Сегодня 25 апреля 2024
Медикус в соцсетях
 
Задать вопрос

ЗАДАТЬ ВОПРОС РЕДАКТОРУ РАЗДЕЛА (ответ в течение нескольких дней)

Представьтесь:
E-mail:
Не публикуется
служит для обратной связи
Антиспам - не удалять!
Ваш вопрос:
Получать ответы и новости раздела
05 февраля 2008 11:36   |   Ольга Владимировна Гончарова,
зам. генерального директора «Медицинского центра в Коломенском»,
педиатр, кандидат медицинских наук,
исполнительный директор Московского отделения
I-й Общероссийской ассоциации врачей частной практики

Интеграционный подход врача-педиатра и стоматолога-ортодонта

Из программы ВОЗ: основная задача педиатрии вообще и детской стоматологии в частности – создание условий для гармоничного роста и развития ребенка. По данным ВОЗ, частота нарушений развития зубочелюстной системы (ЗЧС) составляет в среднем не менее чем 50%, а в структуре распространенности стоматологических заболеваний у детей зубочелюстные аномалии (ЗЧА) занимают третье место после кариеса и заболеваний пародонта.
 
Для группы детей с формирующейся патологией наиболее характерными нарушениями являются сроки прорезывания зубов. На втором месте по частоте – аномалии уздечки языка. В ранней группе детям надо назначать и проводить с ними такие мероприятия, как массаж альвеолярного отростка с помощью «прорезывателя», жевательная нагрузка (детям старше одного года), пластика укороченной уздечки языка, комплекс упражнений, направленных на развитие правильной функции языка, и/или рекомендация применения вестибулярной пластинки с бусинкой.
 
Любое нарушение в работе ЗЧС и, в частности, неправильное расположение зубов может привести к нарушениям функций других органов и систем организма. Гастриты, холециститы и ожирение, заболевания печени и поджелудочной железы, кожные и эндокринные заболевания – вот неполный перечень проблем, спровоцированных аномалиями зубочелюстного развития. В свою очередь, у многих детей в период молочного и сменного прикуса в связи с патологическими процессами в носоглотке (тонзиллиты, риниты, аденоиды, ОРЗ) возникает и закрепляется в качестве вредной привычки ротовой или смешанный тип дыхания, формирующий у ребенка так называемый аденоидный тип лица, характеризующийся в том числе недоразвитием зубочелюстной системы.
 
То есть при этом ротовое дыхание задерживает рост гайморовых пазух, что отрицательно сказывается на развитии верхней челюсти, а это, в свою очередь, ведет к сужению и деформации зубных рядов. Кроме того, при ротовом дыхании не происходит выделения носовыми пазухами окиси азота, что ухудшает усваиваемость кислорода кровью и перенос его во все жизненно важные органы, и это также отрицательно влияет на общее развитие детского организма. Кроме того, аномалии прикуса сопровождаются нарушением осанки, так как у детей с привычным ротовым дыханием или межзубным положением языка наблюдается переднее положение головы относительно позвоночника – физиологически правильное положение нижней челюсти у таких пациентов нарушается в силу инстинктивно сохраняемого при помощи наклона головы равновесия, при этом возникает перегрузка височно-нижнечелюстного сустава, что со временем может привести к его дисфункции. Диспропорция роста челюстных костей, независимо от причины в каждом конкретном случае, меняет конфигурацию лицевого скелета, что нарушает психоэмоциональное состояние ребенка, особенно в подростковом возрасте. Многие аномалии строения зубочелюстной системы также провоцируют у детей расстройства дыхания во сне, храп и даже синдром апноэ. Аномалии зубочелюстного развития нередко сопровождаются у ребенка нарушениями артикуляции, которые возникают на фоне глубокого резцового перекрытия, при короткой уздечке языка или губ, малом преддверии нижней челюсти и др.
 
Хотелось бы напомнить, что при отборе детей с нарушениями речи в специализированные логопедические группы детских садов отборочная комиссия, как правило, требует от родителей заключений отоларинголога, психолога и логопеда, при этом ортодонта в списке нет, в то время как почти у всех детей, набираемых в такие специализированные группы, имеются явные нарушения челюстно-лицевого развития, а также функциональные нарушения дыхания, глотания и речи. Вопрос требует совместных усилий со стороны Министерства здравоохранения и Министерства образования, в чьем ведомстве состоят логопеды, поскольку проблемы речевых нарушений и аномалий челюстно-лицевого развития тесно взаимосвязаны между собой, но логопеды на практике часто не получают необходимой помощи от ортодонтов. Своевременная диагностика ранних форм аномалий позволяет скорректировать нарушение еще в сменном прикусе и обеспечить нормальное развитие зубочелюстной системы ребенка. Именно поэтому роль педиатра в ранней диагностике очень важна, ведь педиатр наблюдает малыша с самых первых дней жизни, и особое внимание он должен уделять своевременному информированию родителей о методах предупреждения зубочелюстных аномалий и устранения их объективных причин, среди которых наиболее распространенными являются дисфункции дыхания, глотания и речи, а также вредные миофункциональные привычки. К этой работе целесообразно подключить средний медицинский персонал, в частности медицинских сестер, консультирующих родителей в первый год жизни ребенка.
 
Вредные привычки оказывают значительное влияние на формирование аномалий зубочелюстной системы.
 
Так, например, привычка ребенка сосать пустышку после 2 лет замедляет вертикальный рост альвеолярных отростков, способствует формированию открытого прикуса, сохранению инфантильного типа глотания и связанных с ним парафункций мышц приротовой области. В связи с этим педиатрам необходимо рекомендовать родителям так называемые ортодонтические пустышки особой формы, которые отличаются от обычных тонкой шейкой и специальной ступенькой, способствующей правильному взаиморасположению резцов. Как правило, первые вредные привычки, способные привести к нарушениям прикуса, формируются у ребенка еще до 1,5 лет. Наиболее распространенные из них – сосание большого пальца, языка или пустышки. Если сосательный рефлекс не угасает после года, это свидетельствует о задержке созревания тех или иных функциональных систем в организме. К трехлетнему возрасту у детей, постоянно сосущих палец или соску, формируется открытый прикус, и чтобы отучить их от этой вредной привычки, требуется много усилий.
 
Просто отнять у ребенка пустышку – было бы неправильно, так как в этом случае ребенок начинает сосать палец. Для того чтобы ребенок безболезненно расстался с вредной привычкой необходима замена – профилактическая пластинка для отвыкания от вредных привычек сосания, которая на психологическом уровне выполняет роль такой замены для ребенка. У детей старше 4 лет часто встречается привычка прикусывать нижнюю губу, что приводит к уплощению фронтального отдела нижнего зубного ряда и также способствует недоразвитию нижней челюсти. Как известно, функция определяет форму, и недостаток твердой пищи в рационе ребенка часто приводит к сужению зубных рядов и в результате к скученности зубов, провоцирующей развитие кариеса и возникновение заболеваний пародонта в постоянном прикусе. К сожалению, родители и даже врачи-педиатры не уделяют должного внимания вредным привычкам детей, в то время как устранение негативно действующих факторов еще в дошкольном и раннем школьном возрасте во многих случаях способно предотвратить необходимость в ортодонтическом лечении ребенка в постоянном прикусе. Вот почему очень важно уделять должное внимание проведению санитарно-просветительской работы с мамами, начиная с женской консультации. Эффективным способом устранения миофункциональных нарушений у детей является миотерапия с использованием вестибулярных пластинок и преортодонтических трейнеров. Вестибулярные пластинки рекомендуются для детей от 3 до 6 лет, преортодонтические трейнеры – для детей 7−10 лет. Показанием для использования этих аппаратов являются дисфункции мягких тканей, ротовое дыхание, вредные привычки, открытый и глубокий прикус.
 
Трейнеры и вестибулярные пластинки активизируют механизмы саморегуляции в растущем организме, и предпосылкой этому становится устранение вредных миофункциональных влияний. Являясь мнемотехническими средствами помощи, трейнеры и пластинки корректируют тип дыхания и глотания, устраняют избыточное давление губ и щек. Благодаря эффекту мышечной памяти, результаты активной дневной миокоррекции закрепляются во время ночного ношения аппарата. Гибкая конструкция и эластичность преортодонтических трейнеров и пластинок позволяет им легко адаптироваться к индивидуальным особенностям ЗЧС ребенка.
 
Простота использования этих аппаратов, а также игровые моменты такого лечения привлекательны для детей и способствуют вовлечению маленьких пациентов в процесс лечения. Кроме того, использование трейнеров и пластинок стимулирует мотивацию детей к уходу за полостью рта, способствует профилактике кариеса. Врачи знают, как сложно убедить родителей в необходимости каких-либо профилактических мероприятий, но с применением универсальных лечебно-профилактических аппаратов устранить вредные привычки и дисфункции мягких тканей можно гораздо быстрее и эффективнее.
 
 
Источник: «Стоматология сегодня Плюс»,
 

Поделиться:




Комментарии
Смотри также
05 февраля 2008  |  11:02
Новая технология удаления обломков файлов из корневых каналов
Понимание нашими пациентами важности сохранения своих собственных естественных зубов за последние несколько десятилетий значительно возросло.
31 января 2008  |  14:01
Консервативные реставрации со значительными возможностями
Адгезивные керамические реставрации дают возможность стоматологу обеспечивать для своих пациентов большой ассортимент эстетических методов лечения. Основа для этого вида реставраций – это правильный дизайн препарирования, однако, критерии препарирования, которые обеспечивают успех для золотых вкладок и накладок, могут быть помехой для адгезивных керамических реставраций.
29 января 2008  |  07:01
Как лечат пульпит в стоматологических клиниках Москвы
Лечение пульпита - довольно трудоемкая, хотя и практически безболезненная операция. По крайней мере, в современных стоматологиях Москвы. Когда-то для этого использовался мышьяк – яд, которым отравили Наполеона. И лечение продолжалось несколько дней. Сейчас это происходит за одно посещение и без применения токсических веществ.
28 января 2008  |  23:01
Вопросы выбора стоматологического оборудования: условия гарантии, сервиса и ремонта.
Во всем многообразии критериев выбора стоматологического оборудования иногда забывается то обстоятельство, что любое даже самое надежное оборудование при эксплуатации требует сервисного обслуживания и порой – увы, ремонта. Не учтя этого фактора, можно поставить под угрозу свой стоматологический бизнес. Ведь простои оборудования – это потери денег, клиентов, а порой и персонала.
17 января 2008  |  12:01
Manfredi S.p.A. – делать Невозможное – возможным.
Революцией в зуботехническом деле стало появление хром-кобальтовых сплавов, однако, для их плавления требовались новые машины. Мой отец решил эту проблему, используя принцип электро-магнитной индукции, и в 1957 году компания создала свою первую электрическую индукционную литейную машину