Сегодня 26 февраля 2020
Медикус в соцсетях
 
Задать вопрос

ЗАДАТЬ ВОПРОС РЕДАКТОРУ РАЗДЕЛА (ответ в течение нескольких дней)

Представьтесь:
E-mail:
Не публикуется
служит для обратной связи
Антиспам - не удалять!
Ваш вопрос:
Получать ответы и новости раздела
13 февраля 2006 16:14   |   Ольга Осипова,
бизнес-тренер, психолог

Деформация неизбежна?

«Интересно, это — творчество или профессиональная деформация?»
Вопрос одной из участниц тренинга личностного роста
 
Что-то происходит с моим зрением. С моим слухом и восприятием мира. Мне кажется, что все — о тренинге. Все можно использовать. Каждый шаг — упражнение, случай — пример, ситуация — ролевая игра.
 
Немного экстрима
 
Я еду за рулем по заснеженной дороге. Участок такой… двусмысленный. Можно медленно и осторожно, вспоминая все, что слышала о езде по снегу, можно — быстро, в надежде проскочить. Ведь бывало — проскакивала. Но не сейчас. Застреваю «намертво», это в десять-то часов вечера, зимой. Темно и страшно. Думаю. «Вот он — кейс». Как на тренинге. Устойчивого навыка нет. Иногда проскакиваем. То есть удачно продаем, выступаем, проводим совещание, выходим из конфликта, проезжаем сложный участок дороги. Не потому, что умеем. Потому, что повезло. И вот. Везение кончилось. Кончились и успехи. Осталось удивление — ведь получалось же! Да, так бывает. Это здорово, что у меня получалось проскакивать тот участок — значит есть некое «чувство машины», и везение случается — тоже не лишне. Но не умею я уверенно ездить по таким дорогам. Вот тебе, тренер, и кейс. Почти универсальный, если иметь в виду темы тренингов, почти беспредельный по глубине, и очень перспективный. Если, конечно, злые дяди сейчас не придут, на чем моя карьера печально окончится. Тоже, кстати, кейс. Если мы неправильно в сложной ситуации действуем — нужно прием применить. «Дерево решений» называется. То есть, а что будет, если… И все варианты продумать. «Подготовлен — значит защищен» золотая, между прочим фразочка из тайм менеджмента — только сейчас оценила.
 
Ну, не будем нагнетать. Откопали меня. Добрый охранник Алексей, имеющий мобильный. Пришел с лопатой и собакой Рексом за тридевять земель и откопал. Это ведь тоже из тренинга — подумайте о людях, которые могут помочь вам в нештатных ситуациях. Дай Бог здоровья Алексею, а также всем нашим коллегам, друзьям, руководителям и окружающим, которые во многих ситуациях лучше нас разбираются и помогать не отказываются.
 
Немного о неудачных словах
 
Ладно с ним, с экстримом. Нечего по ночам ездить, вот и все. А если о совсем обычном. Об электронной почте. Мне письмо пришло от редактора. Он прислал статью со словами: «О своем решении сообщите, если можно, побыстрее». Вот это-то «побыстрее» почему-то совсем не понравилось. Хотя, если подумать, ничего особенного, Ну, спешил человек, ему верстку делать, вот и написал. А меня «царапнуло». И мысль возникла. О кейсе. Для тренинга по конфликтологии. Там формула такая есть: «конфликт — это конфликтный стимул + инцидент». Инцидента пока нет, он потом появится. Скорее всего неожиданно для моего партнера. Или не появится никогда, поскольку я понимаю, что со мной происходит и этому самому инциденту случиться не позволю. А стимул есть. Слово. Одно. «Побыстрее». Ничего особенного. Но запомнилось, зацепило и может проявиться.
 
Я не хочу думать о кейсах, примерах и сценариях ролевых игр. Я не хочу быть человеком, поговорив с которым, через пять минут тебя спрашивают: «А вы случайно не психолог»? Я хочу ампутировать эту не так давно появившуюся манию (эдакий гибрид хирургии и психиатрии) видеть в бытовых ситуациях разминки, групповые дискуссии и мозговые штурмы.
 
Переговоры и разминки
 
Да, кстати о разминках. Знаете, бывают ситуации, когда один человек говорит что-то другому, а тот его не слушает. Это случается и на переговорах — теряется контакт, внешне все благополучно, но взаимодействие прервано. Каждый поет о своем, выработка общего решения не возможна. Помогает простое правило. Совсем простое — проверять контакт и восстанавливать его, если ослабевает.
 
Я сижу на таких переговорах в качестве наблюдателя и думаю о разминке. Очень просто. Несколько теннисных мячиков. Участники бросают их друг другу. Молча. Бросить мячик можно только тогда, когда ты нашел себе в группе «партнера» и он глазами дал тебе понять, что готов поймать этот самый мячик.
 
Попробовала. Действительно — прекрасная модель. Мячик падает на пол. «Вы кому бросали?» — «Ирине». «Ирина, а почему Вы не поймали?» — «А я и не поняла, что это мне…» — " А почему Вы бросали, ведь Ирина не подтвердила своей готовности?" — «Нужно же было кому-то бросить. Я думала, она сообразит».
 
Пример из жизни. Две договаривающиеся стороны. «Мы работаем по 100% ной предоплате»- «Ну да, ну да… Предложений сейчас много, рынок насыщен, сами знаете…» — «Гарантии послепродажные у нас прекрасные…» — «Да, гарантии — это важно». Я слушаю и мне страшно. ОНИ ГОВОРЯТ САМИ С СОБОЙ. Даже не за бизнес их страшно, за здравый смысл. И помочь оперативно невозможно. Ну, не мячики же из сумки достать? Я же их все равно с собой не ношу. А то точно за ненормальную примут и приглашать перестанут. А мое безумие пока так далеко не распространяется.
 
И в мотивации — тоже?
 
Существует утверждение, что позитивная оценка является более сильным мотиватором, чем негативная. Даже если собеседник не прав, даже если он провинился, схалтурил и вообще отнесся к работе безобразно. Прежде чем его ругать, следует вспомнить его прошлые заслуги и тогда ему будет легче воспринять критику.
 
Пример. Мне заказывают тренинг. По мотивации. «Для нас это сейчас — задача номер один. Мы все сделаем, но систему мотивации в компании создадим…» Это, глядя мне в глаза, говорит человек, отвечающий за программу.
 
Но наверное, в душе или, как сказал бы психоаналитик, на бессознательном уровне, он не очень хотел ее проводить. И поэтому он не очень хорошо все организовал. А ТЕПЕРЬ ПРАВДУ: он сделал все, что можно было сделать неправильно, халтурно и непрофессионально. И только чудом (иногда везет все-таки), люди успели вернуться из командировок, с другими сотрудниками, претендовавшими на то же самое помещение, удалось договориться и тренинговая компания не отказалась проводить программу, потому что им не перечислили деньги.
 
Вот это кейс! Можно сказать — повезло. Самое интересное, что этот самый организатор возжелал присутствовать на программе в качестве участника. «Нужно — думаю — мне ему что-то сказать. Прямо сейчас. И желательно — очень мотивирующее.» Мне ведь еще два дня работать, а на завтра, как я поняла, зал тоже не забронирован…
 
«Иван Иванович, говорю я, даже не краснея, (это ведь моя работа, правда?), я просто восхищена тем, какая работа была проведена Вами по организации тренинга». Иван Иванович (человек с вымышленным именем, но вполне реальный заказчик) смотрит недоверчиво и на позитив пока не реагирует. Не зря говорят, что в душе каждый из нас знает, хорошо или плохо он работал.
 
Но ведь в позитивном импульсе что главное? Правильно — искренность. И как только я представила, что зал нам бы не дали и т.д., она появилась в пугающих объемах. «Я ведь видела, что здесь происходило. Все приходилось решать буквально на личных контактах. Как подумаю, что тренинг отменили из-за того, что работать было негде…»
 
Есть контакт! Работает позитивный импульс, генерирует неожиданный даже для меня эффект: «Да не думайте Вы вообще об этом! Как это — помещения не будет? Если я взялся — будет помещение! И все условия для работы будут!..». Помещение было, условия тоже, оплатили молниеносно, расстались друзьями.
 
Манипуляция? Конечно! Да я и не говорила никогда, что манипулирование — абсолютно «грязный» прием. Отдельная это тема, но когда мы усталому человеку говорим, что он хорошо выглядит, мы ведь тоже манипулируем.
 
На секунду представляю себе, что было бы, начни я его критиковать… Нет, все могло бы и закончиться неплохо, но такого энтузиазма со стороны Ивана Ивановича мне было бы не добиться.
 
И все-таки: деформация или творчество?
 
Что же с нами происходит? Бизнесмены в компании одноклассников говорят о ситуации на биржах, рекламщики, «словив» удачную фразу, вынимают малюсенькие блокнотики или компьютеры и торопятся записать, рекрутеры рассказывают заказах, я тут со своими кейсами? Может быть и неплохо, что многие из нас одержимы работой? Меня уже вроде бы реже стали спрашивать, не работаю ли я психологом. Я теперь так буду отвечать: «Психологом не работаю. Я кейсы собираю». И про себя, шепотом: «И разминки… иногда».
 
 
 
 
Статья подготовлена по материалам сайта http://www.trainingmaster.ru .
Консультацию можно получить по тел. (495) 790−90−01
Ольга Осипова, бизнес-тренер, психолог
 

Поделиться:




Комментарии
Смотри также
28 февраля 2006  |  00:02
Сдержанность – главная причина скандала
Есть мнение, что воспитанный человек никогда ни на кого не повышает голоса, ведет себя исключительно спокойно, деликатно и любезно. То есть приличный человек должен быть прямо как доллар - всем приятен. Терпение и сдержанность крепко укоренились как основные правила хорошего тона. Но с точки зрения психологии традиционная общественная мораль учит человека не решать проблемы, а их терпеть.
12 февраля 2006  |  16:02
Все начальники делают это
Какие мысли и ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово "совещание"? Этот вопрос я задала участникам различных тренингов. И была несколько шокирована реакцией собеседников.
11 февраля 2006  |  16:02
Можно ли стать властелином времени?
Что дороже - время или деньги? Восточная загадка
10 февраля 2006  |  16:02
Вам завидуют? Действуйте грамотно!
Я перешла на новую работу в сентябре прошлого года. В начале все было идеально. Но вдруг одна из сотрудниц начала меня буквально терроризировать.
30 января 2006  |  01:01
Стресс с точки зрения генетической эволюции
Как известно, стресс - это "адаптивная неспецифическая реакция организма". Общепринятой является точка зрения на стресс, как на защитную реакцию организма, сформировавшуюся в процессе эволюции.