Сегодня 26 апреля 2024
Медикус в соцсетях
 
Задать вопрос

ЗАДАТЬ ВОПРОС РЕДАКТОРУ РАЗДЕЛА (ответ в течение нескольких дней)

Представьтесь:
E-mail:
Не публикуется
служит для обратной связи
Антиспам - не удалять!
Ваш вопрос:
Получать ответы и новости раздела
15 марта 2016 18:05

Что писали на памятниках: традиция эпитафии

Что писали на памятниках: традиция эпитафии

Традиция наносить на надгробья прощальные надписи, говорящие о покойном или от его имени, пришла к нам из самой глубины веков. Как известно, эпитафия – греческое слово, которым вначале называли речь над могилой умершего. Потом так стали обозначать краткий литературный текст (чаще всего стихотворный), посвященный жизни умершего. И наконец, данное понятие приобрело совершенно ритуальный смысл: эпитафией стали называть то, что начертано на памятнике.

 

Месопотамия и Египет. На самом деле это явление появилось в еще более ранние времена. Первые краткие надписи на могилах сделаны в древнем Шумере, а потом в Египте. «Не забывайте приносить жертвы душе своего отца, о дети мои. И достанет вам от потомков ваших», – такие строки можно прочитать на одном древнем камне в Вавилоне. Считается, что это когда-то был кладбищенский памятник или его часть. А наиболее известные надписи о смерти в Древнем Египте делались внутри усыпальниц фараонов. Там говорилось о личности и главных достижениях царя и о том, что ждет его после смерти. Такими письменами украшались стены залов и коридоров внутренней части пирамид. Многим известен пример одного из фрагментов: «Вот я уже иду по царству Озириса. Я вижу свет. Душа моя возрадовалась, мысли мои ликуют. О Царь мой, вот я перед тобой обласкан милостью твоей».

 

Античные греки в надгробных стихах больше писали о жизни человека не в том, а в этом мире. В них они обращались к прохожему, увидевшему могилу, от лица умершего или от стороннего персонажа:

 

Слушай, прохожий, постой: здесь покоится тело милетца.

Жизнью своей Леобул, воин, стократ рисковавший

Хочет тебе рассказать о том, как сразило его

Варвара злое копье.

 

Иногда встречались и прозаические эпитафии, которые давали краткую справку об обстоятельствах судьбы того, кто лежит под памятником: «Под этой стелой похоронена Персеида, которую неустанно оплакивает одинокий Тирсил. Я была прекрасна, но болезнь взяла меня в возрасте семнадцати лет».

 

А вот знаменитому Архимеду в качестве памятной надписи благодарные современники выгравировали на обелиске его теорему с доказательством.

 

Рим. В древнеримской ритуальной традиции эпитафии стали короче, афористичнее и приняли философский уклон. При этом надписи на камнях тоже обращались к идущим мимо от имени покойного: «Остановись, прохожий. Посмотри на мою могилу и пойми, как прекрасна жизнь против смерти». Иногда римляне были не прочь и пошутить по поводу собственной кончины. Известны, например, такие строки с могилы Тита Цессония: «Остановись, прохожий! Внемли! Пока я пребывал на этом свете, пил вино. Пей и ты, пока не умер». А некий гладиатор написал на памятнике своей жене Флавии: «Лежит. Молчит». Когда же Рим стал постепенно христианизироваться, изменилась и традиция надгробных надписей. На могильных камнях стали писать что-то вроде: «Здесь с миром покоится новообращенный Павсилий. Молись о нас». Или: «Феогностия, слуга Божия, умерла в возрасте 32 лет. Она прожила достойно и ушла в покаянии. Покойся, душа ее, в Господе».

 

Искусство надгробной надписи было известно и в странах древнего Востока. В Японии они были и в стихах, и в прозе. И те, и другие выбивают на памятниках и поныне:

 

«Умереть нетрудно, трудно жить»;

 

«Я как лист на ветру.

Дождь плачет.

По мне».

 

На ближнем Востоке эпитафии как таковые не практиковались, по крайней мере широко. Уже после исламизации территории на мусульманских надгробьях стали высекать суры из Корана или известные изречения пророка Мухаммеда. В иудейской же культуре, напротив, украшение кладбищенских камней было нормой. Обычно в надписи указывались имя умершего и его (или ее) отца, иногда ниже располагали цитаты из Библии (или Талмуда), причем они содержали имя погребенного: «Шел Иаков своим путем, и встретили его Божии ангелы». Использовались и философские пассажи:

 

«Смерть – участь каждого из нас

Напрасны жизни наслажденья»;

 

«Ее душа уже у Бога. Скоро и мы придем туда»;

 

«О человек, помни о том, что все кончается. Никогда не забывай о смерти в дни веселья».

 

Все эти способы составления прощальных надгробных текстов известны и в наши дни. Конечно, порой на надгробьях размещают только краткие сведения о погребенном: его имя и фамилию, годы жизни. Настоящей глубокомысленной или просто изящной эпитафией украшается не каждый памятник. Но мало кто будет спорить, что проникновенные и уместные слова, начертанные на камне, способны сделать могилу уникальной и оставят память о человеке в веках.

 

Восток. Искусство надгробной надписи было известно и в странах древнего Востока. В Японии их сочиняли в стихах и в прозе. И те, и другие выбивают на памятниках и поныне:

 

«Умереть нетрудно, трудно жить»;

 

«Я как лист на ветру.

Дождь плачет.

По мне».

 

На ближнем Востоке эпитафии как таковые не практиковались, по крайней мере широко. Уже после исламизации территории на мусульманских надгробьях стали высекать суры из Корана или известные изречения пророка Мухаммеда. В иудейской же культуре, напротив, украшение кладбищенских камней было нормой. Обычно в надписи указывались имя умершего и его (или ее) отца, иногда ниже располагали цитаты из Библии (иногда – Талмуда), причем они содержали имя погребенного: «Шел Иаков своим путем, и встретили его Божии ангелы». Использовались и философские пассажи:

 

«Смерть – участь каждого из нас

Напрасны жизни наслажденья»;

 

«Ее душа уже у Бога. Скоро и мы придем туда»

 

«О человек, помни о том, что все кончается. Никогда не забывай о смерти в дни веселья».

 

Все эти способы составления прощальных надгробных текстов известны и в наши дни. Конечно, порой на памятниках размещают только краткие сведения о погребенном: его имя и фамилию, годы жизни. Настоящей глубокомысленной или просто изящной эпитафией украшается не каждый памятник. Но мало кто будет спорить, что проникновенные и уместные слова, начертанные на камне, способны сделать могилу уникальной и оставят память о человеке в веках.

Более подробную информацию об особенностях похоронного ритуала вы можете узнать на сайте компании Данила Мастер - http://danila-master.ru/.


Поделиться:




Комментарии
Смотри также
10 марта 2018  |  01:03
Первая помощь больному с приступом эпилепсии
На ваших глазах человек внезапно теряет сознание и падает на землю. Тело начинает биться в конвульсиях, а голова, руки и ноги - трястись. Если вы поймете, что несчастный страдает от эпилепсии, то сможете помочь ему до приезда врачей.
23 ноября 2015  |  13:11
Как ухаживать
Это тест
30 июня 2011  |  09:06
Как сделать укол или внутримышечную инъекцию?
Конечно, лучше доверять постановку внутримышечных инъекций опытным медработникам. Но в жизни бывают ситуации, когда необходимо проколоть курс из 50 уколов, ходить в поликлинику каждый день нет возможности, а тратить деньги на вызов медсестры на дом жалко. Иногда Вам или Вашему родственнику укол надо сделать срочно или по какой-то причине некому. В таком случае, можно научиться ставить уколы самостоятельно.
03 декабря 2010  |  12:12
Уход за больными: обеспечиваем психологический комфорт при постельном режиме
Переход на долговременный постельный режим — тяжелое испытание для организма человека, однако не менее серьезная нагрузка ложится на его психику, далеко не каждому больному легко смириться со своей беспомощностью и зависимостью от сиделки или членов семьи.
22 июня 2009  |  16:06
Рекомендации больным, страдающим варикозным расширением вен.
Возможности медицины в консервативном, не хирургическом лечении варикозного расширения вен довольно ограничены. Важно активное и осознаное участие самого пациента в предупреждении прогрессиирования заболевания и тяжелых осложнений при этом. В статье рассматриваются основные профилактические методы, доступные для выполнения каждым пациентом.