Впервые эти виды разрушающих психику человека состояний были квалифицированы, как болезни. Какие же лекарства предлагают нам авторитетные доктора и что, в окружающем нас мире способно оказать благоприятное воздействие на психику, исключая при этом медикаментозные средства? В ходе исследований рассматривались средства воздействия на эти болезни, не имеющие отношения к фармакологии, так как количество потребляемых медикаментозных препаратов, имеющих различные побочные эффекты, превысило в мире все возможные и допустимые количества и нормы. Специалисты пришли к выводу, что наиболее благоприятным методом выхода из анормальных состояний являются, как это ни удивительно, всем доступные, безопасные и имеющие крайне сильное положительное действие средства.
Среди наиболее известных «стабилизаторов» психического состояния чаще всего называют музыку. Американские ученые активно используют кинематограф, но мы поговорим о сравнительно новом и, как оказалось, наиболее действенном средстве или комплексе средств, называемом «аудиометод». Этот метод представляет собой использование в лечении пациентов крайне популярные сегодня в мире жанры аудиокнигу и аудиоспектакль. Не секрет, что наш мозг лучше всего воспринимает слова, ибо
все-таки «в начале было слово». Мы реагируем на слова, смеемся, огорчаемся, воспринимаем на веру, злимся и получаем надежду. Поэтому самым сильным средством, воздействующим на наше подсознание, является именно «услышанное» слово. Ведь именно подсознание порождает «образы», которые являются «управителями» нашей жизни. Именно их мы боимся, и именно они нас преследуют. Это является главным ключом к решению проблемы без участия врачей и специалистов. Создание «образа» процесс собственного подсознания. Нашим естественным правом является выбор себе «в партнеры» любого «образа» и сосуществование в собственной жизни именно с ними. Участвующие в эксперименте специалисты выбрали в качестве исходного материала для работы классическую литературу и аудиоспектакли, поставленные по произведениям великих писателей. Так как среди специалистов были и российские психологи, остановимся пока лишь на русской классической литературе. Антологию русской классической литературы составляют много имен: А. Пушкин, Ф. Достоевский, Л. Толстой, А. Грибоедов, А. Куприн, М.
Салтыков-Щедрин, М. Лермонтов, А. Островский, Н.Гоголь, А. Чехов, И. Тургенев и другие. Достаточно вспомнить хотя бы такие произведения, как «Чайка», «Герой нашего времени», «Мертвые души», «Гроза», «Преступление и наказание», «Господа Головлевы», «Горе от ума», «Пиковая дама», «Гранатовый браслет». Совершенно не удивительно, что на фоне «оглупляющего» и агрессивного телевидения, коммерческого музыкального радио, новый продукт сразу нашел своего слушателя. Достаточно набрать в строке поиска в интернете «скачать аудиоспектакль или аудиокнигу» (мы, безусловно, говорим о легальном приобретении через сеть лицензионного продукта!), как Вы тут же попадаете на сайты компаний, предлагающие этот товар в изобилии. И вот тут уже необходимо отличить «мух от котлет»: произведения, созданные для того, чтобы приносить Вам радость и простой конвейерный то
|
|
вар, лишенный какого бы то ни было отношения к произведениям, по которым он был сделан. Возникает вопрос «безопасности» и это не шутка. Дело в том, что созданное аудиопроизведение является интерпретацией книжного текста. Используются голоса актеров и в качестве заманивания потребителя этого продукта – чаще всего, узнаваемые голоса известных актеров с устоявшимся амплуа. И это является основной проблемой! Когда Вы берете в руки книгу, находите для этого время и погружаетесь в чтение, Вы воспринимаете полный авторский текст независимо от актерской подачи, в случае же прослушивания аудиокниги, записанной известными артистами, Вы получаете набор «образов», которые могут Вам не быть близки, а соответственно – навязаны извне. Это и есть «экспансия» Вашей психики со стороны производителей и создание только им необходимых «образов». Крайне важным в ходе исследований для потребителя оказалось право «общения с автором один на один», то есть восприятие авторского текста независимо от того, кто исполняет произведение. Оказалось, что лучше всего воспринимается неузнаваемый голос артиста – это дает возможность слушать и переживать, не отвлекаясь на известное имя. Теперь поговорим о крайне важных составляющих аудиоспектакля. Из чего состоит аудиокнига, кроме записанного артистами текста? Из звуковых эффектов (так называемых акустических шумов) и оригинальной авторской музыки, написанной исключительно для этого произведения. И еще один вопрос: насколько качественно это сделано? Тут мы ненадолго вернемся к музыкальной терапии. Далеко не каждое музыкальное произведение может благоприятно сказываться на психике человека: страсти, порождаемые звучанием той или иной партитуры, могут активизировать различные негативные эмоции: излишнее возбуждение, меланхолию, грусть, страх или восторг. Как оказалось, крайне благоприятно воспринимается только состояние покоя и внутреннего погружения в произведение. Именно такой эффект создает оформительская музыка, специально создаваемая профессиональным композитором только для этой аудиокниги, когда композитор пишет не только мелодию, но именно создает характер и ситуацию той или иной минуты происходящего. Эффект полного погружения (а, соответственно, и отвлеченности от внешних негативных факторов воздействии на психику) достигается лишь совокупностью всех составляющих: качественно исполненным текстом произведения и записанным неизвестным слушателю голосом (чем достигается эффект «внутреннего голоса»), правильностью русского языка, точно найденной интонацией в написанном для этой работы музыкальном произведении, яркостью и точностью шумовых и акустических эффектов, сразу и с абсолютной достоверностью создающими звуковую картину происходящего. Необходимо упомянуть и о качестве звука записанного материала! Так как процесс прослушивания аудиокниги или аудиоспектакля чаще всего происходит в формате MP3, либо в плеерах во время поездок, либо в автомобиле во время длительного и раздражающего стояния в дорожных «пробках», либо дома в наушниках после напряженного трудового дня, когда необходимо полностью расслабиться, успокоиться и отвлечься. Поэтому крайне важно, чтобы звук был создан в этом формате с минимально допустимым для органов слуха сжатии и обязательно в стереозвучании. Только в этом случае до слушателя доходят малейшие нюансы, создаваемой акустикой атмосферы происходящего в его воображении действия книги! Здесь не лишним будет отметить, что только единое во всех составляющих произведение может считаться самостоятельным аудиопроизведением. Использование не только известного голоса, но и известных популярных мелодий может раздражать слушателя, отвлекая его на узнавание
чего-то давно и хорошо известного и совершенно не имеющего к этому произведению отношения, нанося его психике непоправимый ущерб! Представьте себе, что, слушая оперу Чайковского на диске, в театре или по ТВ, Вы вдруг с удивлением и раздражением узнаете знакомую мелодию из бродвейского мюзикла, вставленную туда по собственной воле режиссера. Разве это может быть оправдано
чем-либо иным, кроме плохого образования режиссера? Безусловно, мы говорим только о класс
ических произведениях русской литературы, потому что именно они для нас являются эталоном русского языка и эталоном искусства.
И опять-таки, безусловно, что некоторые произведения просто требуют использования классических музыкальных произведений, но только в том случае, если их слушали именно в то время, о котором идет речь, именно они были популярны в то время, и именно они имеют непосредственное отношение к автору литературного произведения. В качестве примера мы можем упомянуть «Горе от ума» Александра Грибоедова. Совершенно логичным будет использования при создании этого аудиоспектакля двух вальсов Александра Грибоедова! Осовременивание русского языка – дело естественное, но не имеющее к нашему разговору никакого отношения. Теперь еще о важном аспекте восприятия аудиокниги. Необходимо отметить, что слушатель, который берет в руки этот продукт, хочет услышать полный авторский текст без
каких-либо купюр со стороны производителей. И слушатель прав! Так как писатель не зря создавал ту или иную главу, тот или иной образ и никто не имеет право лишать нас удовольствия услышать авторский замысел в полном объеме. Такой продукт уже имеет место быть и в Интернете
в Интернет-магазинах. Серию «Антология русской классической литературы» начала производить российская компания ТРИНИТИ МЕДИА
(www.trinity-media.ru). Полностью основываясь на мнении ведущих экспертах в области психологии и психотерапии, эта компания выпустила первые аудиоспектакли этой серии, созданные в абсолютном соответствии со всем вышесказанным. Есть только один вопрос, но он скорее не из области психологии: понравиться ли слушателю то или иное произведение? Но это право, которое имеет каждый из нас – выбирать и слушать то, что нам нравится. Важно главное: этот продукт совершенно «безопасен» и творчески «чист». Таки образом, можно подвести итог нашего разговора. Аудиокнига или аудиоспектакль не должны раздражать и обязаны полностью и достоверно точно передавать атмосферу книги, созданной Великим русским писателем. Только в этом случае мы имеем дело и с лекарством и с произведением одновременно. А ведь и то и другое должно быть качественным, чтобы не принести вред, а доставить радость от желания жить, любить и верить.