Шинирование
Шина приспособление для иммобилизации (полной неподвижности или значительно уменьшенной подвижности) группы зубов или всего зубного ряда.
Требования, предъявляемые к шинам:
1) создавать прочный блок из группы зубов, ограничивая их движения в трех направлениях: вертикальном, вестибуло-оральном, медио-латеральном (для передних) и переднезаднем (для боковых);
2) быть жесткой и прочно фиксированной на зубах;
3) не оказывать раздражающего действия на маргинальный пародонт;
4) не препятствовать медицинской и хирургической терапии десневого кармана;
5) не иметь ретенционных пунктов для задержки пищи;
6) не создавать своей окклюзионной поверхностью блокирующих моментов
движению нижней челюсти;
7) не нарушать речи больного;
8) не вызывать грубых нарушений внешнего вида больного;
9) изготовление шины не должно быть связано с удалением большого слоя твердых тканей
коронок зубов.
Решение о необходимости шинирования принимается по оценке подвижности зубов, которая характеризует функци
ональное состояние пародонта. При убыли на 1/2 длины корня зуба плоскость шинирования горизонтальная (мезиодистальное и трансверзальное направления). При убыли на 3/4 длины корня зуба горизонтальное и вертикальное шинирование. После определения плоскости шинирования, следует выбрать вид стабилизации сагиттальная (в пределах бокового участка зубного ряда), фронтальная (передний участок);
фронто-сагиттальная, парасагиттальная, по дуге, по дуге в сочетании с парасагиттальной.
Заболевания пародонта в различной мере осложняют проведение ортопедического лечения. Даже в простых случаях, например, при восстановлении неосложненных дефектов зубных рядов, заболевания пародонта приводят к трудностям в выборе зубов для осуществления опорной и ретенционной функции фиксирующих элементов протезов. При сохранении полного зубного ряда с ослабленным пародонтом ортопедическое лечение предполагает шинирование подвижных зубов, их объединение в единый блок. Чаще приходится одновременно шинировать и восстанавливать целостность зубного ряда. Ортопедические конструкции, используемые в ходе проведения
комплексного лечения заболеваний пародонта, представлены:
1) конструкциями, изготавливаемыми до проведения терапевтического и хирургического лечения временные;
2) постоянные или долговременные протезы.
Временное шинирование
Временные протезы изготавливают с целью восстановить дефекты зубных рядов и шинировать имеющиеся зубы.
Метод временного шинирования используют в развившейся стадии генерализованного и очагового хронического пародонтита, реже в период обострения при начальной стадии. Временные шины применяют в течение всего периода комплексного лечения до момента наложения постоянного шинирующего аппарата. Временное шинирование позволяет устранить травматическое воздействие патологической подвижности и функции жевания, т.е. устранить один из патогенетических механизмов, поддерживающих гемодинамические нарушения при пародонтите. Шина обеспечивает равномерное распределение жевательного давления между пародонтом зубов, включенных в шину, создает покой пораженным тканям и способствует повышению эффективности патогенетической и симптоматической терапии. Исходя из сосудисто-биомеханической гипотезы, применение временной шины позволяет разорвать патогенетическую цепь воспаление-кровоснабжение-дистрофия-функция жевания, что способствует улучшению трофики тканей пародонта, снятию воспалительного процесса.
Проведение гингивотомии и гингивэктомии без предварительного изготовления временной шины недопустимо.
При генерализованном пародонтите в шину включают все зубы, обеспечивая иммобилизацию по
дуге. При очаговом пародонтите протяженность шины обусловлена локализацией поражения и взаимоотношением его с зубами, у которых пародонт не поражен: шина обязательно должна включать в блок зубы с непораженным пародонтом.
Временные шины изготавливают из пластмассы. Различают капповые шины, оральные и вестибуло-оральные многозвеньевые. Капповые шины охватывают окклюзионную часть коронок зубов, их применение связано с завышением окклюзионной высоты.
Пластмассовые шины каппы, армированные металлической или неметаллической арматурой и временно фиксированные, обеспечивают наилучший шинирующий эффект, одновременно позволяют восстановить дефекты зубного ряда и улучшить внешний вид пациента.
Вестибуло-оральные шины (круговые) покрывают только часть вестибулярной поверхности зуба, не мешают смыканию антагонистов и не оттесняют десневой край.
Часто выбирают конструкцию: частичный съемный пластиночный протез с гнутыми проволочными кламмерами. Такой протез расшатывает зубы кламмерами, не устраняет окклюзионную травму, травмирует краевой пародонт и слизистую оболочку протезного ложа. Зато такой протез дешевый, легко изготавливается и поддается починке, в него можно добавить различные элементы лечебных конструкций ортодонтические элементы, окклюзионные площадки и т.д. Такие протезы показаны в тех случаях, когда высота прикуса надежно фиксирована несколькими парами устойчивых зубов-антагонистов и нет признаков отраженного травматического узла.
Появление современных материалов, основанных на применении адгезивной техники, позволяет решать проблемы шинирования участков зубного ряда с соблюдением современных эстетических требований и непосредственно во время приема больного, без вовлечения длительного лабораторного этапа. В ряде случаев новые системы позволяют решить проблему замещения одиночных дефектов.
Используется 2 типа материалов в зависимости от их химического состава:
- на основе неорганической матрицы GlasSpan (США) и Fiber Splint (Швейцария).
- на основе органической матрицы полиэтилена Ribbond (США) и Connect (США),
выполненные из множества тончайших волокон Д=3−5 мкм, сплетенных между собой. Однозначно ответить, какая из арматур лучше, довольно трудно. Имеются данные, что полиэтиленовые шины обладают лучшей адгезией за счет специальной плазменной обработки активации и лучше пропитываются композитом, что важно, т.к. позволяет композиту создать с лентой более прочный единый блок; они имеют лучшую биосовместимость с тканями человеческого организма, т.к. состоят из биоинертного стекла, а не из пластин.
Преимуществом является то, что выпускается их модификация в виде полого жгутика, что значительно расширяет сферу применения: жгутик оптимален для шинирования боковых зубов с использованием техники создания бороздки, для восстановления единичного дефекта зубного ряда или как альтернатива внутрикорневым штифтам.
У пациентов с заболеваниями пародонта на первом этапе проводится снятие всех над и поддесневых отложений с последующей полировкой поверхностей зубов и применением медикаментозной терапии. На вторые третьи сутки с оральной поверхности, а порой и с вестибулярной, накладывается шина.
Технология наложения шины:
1.Предварительная абразивная обработка поверхности зубов для создания ретенционных пунктов.
2.Протравливание поверхности зубов.
3.Нанесение бонда на поверхность зубов.
4.Поэтапное прикладывание ленты к зубному ряду с заведением в межзубной промежуток и засвечиванием поверхности.
В завершение шина покрывается тонким слоем композита с последующей полировкой. При изготовлении шины, из гигиенических соображений, необходимо оставлять открытыми придесенные промежутки между зубами. При замещении одиночных дефектов возможно изготовления зуба из фотокомпозита, укрепляющегося на шине между соседними зубами. При данном виде работ необходимо изготавливать шины таким образом, чтобы несущая часть была выдвинута вперед и проходила в толщине искусственно изготовленного зуба.
В ходе проведенных шинирований сделан ряд выводов, которые можно порекомендовать всем врачам:
- шинирование подвижных зубов с 1 степенью подвижности не требует создания специальной бороздки (прокола), а при 2−3 степени требует.
- не рекомендуется проводить пародонтальное шинирование пациентам с низким уровнем соблюдения правил личной гигиены. Наблюдения показывают, что когда у пациента высокие значения индексов гигиены, вероятность недолговечности шины значительно возрастает, т.к. конструкция и без того будет являться дополнительным фактором ретенции для зубной бляшки;
- важно проверить, чтобы шина оставляла открытыми межзубные промежутки для возможности соблюдения пациентом полноценной гигиены полости рта. Особенным моментом в последующем гигиеническом уходе за шиной является использование суперфлоссов либо ершиков.
В заключение проводится рентгенологическая оценка результатов до шинирования и через 6 месяцев после него. По уровню расположения костной ткани по отношению к корню зуба наглядно виден эффект от шинирования.
Если планируется препарирование шинируемых зубов, то эффективной альтернативой неметаллической арматуры может служить проволочная шина, изготовленная из лигатурной или кламмерной проволоки. Хороший эффект дает дополнительная фиксация проволочной шины к твердым тканям зубов с помощью парапульпарных штифтов. Имеется набор Splint-lock System, включающий в себя плетеную проволочную шину с отверстиями для парапульпарных штифтов, набор штифтов.
Еще одна перспективная и высоко эффективная временная конструкция это шина, изготовленная
на вакуум-формировочных аппаратах, шина Biostar или Mini Star из жесткого прозрачного поликарбоксилатного материала Imprelon S. Она съемная, легко изготавливается и припасовывается в полости рта, обеспечивает надежную фиксацию как в горизонтальной, так и вертикальной плоскостях, имеет удовлетворительный вид, может восстанавливать концевые и включенные дефекты зубных рядов. Иногда на этапе предварительного ортопедического лечения можно использовать сложные биогенные шинирующие протезы, когда процесс генерализованный и им
еет равномерный характер, а деструкция кости не превышает 1/2 длины корней зубов. К заключительным ортопедическим вмешательствам переходят, когда репаративные процессы в пародонте после хирургического вмешательства завершаются.
В случае неблагоприятного прогноза изготавливают долговременные конструкции со сроком службы 2−3 года (временные на 2−6 месяцев). К долговременным несъемным конструкциям относят временные встроенные шины, интегрированные в твердые ткани зуба. Этим признакам удовлетворяет описанная выше система Splint-lock, либо долговременная транскорональная проволочная шина по Комари.
Съемные долговременные конструкции представлены «перекрывающими конструкциями». Морфологически «перекрывающие конструкции протезов» представляют собой полные съемные протезы, под базисом которых сохранены корни некоторых зубов. Подобные конструкции обладают рядом положительных свойств по сравнению с полными съемными конструкциями.
Они:
- лучше фиксируются на протезном ложе; сохраняют естественный путь передачи жевательного давления;
обладают большей окклюзионной стабильностью. Отрицательной стороной перекрывающих протезов является высокая частота кариеса корня, гингивит в области сохраненных корней.
Срок службы при использовании перекрывающих протезов составляет примерно 3 года. За это время пациент привыкает к протезу.