Подготовка и адаптация к школе
До наступления школьных будней остаются считанные дни, и скоро беззаботное лето и отдых сменятся напряженными буднями, наполненными знаниями. Перестроиться после отдыха нелегко даже взрослым, а уж после столь длительных школьных каникул сделать это детям совсем непросто. Как же помочь ребенку в подготовке к школе, что сделать для адаптации ребенка к первым неделям учебы?
Многие родители замечают, что через неделю после начала занятий дети начинают хандрить, жаловаться на боли в голове, недомогания, усталость и даже заболевания. Это называют «синдромом седьмого сентября», который уже лет пятнадцать выделяют психологи. Это особое стрессовое психологическое состояние, которое сопровождается снижением иммунитета, повышением чувствительности к болезням и срывом адаптации. Особо слабые детки могут заболеть, у них могут обостриться хронические заболевания или проявиться болезни пищеварения. Поэтому, родителям нужно заранее подумать, как сделать переход от отдыха и расслабления к напряженной учебе постепенным и плавным, чтобы это не было столь резким изменением жизни – буквально в один два дня.
Что можно посоветовать?
Для того, чтобы родителям и детям стало полегче, есть ряд психологических, физиологических и воспитательных моментов, которые можно учесть и воплотить в жизнь. Итак, необходимо привлекать ребенка к подготовке к школьному обучению. Это заключается в совместном составлении списков покупок к школе, приобретение тетрадок и ручек, учебников и формы, помощь ребенку в организации его будущего рабочего места для приготовления уроков – это одна из важных составляющих, которая морально подготавливает ребенка к скорому процессу включения в учебу.
При этом стоит помнить, что вы покупаете не простые ручки и тетрадки, с этими принадлежностями ребенок будет ходить в школу ежедневно, поэтому, они должны ему нравиться и доставлять моральное удовольствие, быть предметом его гордости. Постарайтесь в силу своих возможностей, приобрести канцтовары с учетом его вкуса и пристрастий. Положительные эмоции снижают уровень тревожности и стресса.
Распорядок дня
Важным моментом в подготовке к школе должен стать выработанный заранее распорядок дня. Даже если ребенок ходит в детский садик, режим школьного обучения существенно отличается от садовского, и нужно начинать заранее готовиться к ранним подъемам и пребыванию в школе. Для некоторых из детей такой режим может быть серьезным стрессом, поэтому заранее научите своего ребенка распределять нагрузки. Составьте с ним наглядное расписание что, когда и с какого времени ему необходимо делать. Это поможет в начальном периоде избежать страха перед опозданиями, переутомления и усталости.
Заранее еще до начала посещения школы переводите ребенка на школьный режим – пусть он встает пораньше, а время школьных занятий проводит за развивающими и подготовительными занятиями.
Смена деятельности
В течение дня, чтобы не переутомляться, ребенку необходимо менять деятельность и обязательно отдыхать. Необходимо чередование занятий – умственных с физическими, а также для первоклассника важен дневной отдых и полноценный сон.
В заранее составленное расписание включите школьные занятия, отдых, приемы пищи и кружки, спортивные секции и обязательно – прогулки. Можно использовать систему карточек или доски со стирающимися элементами, так проще создавать гибкое и динамичное расписание.
Внимание к играм
Вступление в школьную пору – это, конечно. Важные перемены в
жизни, но ребенок
Познавательные процессы, начатые в школе, можно вполне активно закреплять в играх на развитие логики, мышления, языка и становления речи.
Нужна самостоятельность
Ребенок начнет посещать школу совсем скоро, необходимо формировать в нем самостоятельность и ответственность за принятие решений, определенные действия и слова. Это будет выражаться во многих вещах – приготовлении домашних заданий, сборах в школу, уборке на рабочем месте и в комнате, в самостоятельном передвижении до занятий и обратно.
Но на первых порах вам нужно будет активно помогать ребенку, учить его самостоятельности. Покажите, как правильно организовать пространство и распределить свое время, чтобы его хватило на все, в том числе и на игры. Делать это нужно деликатно и ненавязчиво, совместно с ребенком, а не делать все за него самим.
При
первых домашних заданиях ребенок может испытать трудности в их выполнении не
сколько
Давайте ребенку время на выполнение заданий, которые он вполне может сделать. Если он долго возится, не стоит раздражаться и помогать, пусть сделает это сам, а вы проконтролируете потом процесс и укажете на недочеты. Старание самому собрать портфель, приготовить одежду к школе нужно поощрять, хвалить ребенка за старания. Это в будущем поможет ребенку быстрее справляться и собираться в школу.
Всегда предлагайте свою помощь, но не навязывайтесь, дайте
ребенку проявить свое «я» и сделать
Правильной помощью от вас будут подсказки и наводящие вопросы, а не исполнение задания от начала и до конца при созерцании этого ребенком. Пусть он пробует сам, а вы будьте рядом, но не сидите над душой, дайте понять, что если ему понадобится помощь – он может вас позвать и попросить.
И еще очень важно сформировать у ребенка ощущение того, что он не повзрослел резко, пойдя в школу, а просто перешел на новый этап в своей жизни, причем этап интересный и увлекательный. Но при этом он так и остался вашим ребенком, любимым и обожаемым, он должен помнить – что вы всегда ему поможете и поддержите, а иногда даже и утешите и защитите.