17 ноября 2002 12:06 |
Гештальттерапия в наркологииГештальттерапия появилась в середине XX века, когда возникло движение гуманистической психологии и психотерапии, обращенных к личности человека, его индивидуальности. Гештальттерапия основывается на принципах гештальтпсихологии, которая исходит из целостности поведения, восприятия и эмоциональной сферы (от немецкого слова «гештальт» — целостный образ, завершенная форма, нечто большее, чем сумма частей). Психотерапия этого направления воздействует двумя путями:
Гештальттерапия строится по принципу завершения предлагаемых пациенту незаконченных утверждений («Когда я говорю это, я чувствую, что
») и незавершенных эмоционально напряженных переживаний. Так, психотерапевт может предложить пациенту, чтобы он обратился к другому члену группы как к своему отцу и высказал, что он чувствует сейчас, когда вновь и вновь переживает нанесенную ему отцом в детстве обиду. Другое часто используемое в гештальттерапии понятие «фигура и фон». Оно применяется, когда, например,
Гештальттерапевтами всегда подчеркиваются особая важность теоретического осмысления процесса терапии и опасность увлечения эффектными методами, техникой или психотерапевтическими «трюками». В настоящее время гештальттерапия признается одним из самых мощных направлений современной психотерапии. Она успешно применяется как для лечения больных алкоголизмом и наркоманиями, так и для психотерапевтической работы со значимыми лицами из окружения больного (супругами, детьми, родителями).
Главный принцип гештальттерапии — важность находиться в настоящем, «здесь и теперь». Больные алкоголизмом, как и многие другие пациенты, предпочитают вместо этого находиться в будущем или прошлом. И это рождает целый ряд проблем в их эмоциональной жизни. Так, больные постоянно находятся в ожидании неудач и неприятностей, что углубляет у них чувства неполноценности и одиночества, вызывающие также ответ на физиологическом уровне (меняется ритм дыхания, сердечной деятельности). Таким образом, больные эмоционально переживают события, которые еще не случились и, возможно, никогда не случатся. То же касается прошлого: обращаясь к прошлому, больные испытывают печаль, грусть, чувство вины.
Поэтому одна из основных задач психотерапии — научить больных алкоголизмом жить в настоящем, переживать то, что происходит с ними сейчас (а не вчера, раньше или завтра).
Второе важное положение — работа с самосознанием. Человек может видеть, слышать, ощущать запахи, вкусовые раздражители, испытывать ощущения, идущие от всех систем и органов тела. А больные алкоголизмом как бы лишены чувств, они не чувствуют, слушают, но не слышат. В то же время ощущения запахов и вкусовых раздражителей вообще у людей имеют не слишком большое значение. Таким образом, единственная значимая и действенная система анализаторов наших больных — зрительная. Это необходимо учитывать в психотерапии — писать на доске, показывать схемы, слайды, фильмы. Задача психотерапии — вернуть больному возможность чувствовать, слышать, ощущать мир во всей его полноте. Эта задача достаточно сложна. Работая в этом направлении, мы постоянно сталкиваемся с тем, что больной говорит о чувствах, но в действительности не может чувствовать и переживать.
Процесс лечения с позиций гештальттерапевтов выглядит следующим образом.
I этап — установление и поддержание контакта с пациентом.
II этап — осознание пациентом того, что с ним происходит в данный момент. Задача терапевта — усилить ощущения и переживания пациента, чтобы они стали для него очевидными. Это дает возможность перейти к следующему этапу.
III этап — подтверждение, признание пациентом факта существования проблемы: «Это печально, но это факт». И здесь очень часто приходится сталкиваться с мощным сопротивлением пациента, например в виде самоуничижения. Пациент заявляет: «Мне не хочется об этом говорить, я отнимаю у вас (у группы) много времени». Терапевт в этом случае может попросить больного сделать противоположное заявление: «Я хочу быть здесь, хочу, чтобы вы обратили на меня внимание»,— и тут же спросить: «Как Вы чувствуете себя теперь?»
IV этап — принятие себя без критики, без оценки: «Да, я такой в настоящий момент». Работа с представлением пациента о себе идет на всех этапах, но именно на этом этапе чаще всего представление о себе меняется.
V этап — поиск альтернатив. Психотерапевт вместе с пациентом ищет другие возможности решения проблемы. Нет нужды говорить о том, что в позиции самого психотерапевта также должны отсутствовать
Таким образом, цель психотерапии — добиться не отсутствия боли и болезненных переживаний, а принятия пациентом самого себя, интеграции всех частей «Я» пациента в единое целое («Я» безответственное и «Я» сверхответственное, «Я» — отвергаемый ребенок, «Я» — зрелая личность, «Я» — чувствующее, что
, отвергаемые части «Я»). Если пациент испытывал в прошлом боль, ему не надо стремиться приглушить эту боль. Нужно принять то, что было, почувствовать боль, встретиться с ней лицом к лицу. Необходимо принять прошлое и сделать новый выбор.
Следует остановиться также на некоторых наиболее распространенных проблемах, возникающих в процессе психотерапии больных алкоголизмом.
Тревожность, напряжение, возникающие при переходе пациента из состояния, в котором он был, в то состояние, в котором он хотел бы быть.
Пациент: «Я не знаю, смогу ли я
»
Терапевт: «Как вы себя пугаете? Скажите, если я сделаю это, то
»
Когда пациент осознает, что сам себя пугает, он принимает на себя ответственность за свою психическую жизнь и уже может
Работа с защитными стратегиями больного.
В гештальттерапии защитные механизмы рассматриваются как защитные стратегии, которые больной использует, чтобы выжить в окружающем мире и предохранить себя от изменений. Стиль взаимоотношений пациента с людьми обязательно воспроизводится при психотерапевтическом контакте. Важнейшими типами нарушений взаимоотношений с окружающими и самосознания (типами защитных стратегий) считаются ретрофлексия, дефлексия, конфлюэнция, проекция, интроекция. Ретрофлексия — направление всех чувств на себя, агрессия по отношению к себе. Это скрыто от окружающих и человек существует как бы за фасадом.
В гештальттерапии работа с такой защитной стратегией заключается в том, что больного учат не направлять агрессию на себя, а выводить ее наружу, выплескивать чувства. Вместо того, чтобы ощущать «Ты меня злишь тем, что отвергаешь меня», больному предлагают сказать: «Я отвергаю тебя» и спрашивают: «Что Вы чувствуете сейчас?» Другая техника состоит в специальной работе с различными «фасадами» больного: устанавливается контакт с разными частями «Я», с разными чувствами пациента.
Дефлексия — отрицание, отторжение
Конфлюэнция (слияние) — полное слияние с другим человеком или объектом, потеря границы между ними и как следствие — потеря самого себя и полная зависимость от этого человека или объекта. Больной зависит от алкоголя или наркотика. Он зависит также от своего пьющего окружения. Зависимость существует также в семье больного. В процессе терапии часто выявляется конфлюэнция с болезненным «Я» больного. («Как же я буду жить, если не буду печальным, больным
Что же от меня тогда останется?..»)
Проекция — обвинение обстоятельств и других людей, перенесение чувств с себя
Интроекция — усвоение, присвоение принятого окружающими. Обычно это усвоение происходит без достаточного собственного анализа или критики. Больные, выросшие в семьях, где не принято было проявлять чувства, усваивают стереотипы: «Мужчины не плачут», «Стыдно показаться печальным», и это также способствует вытеснению эмоциональных переживаний из самосознания больного алкоголизмом.
Можно условно выделить два типа больных. Первый тип — люди, основными защитными стратегиями которых являются интроекция и ретрофлексия. Для них характерно как бы чрезмерное чувствование, которое является болезненным, и алкоголь помогает снизить болезненность переживаний. Второй тип — пациенты с преобладанием проекции и дефлексии. Здесь проблемой является дефицит чувств и переживаний, и алкоголь помогает начать чувствовать, сделать ощущение жизни более острым, а общение с людьми — более насыщенным. Часто можно наблюдать, как в семье больного алкоголизмом один из супругов относится к первому типу, а другой — ко второму. В самой же семье отчетливо прослеживается конфлюэнция (козависимость).
Конфлюэнция с алкоголем и алкогольным окружением в процессе психотерапии должна постепенно заменяться конфлюэнцией с членами группы, настроенными на трезвую жизнь, с членами терапевтического сообщества или группы Анонимных Алкоголиков.
Постепенно в процессе психотерапии и поддержания трезвости можно переходить к решению более сложных проблем. Если на первых этапах в центре психотерапевтической работы стоит «Я» больного («Кто я и как мне быть счастливым?»), то в дальнейшем можно переходить к работе с проблемами взаимоотношений с другими людьми и, наконец, на заключительных этапах — к духовным проблемам.
Таким образом, содержанием психотерапии при алкоголизме, по представлению гештальттерапевтов, является совсем не то, что в нашем понимании всегда должно занимать основное место в лечении (выработка установки на лечение, преодоление анозогнозии, формирование установки на трезвость). Вероятно, все эти задачи надо рассматривать как первый этап работы с больным. Однако, к сожалению, этим, как правило, и заканчивается психотерапия в отечественной наркологии. В то же время, очевидно, что в случае решения всех этих задач больной оказывается, так сказать, на пустынном берегу, а вожделенный остров «Трезвость» далеко на горизонте. И даже если больной искренне хочет добраться туда, то плавать в этом океане жизни он не научен, и лодки у него нет. Поэтому необходимым этапом психотерапии, как нам кажется, и должна быть работа с личностными проблемами больного, с его защитными стратегиями. И в этом плане подход гештальттерапевтов представляет несомненный интерес.
Приводимые ниже упражнения гештальттерапии могут быть использованы как в индивидуальной, так и в групповой психотерапии больных алкоголизмом. Они являются иллюстрацией к положениям и принципам, рассмотренным выше.
Упражнения
1. Закройте глаза и сосредоточьтесь на ваших чувствах в настоящий момент. Представьте себе одиночество, в котором вы оказались. Вопрос: что Вы делали с этим ощущением и можно ли, по вашему мнению,
2. Представьте себе обстоятельства, место и человека (или нескольких людей), с которыми вам хорошо в этом городе (селе). Вопрос: что это за ситуация, в которой Вы не чувствуете одиночества?
3. Достаньте из себя ребенка, пригрейте его, накормите, сделайте для него все, в чем он нуждался, но чего у него никогда не было. Вопрос: что происходит с Вами сейчас?
4. Выберите
5. Очень часто человек говорит себе: «Я безнадежен, я неудачник, я не такой, как все, я плохой, меня никто не любит, я никому не нужен, я ни на что не способен». Вспомните, когда у вас впервые появилось это чувство. Достаньте этого человека из себя, поговорите с ним, почувствуйте, в чем он нуждается и дайте ему то, что нужно. Это может быть эмоциональная поддержка или подарок.
Что вы чувствуете теперь?
6. Два человека по очереди утверждают: Я вижу
Я слышу
Я чувствую
по 5 раз
Затем: что я вижу, что я слышу, что я чувствую внутри меня.
7. Обращайтесь к каждому члену группы по очереди со словами: «Мне трудно
»
«Я имею право отнять у всей группы время на обсуждение моих проблем
» Что вы чувствуете в это время?
8. Я и моя «маска». Кто из членов группы похож на мою «маску»? На что похожа эта «маска»? Какие еще у меня есть «маски» лица? Дискуссия между этой «маской» и другими членами группы.
Что я чувствую, находясь в «маске»? Что чувствует мое реальное «Я»? Что чувствуют другие члены группы?
9. Полностью контролируйте своего партнера. Говорите ему, что ему делать. Что вы чувствуете сейчас?
Теперь, когда вы его полностью контролируете, как сделать так, чтобы не контролировать?
10. Говорите со своими снами и дайте возможность им отвечать, как если бы сны были вещью или объектом: «Сны, вы пугаете меня», «Я не хочу знать о вас» и т. д. и дайте возможность снам ответить.
Затем пусть каждый сыграет роль своего сна. Например: «Я редко прихожу к тебе и только маленькими кусочками», «Я хочу, чтобы вы были сном». Проиграйте эту роль, говорите, обращаясь к группе, как если бы сон обращался к вам. Комментарии
Смотри также
17 ноября 2002 | 12:11
Клинико-лабораторная диагностика острого токсикоза, вызванного экстрактами мака, полученными кустарным способом
В последние годы врачи разных специальностей стали чаще сталкиваться с отрицательными последствиями употребления различных наркотических средств, как официнальных, так и их суррогатов.
17 ноября 2002 | 11:11
Аффективные нарушения у больных полинаркоманиями и их роль в возникновении рецидивов заболевания
Аффективные нарушения — одно из наиболее частых психопатологических проявлений при наркоманиях. С. Г. Жислин, М. П. Кутанин, И. В. Стрельчук, а в дальнейшем И. Н. Пятницкая, Retterstol и соавт., Staehelin отмечали у больных опийной наркоманией резкие спады настроения.
17 ноября 2002 | 11:11
Алкоголизм: границы заболевания
Трактовка алкоголизма как заболевания, определение его границ, классификационные схемы всегда вызывают дискуссии. Взгляды специалистов на эти вопросы зависят от их представлений о патогенезе алкоголизма и понимания феномена употребления алкоголя.
17 ноября 2002 | 11:11
Аффективные расстройства при барбитуровой наркомании и транквилизаторной токсикомании
Аффективные расстройства составляют значительную часть клинической картины при наркоманиях и токсикоманиях. Они отражают поступательное движение болезни и в сочетании с патологическим влечением к наркотику (токсиканту) дезорганизует поведение больного, разрушают межличностные отношения, способствуют социальной декомпенсации.
14 ноября 2002 | 17:11
Этапность лечебного процесса при хроническом алкоголизме
Алкоголизм представляется хроническим прогредиентным заболеванием, поэтому его лечение не может быть ограничено каким-либо курсом. Разнообразие личностных особенностей, стадий, форм и вариантов течения требует строгой индивидуализации лечебного процесса для каждого больного.
|