дело, не выносят огра­ничений, часто нарушают режим и дисциплину. Такие под­ростки склонны к реакциям активного протеста, эмансипа­ции (особенно в форме уходов, самовольных отлучек), груп­пирования, имитации «модных» манер и одежды, к алкого­лизации. Повышенное сексуальное влечение, а также нередко ускоренное половое созревание часто ведут к раннему началу половой жизни и случайным половым связям. Все это неред­ко является источником асоциального поведения подростков данной группы.<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />
В ряде случаев гипертимные черты личности сочетаются с истероидными или аффективно-возбудимыми (эксплозивны­ми) компонентами. У некоторых подростков возможно появ­ление фазных циклотимических расстройств настроения с преобладанием гипоманиакальных состояний. Психопатические реакции у подростков с гипертим­ными чертами чаще связаны с ограничением их свободы, жесткой регламентацией режима. Компенсации психопатиче­ских черт способствует умелое направление лидерских тен­денций и стремления к деятельности таких подростков.
Динамика психопатий складывается из этапа ее ста­новления в детском и юношеском возрасте и динамических изменений сформированной патологической личности. Проявле­ния формирующейся психопатии на протяжении детского и подросткового возраста называется «препсихопатическим состоянием» или «препсихопатической стади­ей». Динамика сформированной психопатии включает более или менее очерченные психопатические и психогенные реакции, патологические развития, а также клинически ме­нее ясные фазы (эпизоды) и декомпенсации.
Термином «психопатические реакции» обозначаются реак­ции на ту или иную травмирующую ситуацию «в пределах психопатических ресурсов личности», т. е. выражающиеся резким и относительно ограничен­ным во времени усилением основных психопатических свойств личности и свойственных ей способов реагирования («кон­ституциональный тип реакций»). В детском и подростковом возрасте о психопатических реак­циях можно говорить лишь условно, поскольку свойства лич­ности нестойки. С большей вероятностью к рудиментарным психопатическим реакциям можно отнести некоторые аффек­тивные реакции и преходящие изменения поведения при тех психопатиях, которые формируются в более ранние сроки, в особенности при эпилептоидной и шизоидной психопатиях. Патологические развития личности на основе форми­рующейся психопатии изредка встречаются только в пубертатном возрасте.
Понятие психопатической фазы, т. е. психотического приступа, возникающего у психопатической личности аутохтонно, без внешнего повода, весьма спорно и в современной психиатрии практически не используется. Недостаточно ясным является также понятие декомпенсации, которое трактуется по-разному. П. Б. Ганнушкин и О. В. Кербиков декомпенсацией на­зывали относительно затяжное заострение психопатических черт личности с более или менее выраженным усилением со­циальной дезадаптации. В то же время некоторые авторы рассматривают декомпенсацию как срыв, поломку возникших ранее компенсаторных механизмов с обнажением психопатических свойств и усилением нарушений социальной адаптации. Если исходить из последней трактовки, то понятие декомпенсации в детском, а при многих типах психопатий и в подростковом возрасте следует считать неприменимым ввиду отсутствия или слабой выраженности у детей и подростков компенса­торных личностных механизмов. Однако и в первом толко­вании понятие декомпенсации психопатии может использо­ваться применительно к детям и подросткам только услов­но. Следует отметить также отсутствие четких критериев разграничения затяжных психопатических реакций и состоя­ний декомпенсации.
В целом же формы клинической динамики психопатий на этапе становления изучены недостаточно и пока описаны лишь при немногих типах психопатий. Вместе с тем данные исследований позво­ляют высказать предварительное мнение о том, что станов­ление конституциональных, и органических психопатий — не просто количественное усиление и развертывание с возрастом аномальных задатков личности, а сложный процесс патоло­гического формирования (развития) свойств личности в ре­зультате взаимодействия аномальных темперамента, инстинк­тов, влечений и низшей эффективности с факторами социаль­но-психологической среды. Сроки появления первых патоло­гических черт характера и возраст завершения формирования психопатий весьма различны в разных этиологических груп­пах и при разных клинических типах.
Анализ статистических данных показывает, что в «ядерной» (конституциональной) группе возраст выявления психопатических черт в сред­нем составляет 4+1,9 года, а возраст завершения формирова­ния психопатии— 14—18 лет, в группе органических психопа­тий— соответственно 2,4+1,3 года и 14—16 лет и, наконец, в группе-«краевых психопатий» — 9,2+2,3 года и 18—20 лет. Формирование психопа­тии возбудимого типа завершается в среднем в возрасте 22,1 + 1,9 года; тормозимого типа—13,3+1,4 года, истериче­ского — 14,7+1,9 года. Продолжительность периода станов­ления психопатии при возбудимом типе составляет в среднем 6 лет, при тормозимом — 9, при истерическом — 5 лет. Конечно, внутри сборных групп возбудимых и тормозимых психопа­тических личностей существуют значительные колебания на­званных сроков.
Диагноз. Установление диагноза формирующейся пси­хопатии у детей и подростков сопряжено с большими трудно­стями, что связано с незрелостью личности и большими воз­можностями как полной депсихопатизации, так и выраженной компенсации патологических черт характера. Большин­ство психиатров указывают на необходимость большой осторожности при установлении диагноза психопатии до окончания пубертатного периода. Тем не менее кли­нический опыт свидетельствует о том, что при некоторых типах формирующихся психопатий (эпилептоидный, шизоид­ный типы, эксплозивный тип органического генеза) установ­ление диагноза может быть вполне обоснованным уже в препубертатном периоде, т. е. в возрасте 10—12 лет. Диагноз психопатии гипертимного типа возможен в КПШТР пубертатного возраста. Однако в случа­ях психопатий неустойчивого, психастенического типов досто­верный диагноз, как правило, не может быть поставлен ранее постпубертатного возраста.
Вопрос о формулировке диагноза при наличии частичных, незавершенных, рудиментарных проявлений формирующихся психопатий у детей и подростков окончательно не решен. Рекомендуется в тех случаях, когда име­ется неправильное воспитание, использовать предварительный диагноз «изменения характера в связи с неблагоприятными условиями воспитания» (т. е. патохарактерологическое формирование личности, по нашей терминологии), а при отсут­ствии неблагоприятных факторов среды и более выраженных отклонениях характера ограничиться диагнозом «патологиче­ские черты характера» того или иного типа, рассматривая такого ребенка или подростка как «угрожаемого» в отноше­нии возможности развития психопатии.
Видимо, целесообразным на данном этапе представляет­ся применение для обозначения психопатий в стадии их формирования термина «препсихопатическое состояние» с указанием на тип преобладающих пато­логических черт характера. Использование данного термина удобно ввиду временного характера обозначаемого им состоя­ния, что облегчает снятие диагноза в случае благоприятной динамики и депсихопатизации. Диагностика психопатий должна опираться, с одной стороны, на выявление определен­ного «патохарактерологического синдрома» (неустойчивости, истероидных, астенических черт характера и т. д.), с дру­гой— на данные анамнеза, свидетельствующие о том, что выявленный синдром является как бы итогом процесса пато­логического формирования личности, а не результатом «сдви­га», «полома» ее свойств, возникшего под влиянием каких-либо патогенных факторов (как это имеет место при психопатоподобных состояниях). Для правильной квалификации патологических свойств личности и характера решающее зна­чение имеет наблюдение за особенностями поведения ребенка или подростка в коллективе, в семье, в школе, группе сверст­ников и т. д. Для получения более объективных сведений используют характеристики, специальные вопросники для родителей и педагогов, а также дополнительные методиче­ские приемы, например методику «словесного портрета».
Дифференциальный диагноз психопатий следует проводить в основном с патохарактерологическими формиро­ваниями личности и с психопатоподобными состояниями при шизофрении и остаточных явлениях мозговых инфекций и травм. Для дифференцировки психопатий от психопатоподобных состояний в рамках вялотекущей шизофрении основное значение имеет отсутствие в первом случае специ­фических для шизофрении изменений личности и рудиментар­ных продуктивных симптомов.
Резидуально-органические    психопатоподобные состояния (особенно возникающие в возрасте после 5 лет) в отличие от формирующихся психопатий    характеризуются относительно стабильным дефектом личности в виде недостаточности кри­тики, нравственных качеств личности, преобладания примитивных эмоций, расторможения низших влечений. Эти прояв­ления часто сочетаются с повышенной аффективной возбуди­мостью,   импульсивностью, эйфорическим   фоном настроения с одновременной    склонностью  к дисфориям.    Характерны инертность и недостаточная целенаправленность психических процессов. Иными словами, речь идет о варианте психоорга­нического синдрома.    Патологические    свойства личности в этом случае отличаются отсутствием цельности, свойственной психопатиям. Ввиду дефекта высших свойств личности у де­тей и подростков с резидуально-органическими психопатопо­добными состояниями слабо выражена склонность к характе­рологическим и патохарактерологическим реакциям протеста, отказа, компенсации и гиперкомпенсации, эмансипации и др. В то же время возможны примитивные реакции имитации.
Профилактика органических психопатий прежде все­го связана с предупреждением патологии беременности, а также постнатальных мозговых инфекций и травм в первые годы жизни ребенка. Определенное значение в профилактике конституциональных (ядерных) психопатий может иметь ме­дико-генетическая консультация. Важная роль в профилакти­ке психопатий независимо от их этиологии принадлежит нор­мализации условий микросреды, борьбе с алкоголизмом роди­телей и коррекции неправильного воспитания.
 
 
О лечении и профилактике данного заболевания читайте в разделе: Психиатр