17 октября 2002 12:15 |
НеофрейдизмПосле смерти З.Фрейда, в начале 40−х гг. XX в., в США развился так называемый неофрейдизм. Считается, что начало неофрейдизму положили американские ученые. «Американизация» психоанализа означала его «социализацию».
Главными представителями неофрейдизма являются К. Ногпеу (1937, 1946, 1950), Е. Fromm (1941, 1955), A. Kardiner (1945), а также F. Alexander, H. Sulliven и другие.
Психокультурный фрейдизм Хорни. К. Ногпеу выступает, прежде всего, против фрейдовского либидо и концепции эдипова комплекса.
По К. Ногпеу, концепция либидо не доказана и является «произвольной», «необоснованной», «вульгарной», «вредной иллюзией», представляя «реальную опасность».
К. Ногпеу считает, что человек обладает врожденными силами, потенциями. Она заявляет, что в основе поведения человека лежит детская беспомощность, которая выражается в чувстве первичного беспокойства, врожденного страха. Но, кроме этого, существует бессознательное эмоциональное стремление к безопасности. Первичный страх детерминирует поведение человека независимо от реальной опасности. Но так как человек стремится избегать первичного внутреннего беспокойства, он начинает неправильно воспринимать действительность.
У ребенка появляется чувство враждебности ко всему окружающему. Оно является результатом первичного беспокойства, связанного с беспомощностью. К. Ногпеу отвергает инстинкты смерти, разрушения, врожденную агрессивность, но утверждает, что враждебность возникает у ребенка при столкновении его с изначально враждебным миром.
Так как человеку присуща внутренняя потребность в самооценке и оценке его другими, иными словами, потребность в безопасности, происходит недооценка или переоценка самого себя.
Человек постоянно сталкивается с травмирующей его окружающей действительностью. В этих столкновениях происходит самоидеализация и самореализация личности, что составляет будто бы центральный внутренний конфликт личности. Конфликты эти болезненны, и субъект становится бездеятельным.
Невротик, как правило, решает конфликт путем подавления
Здесь К. Ногпеу использует понятия вытеснения и подавления. В результате вытеснения сознательное превращается в бессознательное. Но проблема выбора, решения у невротика фактически является не решением, а только преобразованием первоначального конфликта в более глубокий конфликт, вообще неразрешимый.
К. Ногпеу считает окружающую среду ответственной за развитие неврозов у человека. Неврозы — это продукт культуры. Однако, как справедливо замечает J. В. Furst, К. Ногпеу не дает анализа соответствующих культурных сил, воздействующих на невротика, а также способа их воздействия. Она говорит о культуре вообще. Саму культуру К. Ногпеу психологизирует («культура определяет психику»). Человек живет в мире вражды и «невротизируется», защищаясь от опасных ситуаций.
К. Ногпеу, хотя критикует и «исправляет» психоанализ, но, в сущности, не касается существа этой теории. К. Ногпеу заменила фрейдовские понятия «либидо», «подавленный инстинкт» понятиями «основной или первичный страх», «внутренний конфликт», «бессознательно идеализированный образ». Она утверждает, что движущей силой поведения человека являются те же бессознательные психические силы. Ее теория в такой же степени идеалистическая и метафизическая, как и психоанализ.
Для этой концепции характерным является положение об определенном взаимодействии психологических и социальных факторов, но в то же время Е. Fromrn не очень возражает против теории либидо 3. Фрейда. Он полагает, что в процессе эволюционного развития человек приходит к обособлению, индивидуализации. Это осуществляется в постоянной взаимосвязи личности с социальной средой. В результате этой индивидуализации у человека появляется чувство одиночества и собственной ничтожности.
По Е. Fromm, современный служащий «превратился в винтик машины», навязывающей ему свой темп, с которым он не может справиться, будучи бесконечно ничтожным в сравнении с этой машиной. У него появляется чувство неуверенности. Человек «стоит лицом к лицу
Из этого следует, что главной проблемой, которая стоит перед исследователем, является проблема взаимосвязи между психологическими и социальными факторами.
Основой социальной психологии и социологии является индивидуальная психология, которая определяется бессознательными психическими силами.
Задачей психоаналитического исследования личности является выработка средств, с помощью которых человек избавляется от невыносимого чувства безнадежности и одиночества. Какие же это средства?
Е. Fromm считает, что характер — это комплекс
Человек пассивно претерпевает хищнические атаки общества; от этих атак он может защищаться, выработав у себя для самообмана и самогипноза систему эмоциональных реакций. Если мир — это источник угрозы, то задачей индивида является или самозащита, или обращение угрозы себе на пользу.
Так, ребенок, которого тиранил отец, может защитить себя, приспособив систему эмоций к беспрекословному выстраданному повиновению (защитный механизм «Я»), что впоследствии может привести к мазохизму. Став взрослым, он будет находить удовольствие в подчинении жене (мужу), начальнику, политическому деятелю, заменившим авторитарную фигуру отца. Такой субъект будет находиться под пятой жены (мужа), станет
Деструктивизм проявляется в неудержимом стремлении к разрушению. Человек может избежать чувства собственного бессилия перед внешним миром путем разрушения этого мира. Это положение идентично фрейдистскому стремлению к разрушению (инстинкт смерти).
Наконец, третьим механизмом бегства от свободы, по Е. Fromm, является автоматический конформизм. При этом субъект, который спасается от чувства бессилия и одиночества, начинает усваивать тот образец личности, характер, который необходим обществу. Человек становится таким же, как и все другие, «личность» теряет свое «я». Мысли и чувства заменяются псевдомыслями. Стремление к автоматическому конформизму — это неосознанное стремление. Оно определяет не только поведение нормального человека, невротика, но даже целых классов. Социальные, культурные экономические факторы — это лишь пусковой механизм. Они влияют на человека лишь вначале, позже развертывается автоматическое действие внутрипсихических механизмов, наконец, в дальнейшем не общественные условия определяют внутрипсихическую динамику, а действие психических механизмов порождает общественные явления. Как справедливо замечает Е. В. Шорохова, здесь зависимость «ставится с ног на голову».
Е. Fromm, критикуя S. Freud, пытается использовать основные понятия исторического материализма, политической экономии, чтобы «реконструировать» всю систему фрейдизма.
Е. Fromm считает, что между здоровым и больным человеком существует лишь количественная разница; все люди подчинены описанным выше внутрипсихическим механизмам.
Следовательно, все люди фактически являются психопатами. А так как общество — это конгломерат индивидов (психопатов), то и само общество является больным, невротическим обществом.
Как же излечить это общество? Основное — это переделка психики человека, превращение его в разумное существо. Е. Fromm утверждает, что будущий строй — это «гуманистический коммунитарный социализм»; при нем основным принципом будет деление прибылей. Движущей силой общественного развития Должен быть гуманистический психоанализ, а главной фигурой в обществе — «гуманистический аналитик». С помощью метода психоанализа можно выявить бессознательные компульсивные стремления, осознание стремления «я» к позитивной свободе. Первой функцией психоанализа, по Е. Fromm, должна стать модернизированная религия, вера. «Человек не может жить без веры». Надо снабдить человека религией. И вообще: «Не нужно ссориться с теми, кто желает сохранить символ бога, хотя и возникает сомнение, не является ли это навязчивой попыткой сохранить символ, имеющий, по существу, чисто историческое значение». «Гуманистический психоанализ», или неофрейдизм, предоставляет в распоряжение человека новую религию, переполненную откровениями. «Психоаналитическое врачевание души,— считает Е. Fromm,— имеет своей целью помочь пациенту достичь такого состояния, которое можно назвать религиозным и гуманистическим, но не в авторитарном смысле этого слова».
Теория любви Е. Фромма. По Е. Fromm, любовь — это «конечная и реальная потребность каждого человеческого существа», «единственный разумный и удовлетворительный ответ на проблемы человеческого существования», поэтому любое общество, которое препятствует развитию любви, «должно в конце концов погибнуть от своего собственного противоречия с основными потребностями человеческой природы». Таким противоречивым обществом и является, по Е. Fromm, капитализм, который должен погибнуть от саморазрушения.
Любовь дает возможность человеку преодолеть чувство изоляции и отделенности. «Любовь — это активная сила в человеке, сила, которая опрокидывает стены, отделяющие человека от других людей, и объединяет его с другими». Любовь — это не социальный и не исторический феномен, а «активная сила», изначально вложенная в человека, которая ждет своего признания и освобождения из темницы подавленного, бессознательного.
По Е. Fromm, существует шесть форм любви: 1) материнская, 2) отцовская, 3) любовь к родителям, 4) братская, 5) эротическая, 6) любовь к богу. Все они одновременно существуют в бессознательном, являясь частью наследия, полученного человеком из рая перед его грехопадением.
Е. Fromm утверждает, что имеется некая сущность любви, лежащая в основе всех шести ее форм. Эта сущность состоит из двух полюсов, или начал: мужского (начало мужественности) и женского (начало женственности). Оба они имманентно присущи индивиду независимо от пола.
Из всего сказанного вытекает, что в основе концепции Е. Fromm лежит теория S. Freud: признаются внутренние бессознательные психические силы, которые определяют психику индивида. Внешняя же среда — это лишь толчок, повод для действия бессознательных сил.
A. Kardiner также отвергает либидо S. Freud. Он критикует психологию V. Wundt, бихевиоризм, гештальтпсихологию, которые исследуют, главным образом, моторную деятельность и восприятие. По A. Kardiner, научной психологией, которая может быть полезной для изучения личности и социальных влияний на нее, является психоанализ. Благодаря ему можно раскрыть динамику психической деятельности, которая развивается в связи с культурой. В основе концепции A. Kardiner лежат межличностные, интерперсональные отношения.
A. Kardiner только модифицирует инстинктивную теорию фрейдизма. Он и его последователи пытаются охарактеризовать психический склад целых наций
По A. Kardiner, чтобы уничтожить расовое неравенство, не нужно бороться с расовым гнетом и расовой дискриминацией, а лишь постепенно изменять «культуру» отставших в своем развитии народов и приобщать эти народы к современной цивилизации. Не классовая борьба, а беседа с психоаналитиком сделает раба свободным.
Таким образом, общим для неофрейдизма и фрейдизма является субъективизм в объяснении психологии человека и социальных закономерностей.
В своей практической деятельности неофрейдисты используют психоаналитические приемы, метод свободных ассоциаций. Они, как и фрейдисты, при помощи беседы пытаются «вскрыть» внутренние конфликты, установить закономерности общественного развития. Комментарии
Смотри также
17 октября 2002 | 12:10
Транквилизаторы
Терапия транквилизаторами эффективна при широком диапазоне расстройств, составляющих пограничную психическую патологию. В сфере действия препаратов оказываются разнообразные формы чрезмерного и диссоциированного реагирования психики, психопатологические последствия стрессовых ситуаций, «сшибки», всевозможные личностные деком-пенсации, аномальные развития личности, а также начальная и остаточная психотическая симптоматика, т. е. все то, крайними границами чего является, с одной стороны, психическая норма, с другой — выраженное психотическое состояние.
14 октября 2002 | 12:10
Сутяжное помешательство (paranoia quaerulens)
Болезнь эта тесно связана с врождёнными особенностями характера. Она является у лиц, с детства неуживчивых, наклонных к ссоре. Как только они вступают в отношения с другими людьми, у них сами собой являются поводы для столкновения и ссор. В школе они ссорятся с товарищами, жалуются на них, обвиняют их в дурном поведении. В более развитом возрасте они ссорятся с большинством людей, с которыми судьба их столкнула.
10 октября 2002 | 14:10
Скотоложество. Развратные действия с дочерью. Хронический алкоголизм. Атериосклероз.
С., 38 лет, русский, уроженец Москвы, безработный, раньше извозопромышленник, малограмотный, женат, имеет 2-х дочерей, живет на заработок жены. С. обвиняется в развратных действиях, совершенных им над своею дочерью.
10 октября 2002 | 11:10
Суицид
При аффективных психозах смерть от суицида является реальной опасностью. При таких заболеваниях примерно 20 процентов больных делает попытку убить себя, причем примерно в 10 процентах случаев попытки приводят к смерти. Успешными попытки суицида чаще бывают у мужчин, чем у женщин, а при парасуициде, представляющем собой нечто вроде обходного пути, соотношение обратное.
16 сентября 2002 | 16:09
Растерянность
Растерянность — мучительное непонимание больным ситуации и (или) своего состояния, которые представляются необычными, получившими какой-то новый, неясный смысл; сопровождается тоской, тревогой, страхом. Это «понятная реакция нормальной личности на прорыв острого психоза, при сохранении сознания зловещего чувства измененности».
|