22 августа 2002 12:09 |
Психические расстройства и творчествоПротивоположное маниакальному — депрессивное состояние обычно мешает любому творческому процессу, сковывая, замедляя работу мысли. Перепады от маниакальности к депрессии были «знакомы» многим выдающимся мастерам. Тяжелое настроение, гнетущая тоска, сопровождающие депрессию, описаны Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем, Достоевским, они получили отражение в музыке Бетховена, в творениях Врубеля
Свойственная некоторым психически больным потеря критической оценки определенным образом обусловливает «необузданную смелость» в решении стоящих перед ними вопросов. Отрешенность от окружающего, «раскованное» фантазирование, подчинение всей жизни выполнению «придуманной» идеи могут породить оригинальные приспособления для ее воплощения. Повышенное влечение к наиболее тщательному выполнению работы, целый ряд других признаков также могут
Творческие возможности человека и проявления психических заболеваний не носят застывший и неизменный характер. Они все время находятся в динамике. И если некоторые нарушения психики на некоем этапе облегчают индивидуальное творчество, то с течением болезни оно блекнет. Поэтому с полной убежденностью можно утверждать, что психозы сдерживают, размывают созидательные возможности человека.
Во взаимоотношении психических расстройств и творчества имеется еще один немаловажный для психиатрии аспект. В произведениях отдельных поэтов, писателей, художников, музыкантов — как профессионалов, так и самоучек выражаются болезненные переживания. Это иногда помогает врачам разобраться в особенностях того или иного болезненного состояния.
В психиатрических учреждениях России и во многих странах за рубежом периодически устраиваются выставки рисунков психически больных. Иллюзии, галлюцинации, фантазии, опасения, искаженные воспоминания — все это находит отражение в причудливых, гротесковых,
В автопортретах, созданных художниками во время психического заболевания, обращают внимание искаженные черты лица, символизирующие, по их словам, «постороннее влияние» на целостность их мышления и «внутреннее спокойствие». Лица на таких портретах напоминают маски, отражающие сущность «заболевшей человеческой души» — страх, печаль, вину, радость, величие, равнодушие и т. д.
Академик АМН СССР А. В. Снежневский подчеркивает: «Самые заурядные тексты и рисунки больного, не говоря уже о его опытах в сфере художественного творчества, заслуживают пристального внимания и психопатологического анализа. В такого рода документах или этюдах все представляет интерес: содержание, манера исполнения, характер начертаний, завершенность или хаотичность; небрежность или педантизм; схематизация или насыщенность деталями
Насколько велика информативная ценность таких материалов, видно из того, что нередко по ним одним иногда можно поставить диагноз
»
Являются ли подобные рисунки или картины художественным произведением мастера или же нарисованы неумелой рукой человека, впервые взявшего в руки карандаш, они обычно становятся непосредственной и неподдельной «копией» психического состояния больных. Отсутствие «сделанности», естественность, несмотря на странность сюжета, привлекают к их творчеству широкую аудиторию.
Характерным примером отображения болезненных нарушений могут служить некоторые картины М. А. Врубеля, созданные им в периоды, о которых говорил
В воспоминаниях сестры художника есть свидетельства, что известные зарисовки «Демона» многократно переделывались Врубелем под влиянием болезненных переживаний. Недавно
Первая картина — «Демон» (сидящий) — написана в 1890 году. Здесь все выразительные средства, от элементарных до самых сложнейших колористических решений, служат художнику для того, чтобы убедительно передать грандиозность, величие, горькое томление Демона. Его торс атлета с могучими тяжелыми руками, голова с огромной шевелюрой темных волос словно не вмещаются в холст. Очень хорошо передает стиль рисунка Врубеля символичность восприятия им своего героя. Окруженный скалами, Демон кажется слитым с ними, вырастающим из них. Таинственная непобедимая тоска сковывает его, он тянется взором вниз. Тоска в его взгляде, в наклоне головы, в заломленных руках. Своеобразную иллюзию и как бы неземную инакость придает изображению особый врубелевский прием. Скалы, цветы, покрывало Демона, его лицо кажутся мозаичными, составленными из множества плоскостей, пересекающихся и сливающихся друг с другом. Единый принцип в изображении скал, ткани и тела создает своеобразную иллюзию их единства.
Сопоставляя врубелевские изображения разных лет, можно отметить настойчивую тенденцию к изображению все большей громадности, всеобъемлемости, фантастической космичности образа. В то же время в рисунках все больше выступают динамичные линии, передающие те ощущения фантастического полета, которые, как известно, характерны для сновидных переживаний. Все ярче передается художником не только ощущение сверхъестественной скорости движения, но и ощущение фантастического, неземного мира своего героя.
В этом отношении очень демонстративен «Летящий Демон», написанный в 1899 году. На фоне снежного хребта, заполняющий почти весь вытянутый узкий холст, огромный Демон как бы летит на зрителя. Хорошо передаются художником необычайные краски, характерные для его болезненных видений. В картине преобладают своеобразные холодные тона, блеклое синее оперение, землистое тело,
В этом рисунке более отчетливо выступают мотивы обреченности. Демон еще могуч,
В «Демоне поверженном», написанном в 1902 году, когда психическое состояние художника характеризуется упорной депрессией, можно заметить еще более выраженные мотивы обреченности. Очень хорошо это отмечено в письме жены Врубеля
Не менее красноречивый пример — автопортрет другого выдающегося художника — Винцента
На основании изучения истории болезни
Винцента поместили в больницу, где у него было состояние возбуждения с бессвязной речью, страхами, религиозным бредом и отказом от пищи. Периодически он умолкал и застывал в одних и тех же позах. Помещенный затем в приют
Сопоставьте варианты врубелевокого «Демона», всмотритесь в последние картины
В литературе, так же как и в живописи, содержится немало примеров яркого отображения психических нарушений.
Вероятно, многие почитатели Ф. М. Достоевского обращали внимание на множество персонажей его романов с теми или иными явными отклонениями. Для
Как известно, Ф. М. Достоевский страдал эпилепсией. Со свойственной для этих больных педантичностью он записывал в «Дневниках» даты бывших у него припадков и нюансы своих ощущений при них. Например, в «Дневнике» 1881 года можно прочитать: «Припадки в 1878—80 г.: 10/Х—78 г., 28/IV—79 г., 13/IX—79 г., 9/П—80 г., 14/III—80 г., 7/IX—80 г.
» При этом наблюдались «прерванность мыслей, переселение в другие годы, мечтательность, задумчивость, виновность, вывихнул в спине косточку или повредил мускул
»
Вспомните Смердякова из «Братьев Карамазовых», старика Мурина в рассказе «Хозяйка», Нелли в романе «Униженные и оскорбленные», князя Мышкина из «Идиота», Кириллова из «Бесов». Все это гениальные художественные образы, в которых легко увидеть различные характеры больных эпилепсией. Конечно же, при их создании немаловажное значение имел собственный опыт писателя.
Все, о чем говорилось выше, достаточно очевидно свидетельствует: совмещение и сосуществование талантливой одаренности и психической болезни вполне возможно. Однако история жизни выдающихся деятелей науки и искусства, страдавших заболеваниями психики, наглядно подтверждает: не болезненные нарушения порождают талант и творческую активность, наоборот, они сдерживают их развитие и постепенно уничтожают. Комментарии
Смотри также
22 августа 2002 | 12:08
Понятие психического здоровья
Диагностика нормы и патологии, здоровья и болезни в соматической медицине базируется на соответствии или несоответствии анатомо-физиологического состояния органов и систем определенным среднестатистическим стандартам. В психиатрии данный подход оказывается несостоятельным, потому что практически не существует психических переживаний или поведенческих актов, которые можно было бы априорно, в отрыве от целостной оценки состояния субъекта, квалифицировать как совершенно чуждые здоровой психике болезненные проявления.
15 августа 2002 | 13:08
Бодрствование и сон
К числу основных законов психической деятельности относится правильное чередование бодрствования и сна. Эти два процесса взаимосвязаны и необходимы друг другу: бодрствование — для проявления активности, сон — для отдыха и восстановления утраченных сил. Смена сна и бодрствования совершается весьма согласованно, так же как многие изменения в природе, например времена года, день и ночь и др. Организм приспособился к условиям, существующим на земле, и «подстроился» под них.
12 августа 2002 | 14:08
Основы физиологии высшей нервной деятельности
В основных понятиях о высшей нервной деятельности— в понятиях условного и безусловного рефлекса — отражены все ведущие принципы биологии: эволюции, приспособляемости, изменчивости, онтогенетического и филогенетического развития, неизменной связи высших форм деятельности с низшими.
22 апреля 2002 | 00:04
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХИАТРИЯ: ЗАПОЙ, DIPSOMANIA.
Задумаемся, как часто в нашей жизни нам приходилось сталкиваться с людьми, подверженными одной из самых мерзких страстей - пьянству. Множество семей, так или иначе, сталкиваются с алкоголизмом: у одного болен отец или мать, у другого - брат или сестра, у третьего - сын или дочь.
|