23 ноября 2002 14:16 |
Поиск впечатлений как фактор приобщения подростков к наркотикам80−е годы характеризуются еще одним изменением в иерархии мотивов приобщения подростков к наркотикам. Ведущим мотивом часто становится уже не коммуникативный, как это было у хиппи, а гедонистический: получение новых впечатлений, удовольствия, преодоление дискомфорта.
Одним из первых авторов, предложивших методику измерения потребности в поиске впечатлений, побуждающей человека к тому или иному виду деятельности, был американский психолог М. Zuckerman. Основой его теории, разработанной в 60−е годы, явилось положение, что люди различаются по оптимальному уровню стимуляции и возбуждения и эти различия влияют на выбор ими различных форм жизненной активности. В 1979 г. М. Zuckerman описал общий паттерн поведения, связанный с высокой склонностью к поиску впечатлений, и определил ее как «потребность в различных, новых впечатлениях и переживаниях и стремление к физическому и социальному риску ради этих впечатлений». Для измерения отдельных структурных комплементов этой потребности им был предложен тест
Отдельные позиции этих 4 шкал составили шкалу G (General scale), измеряющую общий уровень потребности в поиске впечатлений.
Выбор подобных форм поведения некоторые авторы объясняют тем, что подростки с выраженной потребностью в поиске впечатлений испытывают трудности в удовлетворении этой потребности в конвенциональном обществе, которое фрустрирует ее системой запретов. Отклоняющееся поведение этих подростков рассматривается как компенсаторное, направленное на преодоление фрустации. Другие авторы считают, что такие черты подросткового поведения, как склонность к риску, соревнованию, протесту, а также употребление наркотиков представляют собой проявления невротических реакций, распространенных среди подростков.
Во многих случаях отклоняющееся поведение подростков обусловлено действием механизма поиска впечатлений на фоне общей неразвитости у них сферы потребностей, а также искажением процесса социализации.
Мы изучали у подростков связь потребности в поиске впечатлений со склонностью к наркотикам и попытались выявить различия в характере и интенсивности стремления к наркотикам у подростков с разными формами поведенческой активности.
Исследовано 3 группы московских подростков, в каждой по 30 мальчиков и 30 девочек в возрасте 15 —16 лет. 1−ю группу составили подростки с отклоняющимся поведением, содержавшиеся
Использовались тест Цукермана в модификации польского психолога Z. Oleszkiewicz, которая дополнила его шкалой I (потребность в интеллектуальной стимуляции), и тест Шуберта, измеряющий склонность к риску в условиях физической опасности.
Модифицированная методика Цукермана содержит 68 пар утверждений, в каждой из которых испытуемый выбирает одно, соответствующее его склонностям и интересам. Результаты по шкале вычисляются в стенах, в соответствии с которыми норма констатируется у испытуемых со средними результатами. Сравнительный анализ проводился среди испытуемых, получивших высокие (8 — 10 стенов) и низкие (1 — 3 стена) результаты.
Тест Шуберта состоит из 25 вопросов. Каждый ответ испытуемого оценивается в баллах. Общая оценка дается как отклонение от среднего значения.
Результаты теста Цукермана были подвергнуты статистической обработке с применением двустороннего критерия.
Наиболее достоверные различия по всем показателям были обнаружены между группой учащихся из спецшкол и подростками
Сравнительный анализ 3 групп показал, что существует определенная связь между особенностями структуры потребности в поиске впечатлений и поведенческой активностью подростков: отклоняющееся поведение, спорт, интеллектуальная деятельность. В зависимости от этого ими одобряются одни паттерны поведения и отвергаются другие.
Основное различие между подростками
Стен — условная единица десятибальной шкалы, предложенная Р. Кэттеллом для оценки тестовых показателей.
Отсутствие таких результатов
По шкале G, отражающей общий уровень потребности в поиске впечатлений, во всех группах зарегистрировано незначительное количество низких и высоких результатов; у подавляющего большинства испытуемых показатели соответствовали норме.
Наряду с высокими результатами по шкале DIS у подростков с отклоняющимся поведением отмечалось преобладание низких и средних значений по шкале TAS. Здесь наши результаты частично не совпадают с данными некоторых зарубежных психологов, использовавших тест Цукермана в его оригинальной версии. Например, по данным J. Wallbank, единственное сходство между делинквентами, употребляющими и не употребляющими наркотики, заключалось в высоких результатах по шкале TAS, по другим шкалам обнаружилась большая разница. Это утверждение было опровергнуто другими авторами, доказавшими, что шкала TAS отражает поиск впечатлений в социально приемлемой форме, характерной для групп молодежи с просоциальной ориентацией. Что касается шкал ES и DIS, то еще в 1978 т. М. Zuckerman предложил, что существует положительная связь этих факторов с асоциальным поведением, это подтвердилось как в последующих работах зарубежных психологов, так и в полученных нами результатах.
Особый предмет обсуждения составили характеристики подростков, выделенных из всех групп испытуемых в связи с интересом к экспериментированию с наркотиками, что фиксировалось по их выбору из 9−й или 10−й пары утверждений: 9 А — «Я уже попробовал или хотел бы попробовать
Положительные утверждения в одной из этих пар или в обеих сразу выбрали 36 подростков, в том числе
В зависимости от выбора в 9−й или 10−й паре утверждений эти подростки были разделены на 3 группы. В 1−ю группу вошли 12 подростков, которые пробовали или хотели бы попробовать наркотики, а также ожидали от этого различных эмоциональных и других эффектов. Ядро 1−й группы составили 8 девочек из приемника-распределителя.
Ко 2−й группе были отнесены 13 подростков, которые пробовали или хотели бы попробовать наркотики, но «безопасные». Основу 2−й группы составили 7 мальчиков из приемника-распределителя.
В 3−ю группу вошли 11 подростков, которые дали противоречивые ответы: сначала они заявили, что никогда не будут пробовать наркотики, но затем отметили, что хотели бы попробовать наркотики, вызывающие галлюцинации. Основу этой группы составили
Тот факт, что во 2−й группе большинство подростков было из спецприемника, совпадает с данными, полученными нами ранее, о наличии у подростков с отклоняющимся поведением более реалистического представления о действии наркотических веществ, о знании ими о негативных ощущениях, связанных с употреблением наркотиков. Более выраженное стремление к наркотикам у девочек
Подростки из 3−й группы полагают, что наркотики обладают способностью изменять состояние в положительную сторону. Следуя социальным нормам, эти подростки утверждают, что никогда не будут пробовать наркотики, но, с другой стороны, под воздействием циркулирующих в подростковой среде представлений об экзотических переживаниях, вызываемых наркотиками, выражают готовность при случае «попробовать галлюциногены». Это расхождение установок в определенных ситуациях может служить отправной точкой при принятии решения об употреблении наркотического вещества.
Результаты теста Цукермана в группе «экспериментаторов» мы рассматривали отдельно у девочек и мальчиков (по 18 человек в каждой подгруппе). В обеих подгруппах количество высоких оценок по шкалам ES и DIS было больше в 2—3 раза по сравнению с другими группами. Склонность к интеллектуальной активности была ниже, чем в остальных группах, кроме группы из спецприемника. В целом структура потребности в поиске впечатлений у этой группы напоминала таковую у подростков с отклоняющимся поведением, где к «пику» по шкале DIS добавился пик по шкале ES. Так как высокие показатели по шкале DIS связаны, в частности, с употреблением алкоголя, а по шкале ES — с употреблением наркотических веществ, то полученные нами данные еще раз подтверждают мнение о том, что алкоголизация и употребление наркотиков являются взаимосвязанными видами поведения.
Поэтому результаты по шкалам ES и DIS могут рассматриваться не только как показатели оценки протестного поведения, характерного для подросткового периода, но и как степень выраженности отклоняющегося поведения, имеющего более глубокие корни, чем ситуативная реакция протеста.
В данной подростковой группе склонность к физическому риску по шкале TAS оказалась не выше, чем у школьников из спецшкол, и соответственно ниже, чем у спортсменов.
По тесту Шуберта, измеряющему тот же параметр, были получены несколько иные данные. Почти равны между собой оказались результаты у подростков с отклоняющимся поведением и учащихся спецшкол: у девочек 4,4 и 5 баллов, у мальчиков 4,2 и 3,8 балла. Более высокие результаты у спортсменов; у девочек 2,1, у мальчиков 7,1 балла. У выделенной нами группы из 36 подростков также достаточно выражена склонность к риску: у девочек 1,9, у мальчиков 9,5 балла (выше, чем у спортсменов). Эти тенденции могут отражать сущность вопросов теста, которые часто касаются проявлений риска, совершаемых подростками ради самоутверждения, «на спор», т. е. компенсаторных форм поведения.
Данные, полученные по методикам Цукермана и Шуберта, показали, что при равной выраженности потребности в поиске впечатлений, формы ее проявления на поведенческом уровне могут иметь как социальную, так и асоциальную ориентацию. Некоторые проявления неконвенционального поведения становятся компенсаторным средством решения специфических проблем подросткового развития.
Проведенное обследование 3 групп подростков с различными формами поведения показало, что эти группы (как просоциальные, так и асоциальные) имеют одинаковую степень выраженности потребности в поиске впечатлений. Различия и особенности этой потребности проявились в ее структуре, присущей каждой группе, оказались тесно связанными с ее «опредмечиванием» (формированием мотивов). Выделены три основные формы «опредмечивания» потребности в поиске впечатлений: физический риск, интеллектуальная активность, социальный риск. Обнаружена высокая положительная связь устойчивых форм поведения, выбора определенных видов деятельности с этими тремя ведущими
мотивами: у спортсменов — с физическим риском, у учащихся спецшкол — с интеллектуальной активностью, у подростков с отклоняющимся поведением — с социальным риском.
Применение методики Цукермана позволяет расширить возможности индивидуального подхода к коррекции поведения подростка. В частности, выявляя интересы и склонности подростка, можно Комментарии
Смотри также
02 декабря 2002 | 11:12
История борьбы с пьянством и алкоголизмом в 20 – 30-х годах
История борьбы с пьянством и алкоголизмом, проводившейся в нашей стране в разные эпохи, разработана недостаточно. В монографиях по проблеме алкоголизма она даётся фрагментарно, в немногих статьях, посвящённых этой теме, отражены, как правило, лишь некоторые эпизоды.
23 ноября 2002 | 09:11
Патоморфоз опийного абстинентного синдрома
В последние годы наблюдается тенденция к употреблению больными наркоманиями самодельных наркотических препаратов, в частности получаемых путем кустарной химической обработки опия-сырца.
19 ноября 2002 | 20:11
Об антинаркотической пропаганде
Одной из форм первичной профилактики наркоманий и токсикоманий является антинаркотическая пропаганда, проводить которую, с нашей точки зрения, необходимо с учётом информированности населения по данной проблеме.
19 ноября 2002 | 19:11
Особенности абстинентного синдрома при эфедроновой наркомании
дной из причин значительного роста эфедроновой наркомании, по нашему мнению, являются особенности спектра фармакологической активности эфедрона. Если у эфедрина соматовегетативные эффекты преобладают над психотропными, то у эфедрина соотношение эффектов обратное.
19 ноября 2002 | 17:11
Некоторые социально-психологические факторы, снижающие эффективность лечебной наркологической работы
В Венгрии алкоголизм — проблема традиционная. Несмотря на усилившиеся экономические и политические трудности, работники наркологии прилагают усилия, чтобы развивать научные исследования, вводить современные методы терапии алкоголизма, изыскивать новых партнеров в реабилитационной работе, поддерживать добровольные неформальные объединения, готовые бескорыстно помогать больным алкоголизмом. Однако эффективность лечения алкоголизма остается по-прежнему невысокой.
|