Сегодня 20 апреля 2024

Задать вопрос

ЗАДАТЬ ВОПРОС РЕДАКТОРУ РАЗДЕЛА (ответ в течение нескольких дней)

Представьтесь:
Не публикуется
служит для обратной связи
Антиспам - не удалять!
Ваш вопрос:
Получать ответы и новости раздела
16 февраля 2004 17:22

Корейские учёные создали клонированный эмбрион человека.

Благодаря южнокорейским учёным терапевтическое клонирование больше не теория, а реальность. Впервые удалось в лаборатории вырастить клонированный эмбрион человека и получить от него стволовые клетки. Это достижение, это несомненный прорыв.
Можно сказать, запахло революцией в медицине. Появилась надежда, что совершенная технология терапевтического клонирования, наконец, появится.
Это означало бы разработку новых методик лечения диабета, болезней Альцгеймера и Паркинсона, многих других опаснейших заболеваний, а в конечном счёте — пересадку пациентам их собственных клеток, тканей и органов.
Наверное, многие согласятся, что прорыва в клонировании именно от Южной Кореи мало кто ждал. Но теперь это не важно.
В общем, группу исследователей возглавляют ветеринар, эксперт в области клонирования, У Сок Хван (Woo Suk Hwang) и гинеколог Шин Ён Мун (Shin Yong Moon) из Национального университета в Сеуле (Seoul National University).
Правда, есть у них и американские соавторы. Один их них, профессор из Мичигана Жозе Сибелли (Jose Cibelli), говорит, что первую версию рукописи получил из Кореи по электронной почте в июне 2003 года.
По его словам, письмо ничем не бросалось в глаза, таких приходят десятки: «Они хотели, чтобы я прокомментировал рукопись и порекомендовал, где и кому её представить. Но когда я увидел эти данные, то чуть со стула не упал».
Вот так, теперь результаты работы будут опубликованы в авторитетном американском журнале Science, а это значит, что они прошли тщательную научную экспертизу и не подлежат, в общем-то, сомнению. Наверное, вскоре научный люд будет сыпаться со стульев гроздьями.
Итак, мы уже сообщали, что в Сеульском университете не просто впервые в мире (заявления сектантов и скандальных докторов не в счёт) создали клонированный эмбрион человека из сотни клеток и извлекли из него стволовые клетки.
Там, если верить журналу Wired, получили группу клеток, которая потенциально может самокопироваться. Первая «линия» скопировала себя 70 раз.

Ну, а у корейской женщины теперь в запасе имеется некоторое количество стволовых клеток, которые могут однажды заменить любую повреждённую или больную клетку в её организме с наименьшей вероятностью отторжения. Неизвестно только, удастся ли ей воспользоваться этими «запчастями».
Вы уже знаете, что если клонировать овец, коров и других животных учёным до сих пор удавалось, то добраться до приматов или людей никак не получалось. То есть, были сведения, что клонированный эмбрион был выращен до 6 или 16 клеток, но попытки извлечь стволовые клетки, очевидно, не предпринимались, и не было ясно, как долго этот клон жил.
А корейцы смогли усовершенствовать ту же самую технологию, известную как передача ядра соматической клетки. У них имелись 242 яйцеклетки, пожертвованные 16 женщинами-добровольцами. Ещё они передали учёным клетки яичников. Абсолютно, заметим, безвозмездно.
Чтобы стимулировать яичники для производства большего, чем обычно количества яйцеклеток, их подвергли гормональной обработке.
Таким образом, у южнокорейских учёных материала для работы было гораздо больше, чем когда-либо имели их коллеги. Но работали они осторожнее, тоньше и изящнее, чем другие учёные. Например, вместо того, чтобы извлечь ядро яйцеклетки пипеткой, которая может повредить белки, они сделали крошечное отверстие и ядро мягко выдавили.
Затем на его место было помещено ядро клетки яичника (cumulus cell), взятое у той же самой женщины, которой принадлежит яйцеклетка. Эту женщину, собственно, и клонировали. Стало быть, клонированные эмбрионы были 100−процентными генетическими копиями этой кореянки.
Самое крупное достижение в том, что исследователи заставили 19 (по другим данным, 30) из 66 клонированных яйцеклеток развиться в бластоцисту. На этой стадии развития зародыш представляет собой полый пузырёк со скоплением клеток на одной из сторон.
Из бластоцисты уже можно получить стволовые клетки, и корейцы сделали это. Более того, они заставили их превратиться в другие виды клеток, включая клетки мускула, кости и хряща. Одним словом, молодцы.
Разумеется, на (ещё раз назовём их причудливые имена) У Сок Хвана и Шин Ён Муна сразу же обрушились критики из числа противников абортов и религиозных групп.
Дескать, после извлечения стволовых клеток 100−клеточный эмбрион разрушается химикатами или электричеством, а процесс этот — убийство.
А то, что не было никакой спермы, никакой матки, ничего похожего на человека — лишь видимое исключительно под микроскопом соединение клеток в пробирке — это их не смущает. Убийство, и всё тут.
Впрочем, учёным, занимающимся терапевтическим клонированием, к таким обвинениям не привыкать. Многие научились пропускать их мимо ушей. Другое дело, что им необходима поддержка. Как финансовая и законодательная, так и общественная. Думается, поддержать необходимо.
По материалам: membrana.ru