Преамбула:
Американские производители капитального оборудования для боулинга на протяжении 100 лет не знали конкуренции на мировом рынке. Мировая карта стран-производителей боулинг-оборудования сегодня меняет свои границы об этом заговорили сами американцы. На последнем ежегодном форуме «BowlExpo-2002» они задавались вопросом: «Почему азиатские производители успешно конкурируют, почему 100 лет этого не было, почему именно сейчас?».
А поскольку американцы – люди въедливые, то на мякине их не проведешь: им подавай научное обоснование, тем более что у них и специальный НИИ по боулингу имеется, и тьма общественных объединений боулингов и боулеров, чьи взносы тратятся с умом и рачительностью, в том числе на «анализ и маркетинг».
Действительно, с момента когда в 1895 году впервые собрался конгресс и провозгласил свод правил под именем «боулинг» и до конца 20 века, производителей оборудования для боулинга могли сосчитать только в США и на пальцах одной руки. Однако XXI век внес свои коррективы. Появление новых конкурентно способных производителей произошло не вдруг. Этот процесс имеет свои корни в таких макроемких понятиях как глобализация экономики, интеграция международных рынков, вступление в ВТО ряда азиатских стран и появление новых рынков сбыта. Однако, это лирика. Математически сложенный ум требует доказательств.
Заглянем в прошлое.
Каменные шары и кегли в гробницах фараонов, 60 футовые дорожки боулинга у древних полинезийцев, немецкие инквизиторы и английские короли, Шекспир и Мартин Лютер Кинг – все это шаги эволюции, которые привели игру в шары и кегли в Новый Свет, где в 1946 году появилось автоматическое оборудование для боулинга. В тот год компания AMF на турнире Американского Конгресса боулинга (АВС) в Баффоло представила «пинделейтор» первую машину для автоматизированной расстановки сбитых кеглей с позиционированием их в форме треугольника. Этот монстр был ростом 2,7 метра и весил 1,8 тонны. Затем Brunswick Bowling & Billiards Co. предложила собственную конструкцию такой машины. Ее основной особенностью было и остается то, что впервые упавшие кегли захватывались без использования связующих элементов.
Эволюция боулинга в современной истории достигла своего апогея. Пройдя 72 века от фараонов до «пинделейтора», синтетических дорожек и шаров с флаерным потенциалом, развитие продукта сжалось в точку за какие-то 50 лет двадцатого столетия нашей эры. Заметных изменений в функциональных характеристиках оборудования нет уже в течение двух десятков лет. Производители боулинга используют разработки 20 летней давности, называя их базовыми и добавляя в каждую последующую модель модную «фишку». Конкуренция строится на уровне у кого монитор больше, мультяшки трехмернее, у кого компьютер мощнее, Windows надежнее. Ассортименту мебели для зоны отдыха позавидует любая мебельная фабрика. А из сотен вариаций «масок» можно составить внушительную экспозицию BowlArt. Сегодня именно эти дорогие и приятные вещицы создают ведущим производителям оборудования боулинга основу добавленной стоимости.
Эволюцию цепочек создания добавленной стоимости можно объяснить с помощью модели разрушительных технологий (схема 1). Суть модели состоит в утверждении того, что скорость технологического прогресса, определяемая ведущими компаниями, неизбежно опережает способность потребителей воспринимать технологические новинки. Тем самым создаются предпосылки для появления молодых, энергичных компаний, готовых вытеснить с рынка устоявшихся игроков.
Схема 1. Модель разрушительных технологий.
Модель разрушительных технологий сопоставляет скорость технологического прогресса со способностью большинства покупателей воспринимать технологические новинки. Согласно этой модели, в каждом сегменте рынка существует две принципиально различные траектории развития. Одна из них (зеленая область на графике) демонстрирует способность покупателей воспринимать технологические новшества.
Другая – (красная область на графике) показывает, с какой скоростью компании предлагают рынку новые и улучшенные поколения продуктов. Почти всегда вторая траектория скорость технологического прогресса – опережает первую. Таким образом, возникает возможность появления разрушительных технологий – более дешевых, более удобных в использовании продуктов и услуг с тем же набором базовых (функциональных) разработок. Так же почти всегда ведущие компании настолько поглощены инновациями (верхняя граница красной зоны), что не в состоянии вовремя заметить появление разрушительных технологий (появление компаний, которые двигаются по нижней границе красной зоны). В результате очень часто в самых успешных компаниях начинается кризис.
|
Компании-производители оборудования для боулинга улучшили характеристики продукта до уровня, превышающего потребности большинства покупателей. Технологический прогресс привел к опережению потребностей пользователей и сменил характер конкуренции между компаниями. Теперь, чтобы выжить, им приходится все более оперативно выпускать новые поколения продуктов, перемещая точку получения добавленной стоимости по технологической цепочке создания конечного продукта в направлении от функциональных (базовых) разработок к периферийным (удобство в использовании, сервис, цена).
Таким образом, ученые американцы объяснили любознательным соотечественникам закономерность появления новых производителей именно на данном этапе эволюции рынка боулинга. Эти компании по законам жанра приходят с тем же набором базовых разработок, которые уже не меняются, но с лучшими предложениями цены.
Излишне будет убеждать Вас, что все предпосылки для появления этих «новых» компаний существуют именно в азиатском регионе. Известны случаи, когда люди, начинавшие жизнь в бедности, становились богачами; но только в Восточной Азии это случалось не с отдельными людьми, а с населением целых стран: Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг и Китай.
Правительства этих государств борются за улучшение имиджа страны, ставят всевозможные препоны на пути распространения низкокачественных товаров. Например, в Китае для получения лицензии на экспорт промышленным предприятиям необходимо выполнить гигантскую работу по реформированию своего производства, ввести жесткий многоуровневый контроль качества, пройти череду строжайших проверок и получить аттестацию на каждый экспортируемый продукт. Но надо понимать, что невозможно одновременно закрыть миллионы кустарных производств, которые гонят вал дешевой продукции, нельзя заставить мелких предпринимателей из России покупать более качественный продукт по высоким ценам. Сложно сразу закрыть не лицензированные производства, наказать всех чиновников допускающих нелегальный экспорт товаров и перекрыть границы.
Традиционную восточно-азиатскую модель экономического развития некоторые экономисты называют «летящими гусями». В соответствие с ней, азиатская страна начинает производство на экспорт простых товаров, таких, например, как обувь или футбольные мячи. Полученная прибыль реинвестируется и идет на совершенствование основного капитала. В результате страна начинает экспортировать более сложные товары, например, полупроводники или компьютеры. По ходу этого процесса, величина заработной платы и уровень жизни в стране начинают постепенно приближаться к уровню развитых государств. Первой на этот путь вступила Япония, за которой последовали Гонконг, Сингапур, Южная Корея и Тайвань. Позже к этим странам присоединились Малайзия, Таиланд, Филиппины и Индонезия.
Китай первым из восточно-азиатских государств отказался от такого пути развития, одновременно экспортируя как простые, так и сложные товары. По мнению Энди Кси, экономиста гонконгского отделения Morgan Stanley, сегодняшний Китай во многом схож с Америкой 19−го века. Избыток рабочей силы ведет к снижению уровня заработной платы, в то время как потребление растет из-за падения цен.
Согласно прогнозам Morgan Stanley, к 2010 совокупный ВВП «Тигров» трех богатейших стран юго-восточной Азии (Сингапур, Тайвань, Южная Корея) будет составлять лишь половину ВВП Китая, а к 2020 – 10% ВВП Китая.
Схема 2. Прирост ВВП ведущих азиатских стран.
|
совокупный ВВП «Тигров» (Сингапур, Тайвань, Южная Корея) |
|
совокупный ВВП Китая |
|
Да, азиатские «тигры» растут и конкурируют, ломая столетние традиции. Как мы видим, этому есть научное объяснение. Что предпримут в ответ американцы? Посмотрим. Однако, уже сейчас осознанный выбор инвестора высококачественных машин из Азии принесет ему плоды в виде низких первоначальных затрат на начало бизнеса и быстрой окупаемости оборудования.
1. На разных стадиях эволюции продукта компании конкурируют по-разному. Поначалу, когда функциональные характеристики продукта еще не в состоянии удовлетворить большинство покупателей, побеждает тот, у кого эти характеристики более высокие. Позже, по мере совершенствования технологий и удовлетворения потребителей, компании вынуждены сместить акцент с функциональных характеристик продукта на удобство в использовании, сервис и цену.
2. Скорость технологического прогресса, определяемая ведущими компаниями, неизбежно опережает способность потребителей воспринимать технологические новинки. Тем самым создаются предпосылки для появления молодых, энергичных компаний, готовых вытеснить с рынка устоявшихся игроков.
3. Уже сейчас осознанный выбор инвестора высококачественных машин из Азии принесет ему плоды в виде низких первоначальных затрат на начало бизнеса и быстрой окупаемости оборудования.
4. За 100 лет американской монополии на производство оборудования для боулинга выработался устойчивый рефлекс под названием «американский боулинг».