Сегодня 23 апреля 2024
Медикус в соцсетях
 
Задать вопрос

ЗАДАТЬ ВОПРОС РЕДАКТОРУ РАЗДЕЛА (ответ в течение нескольких дней)

Представьтесь:
E-mail:
Не публикуется
служит для обратной связи
Антиспам - не удалять!
Ваш вопрос:
Получать ответы и новости раздела
23 октября 2007 01:53

Детская агрессивность

Когда ребенок ведет себя агрессивно, взрослые, как правило, такое поведение осуждают — отчитывают ребенка, наказывают, а если он не исправляется, то сами теряют над собой контроль, тем самым только усугубляя непростую ситуацию. Иногда агрессивность носит защитный характер, проявляясь в момент опасности, иногда является свойством личности и выражается в целенаправленном разрушительном поведении, проявляясь в деструктивных тенденциях. О главных причинах детской агрессивности, путях ее преодоления и профилактике… Дети черпают знания о моделях поведения из трех источников: семья, в которой может демонстрироваться и закрепиться агрессивное поведение, сверстники, например, во время игр по принципу «Я самый сильный – мне все можно», а также символические примеры из масс-медиа.
Ребенок может быть агрессивным не обязательно по вине родителей в результате недостатков воспитания. Черты такого поведения могут быть скрыты в темпераменте и характере — взрывчатость, гневливость, обидчивость – или являться результатом особого созревания нервной системы. Однако по мере взросления, ответственность ребенка за свое агрессивное поведение должна возрастать. Задача взрослых – помочь преодолеть трудности эмоционального развития. Первые агрессивные действия психологи связывают с кризисом 3−х лет. В 3−4 года агрессивность проявляется почти у каждого ребенка в защитной реакции, в желании остаться одному, обозначить территорию «свое», «Я».
Здесь у спокойного до недавнего времени ребенка появляются черты негативизма, упрямства, своеволия, деспотизма, ревности. Развивается самостоятельность, активность ребенка, происходит перестройка его социальных взаимоотношений – и агрессия может стать спутником этих перемен. Причины агрессивного поведения разнообразны и зависят от многих факторов, в основном относящихся к семейному воспитанию. Наиболее распространенные из них: 1. Неправильная реакция родителей на не устраивающее их поведение ребенка 2. Дисгармоничность семейных отношений в целом: отношения между родителями, родителями и де
тьми, братьями-сестрами. 3. Наказание и степень контроля со стороны родителей. Исследователи выявили, что жестокие наказания приводят к высокому уровню агрессивности у детей, при этом минимальный контроль и присмотр ведут к высокому уровню асоциальности. Часто эти 2 типа воспитания можно встретить в одной семье, когда родители не могут придерживаться единого стиля воспитания.
4. Разрушенные эмоциональные привязанности между родителями и детьми. Или враждебные чувства родителей по отношению друг к другу. 5. Родители не требовательны к своим детям или напротив равнодушны к их социальной успешности. Очень важно, чтобы у ребенка были домашние обязанности. 6. Наличие противоречия между воспитуемым и собственным поведением родителя, т.е. к ребенку предъявляются взаимоисключающие требования. 7. Использование таких воспитательных методов, как угрозы, ультиматумы, сознательное лишение любви, частые изоляции. Реакция лишь усугубляется, особенно если родители не испытывают ни вины ни сострадания.
Агрессия может быть направлена как на других, так и на самого себя – тогда она становится аутоагрессией, крайней формой которой является самоубийство. В более мягком варианте она выражается в постоянной тревоге, чувстве глубокого отчаяния и безысходности. Толя 9−ти лет, ученик спецшколы для «трудных подростков», оставаясь в одиночестве, регулярно наносил себе увечья тем, что было под рукой: колол ручкой, прорезал острым карандашом по руке до крови, умалчивая происхождение этих ран от взрослых.
По сути, самой главной причиной агрессивного поведения детей является нежелание родителей разбираться в его причинах, равнодушие к их эмоциональному миру. При работе с психологом такие дети говорят о том, что чувствуют себя в семье одинокими, никчемными, ненужными, о плохом отношении с одним или обоими родителями, отсутствии поддержки и заинтересованности их жизнью. Именно поэтому они и ополчаются на весь мир, родителей и самих себя. Психологическая коррекция должна носить системный характер, предусматривающий проработку каждой характерологической особенности ребенка. Для устойчивого результата необходима работа психолога с родителем, а так же помощь родителям в установлении эмоционального контакта с ребенком.
Общение ребенка с родителем имеет большое значение. Возможность высказать наболевшее – первый шаг к преодолению агрессивного поведения. Ребенок проявляет агрессию не потому, что он
плохой, а потому что ему требуется помощь. Агрессивность – это, прежде всего, способ выражения своего протеста, гнева, которое является вторичным чувством. В его основе лежит обида, страх, боль, унижение, а они в свою очередь возникают из-за неудовлетворенности базисной потребности в любви и чувства нужности другому человеку. Простой просмотр мультфильмов и обсуждение поведения героев может стать определенной терапией. Иногда ребенку сложно объяснить причины своих чувств от первого лица. Причем будет намного полезнее, если родитель не станет обставлять это как занятие или задание и оставит менторский тон, так как такая подача может вызвать тревогу или еще большую агрессию.
Родителю можно делать вид «неучастия», например, мама готовит ужин и по ходу дела может попросить ребенка принести карандашик, пластилин и предложить нарисовать что-либо, обсудить. Спрашивать о том, как он вел себя в той или иной ситуации, что он делал, как он делал. Если ребенка обидели или что-то не понравилось, попросить изобразить с помощью любых средств. И самое главное беседовать. Специалисты считают, что агрессивное поведение – своеобразный крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми ребенок не в силах справится самостоятельно, и таким образом борется за свое психологическое выживание.
 
По материалам сайта: http://www.rebenok.com/

Поделиться:




Комментарии
Смотри также
25 октября 2007  |  16:10
Ванны душистые мне новый образ выстроят!
Хотя лишний вес доставлял Виктории серьезные душевные муки, она долгое время ничего не делала, чтобы его сбросить. Единственное, что пробовала сделать, – есть меньше хлеба. Лишь недавно, когда она узнала про скипидарные ванны Залманова на травах, решила всерьез заняться своей внешностью.
09 октября 2007  |  13:10
ОРВИ на тропе войны
Рынок лекарств для борьбы с острыми респираторно-вирусными инфекциями (ОРВИ) огромен. И именно это часто ставит потребителя в тупик: что приобрести в аптеке? Препаратов много, но какой из них поможет? Как правильно выбрать противопростудное средство?
25 сентября 2007  |  20:09
Как самому отличить грипп от простуды?
Ежегодно на Земле отмечается от 3 до 5 миллионов случаев тяжелого гриппа, при этом 250-500 тысяч из них заканчиваются смертью. В этом году инфекция отмечается лишь вспышками. Несмотря на это, к болезни все равно следует подготовиться. Какие виды гриппа бывают, как каждый из них протекает?
24 сентября 2007  |  20:09
Типичные ошибки больного гриппом
Несмотря на то что грипп — это болезнь, которая преследует нас ежегодно, при первом же его появлении мы совершаем одни и те же ошибки.
21 сентября 2007  |  11:09
Стволовые клетки опасны для человека?
Контекст, в котором упоминается словосочетание "стволовые клетки", разнится от восторженно-оптимистичного "Стволовые клетки излечат неизлечимые болезни и вернут молодость!" до негативно-разоблачительного "Вся деятельность, связанная со стволовыми клетками в медицине нелегальна, незаконна и наказуема!"