Сегодня 24 апреля 2024
Медикус в соцсетях
 
Задать вопрос

ЗАДАТЬ ВОПРОС РЕДАКТОРУ РАЗДЕЛА (ответ в течение нескольких дней)

Представьтесь:
E-mail:
Не публикуется
служит для обратной связи
Антиспам - не удалять!
Ваш вопрос:
Получать ответы и новости раздела
11 октября 2009 14:15   |   Автор: экс-президент Стоматологической ассоциации России,
экс-главный стоматолог РФ, д.м.н., профессор, академик РАМН В.К. Леонтьев.
Текст составлен по выступлению 17 июня 2009 г. на профильной комиссии Минздравсоцразвития РФ.

Концепция развития стоматологии в России

I. Экономика
1. Бюджет и ФОМС не могут обеспечить качественную, доступную и эффективную стоматологическую помощь населению.
2. За счет государства должна оказываться стоматологическая помощь социально незащищенному населению.
3. Без платных услуг государственная стоматологическая помощь развалится в течение 1−3 месяцев, либо перейдет на «серую» или «черную» экономику.
4. В настоящее время в государственном секторе преобладает серая или черная экономика, существующая, в основном, за счет средств от платных услуг.

II. Заболеваемость и профилактика

1. Никакое, даже самое лучшее лечение, не способно снизить стоматологическую заболеваемость.
2. Заболеваемость может снизить только стоматологическая профилактика — у детей до 70%, у взрослых — до 50%.
Методы: санпросветработа, фториды, гигиена полости рта, рационализация питания. Лучший метод — через школьную стоматологию.
3. Лучшим методом работы с пациентом, позволяющим снизить стоматологическую заболеваемость и сохранить зубы, не допустить осложнений является диспансеризация.
4. Диспансеризация должна осуществляться через систему школьной стоматологии, стоматологов общей практики и гигиенистов стоматологических, так как только эти специалисты заинтересованы в сохранении стоматологического аспекта здоровья населения и в активной профилактике.

III. Организация и управление

1. Форма стоматологических учреждений очень невыгодна для стоматологии: нет ни должных прав, ни ответственности, ни инициативы, ни должной заинтересованности в результатах работы.
2. Организационная форма учреждений очень выгодна для разных форм серой и черной экономики.
3. Необходим переход на новую форму организации стоматологической помощи:
а) Через АНО
б) Предприятия
в) Некоммерческие виды организаций, позволяющих повышать самостоятельность стоматологических организаций.
 
4. Целесообразно рассмотреть возможность вывода стоматологии из бюджета через различные каналы, позволяющие повышать заинтересованность, самостоятельность, эффективность, инициативу работы медицинского персонала:
а) Некоммерческие организации
б) Приватизация с обременением
в) Концессия и др.

IV. Материальная база и оснащение

1. В государственном секторе более 50% стоматологических установок устарели — более 15−20 лет работы.
2. В большинстве государственных стоматологических учреждений нет средств для закупок за государственный счет современных материалов и оборудования.
3. Значительная часть стоматологов владеет современными технологиями лечения.
4. Многие помещения стоматологических организаций не приспособлены для современных технологий лечения.
5. Переоснащение стоматологических организаций за государственный счет невозможно, ибо лишь на 30% бюджет и ФОМС обеспечивают ряд статей работы.

V. Население, пациенты

1. Для большинства пациентов недоступна дорогостоящая частная стоматологическая помощь.
2. Платными услугами пользуются до 80% населения.
3. Население привыкло и не отвергает платных услуг.
4. В стране размыта ответственность за пациента.
5. В значительной мере разрушена и требует восстановление школьная стоматология.
6. Население лучше стало понимать сущность стоматологии и необходимость профилактики и лечения.
7. Население не понимает необходимость и роль стоматолога общей практики, семейного стоматолога.

VI. Подготовка кадров, кадры

1. Стране необходимы стоматологи общей практики как основная фигура в специальности, но пока не созданы условия для их работы и подготовки.
2. Деление стоматологов на 4 основные специальности противоречит интересам пациентов и самой специальности. Этот факт является основным в размытости ответственности за пациента и отсутствии единого плана лечения.
3. Необходимо воссоздание школьной стоматологии и введение должности гигиениста стоматологического в школы как основного носителя профилактического направления.
4. Стоматологическое образование надо делать преимущественно платным, в том числе широко внедрять учебу по контракту. «Контрактники» должны распределяться на село и в другие места по государственной необходимости согласно контракта.
5. Следует ожидать дальнейшее снижение числа детских стоматологов в стране. Необходимо предусмотреть лучшую подготовку по детской стоматологии стоматологов общей практики (семейного стоматолога).
6. Основной курс в подготовке кадров следует держать на семейного стоматолога (стоматолог общей практики) — до 70% персонала, и узких специалистов — детского стоматолога, ортодонта, хирурга, терапевта, ортопеда (до 30% специалистов). Процесс перехода к такой системе должен занять 10−30 лет

VII. Наука в стоматологии

1. В стране резко снизилось количество фундаментальных исследований по стоматологии, материаловедению, организации и управлению в федеральном и региональном масштабах, коммунальной стоматологии, науковедению, высоким технологиям, компьютеризации, школьной стоматологии, микробиологии, микологии и вирусологии полости рта.
2. Неоправданно много научных работ по повторению и проверке западных технологий, материалов, оборудованию, по экспертизе и контролю, упал общий уровень научных работ.
3. Не ведется борьба с плагиатом, с «заказными» диссертациями и «заказными» научными работами.
4. Совершенно неоправданно усиление внимания к челюстно-лицевой хирургии. Оно идет в ущерб стоматологии в целом и хирургической стоматологии.
5. Откровенно слаба роль единственного НИИ по стоматологии в стране в анализе состояния стоматологии в России, в выработке стратегий концепций развития специальности, стоматологической службы, стоматологической помощи населению, профилактики, организационных и управленческих проблем специальности, информатике, компьютеризации и др. проблемах. Ранее по многим из них ЦНИИ стоматологии был лидером.

VIII. Частная стоматология

1. Частный сектор получил серьезное развитие в стране. Каждый третий-четвертый пациент получает помощь в частном секторе стоматологи.
2. Сектор частной стоматологии играет важнейшую роль в создании антимонопольной конкурентной среды в специальности и в соблюдении прав человека.
3. Частная стоматология является двигателем современных технологий, менеджмента и медицинских услуг, высокого качества стоматологической помощи.
4. В частной стоматологии имеются серьезные недостатки — самоизоляция, попытки ухода от государственного контроля, статистики и др.
ПРОЕКТ

Концепция
государственной помощи в области стоматологии в российской федерации (подготовлено профильной комиссией по стоматологии)

 

Концепция государственной помощи в области стоматологии в Российской Федерации

I. Оценка ситуации

Исчезновение СССР, изменение политической и экономической обстановки в Российской Федерации, связанное с этим формирование новых социально-экономических условий, включая развитие рыночных отношений и частной собственности, а также внедрение систем медицинского страхования, существенно изменили государственные подходы к организации стоматологической помощи населению и стоматологической службы в стране.
Важную позитивную роль в период реформирования государственной системы стоматологической службы (ГССС) России с 1988г. сыграли:
1. Внедрение хозяйственного механизма, ориентированного на интенсивные методы работы врачей стоматологов. В частности, учет объемов работы врачей и финансирование по условным единицам трудоемкости (УЕТ) в условиях рационального их применения обеспечили оказание максимальной помощи пациентам в одно посещение.
2. Повышение роли общественных объединений в лице СтАР и региональных [*] стоматологических ассоциаций в решении проблем организации стоматологической службы и управления её деятельностью.
3. Внедрение частного предпринимательства в систему оказания стоматологической помощи населению.
4. Ориентация отдельных направлений деятельности стоматологической службы и учреждений с учетом положений, выдвинутых Концепцией по развитию стоматологии на период 1992−2002гг., разработанной руководством СтАР .
5. Договорные условия взаимодействия Министерства здравоохранения РФ (с 2004г. Минздравсоцразвития РФ) со Стоматологической ассоциацией России.
Однако в целом стоматология и стоматологическая служба страны за эти годы характеризуются определенной степенью стагнации и отсутствием четких научно-практических направлений реформации и перспектив последующего развития.
Намечавшиеся в 2002 г. пути реформирования стоматологической службы не получили своего должного развития. Более того, за указанное время в деятельности стоматологической службы страны появились и получили развитие ряд негативных явлений:
  • резко возросший бюрократический аппарат органов управления здравоохранением за счет увеличения уровней иерархической соподчиненности служб и учреждений по линейным и функциональным связям (департаменты, агентства, службы и пр.);
  • низкий уровень профессиональной компетентности в области организации стоматологической службы у работников органов управления здравоохранением, что исключает возможность адекватного управления службой с учетом современных потребностей стоматологии (как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях).
  • Отсутствие четкой позиции реформирования стоматологической службы.
Негативные факторы резко снижают экономические и финансовые возможности деятельности стоматологических учреждений в условиях рыночных отношений. Финансирующими органами не принимается во внимание факт, что цены на медикаменты, материалы, инструментарий и оборудование внутри страны достигают уровня цен международного рынка товаров и продукции стоматологического назначения. В такой ситуации создается ложное, не соответствующее реальной экономической и эпидемиологической действительности кажущееся «улучшение» бюджетного финансирования стоматологических учреждений. При этом не учитывается тот факт, что стоматологические учреждения большинства регионов страны формируют свой совокупный бюджет из расчета 50−75% финансовых средств, получаемых за счет оказания платных услуг.
То есть, основные расходы на оказание стоматологической помощи населению с учетом «улучшенного бюджета» государственные и муниципальные учреждения осуществляют по принципу «из своего кармана», не имея возможности постепенного увеличения заработной платы сотрудникам и не получая никаких льгот, в том числе по налогам, хотя по положению «Основ законодательства об охране здоровья граждан РФ» возможность предоставления данных льгот предусматривается.
Как один из крупных недостатков стоматологической службы России и оказания стоматологической помощи населению является отсутствие единой системы мониторинга стоматологического здоровья населения, условий для проведения государственных программ профилактики, понятной, доступной и удобной системы оказания качественной стоматологической помощи всем слоям населения РФ, рациональной системы подготовки кадров и др. Суть решения этой проблемы должна быть в определении службы, которая бы занималась решением этих вопросов. Сейчас ими фактически по разным причинам никто не занимается и решение такого вопроса не предвидится.
II. Цели и задачи Концепции
Главной целью Концепции является:
«Дальнейшее развитие стоматологической службы России путем улучшения доступности и качества оказываемой помощи за счет улучшения организации, управления, подготовки кадров, оснащения, технологий профилактики и лечения, а также формирования государственного подхода и ответственности у официальных лиц различных уровней законодательной, исполнительной власти, стоматологического сообщества за охрану стоматологического аспекта здоровья, улучшение стоматологической помощи населению и развитие специальности в пределах их возможностей и компетенции.
1. В число основных задач «Концепция» включает:
  • определение направлений в области совершенствования законодательной и нормативно-правовой базы деятельности и ответственности:
    • представителей государственной и муниципальной власти, имеющих прямое или косвенное отношение к организации, финансированию, ресурсному обеспечению, формированию системы управления (пр.) стоматологической службы;
    • населения за свое здоровье;
    • профессионалов за качество оказания стоматологической помощи;
  • создание базы для последующего формирования государственных программ развития стоматологической службы и стоматологической помощи населению:
    • государственной программы развития стоматологической помощи (единой) для всего населения;
    • государственной программы по профилактике основных стоматологических заболеваний среди детского населения, приоритетность данного направления;
    • государственной программы для социально незащищенных групп населения.
2. На профессиональном уровне «Концепция» определяет:
  • основные варианты развития государственного и частного секторов стоматологической службы и их взаимодействия;
  • развитие сети стоматологических организаций с различными формами организации и управления, собственности и индивидуального предпринимательства.
  • совершенствование системы кадрового обеспечения стоматологии:
    1. определение необходимой численности стоматологов;
    2. доведение до научно обоснованных нормативов обеспеченности населения кадрами;
    3. рациональное распределение помощи по группам населения (детство, сельское население, работающее население, старшие возрастные группы);
    4. упорядочение номенклатуры специальностей и должностей с учетом заболеваемости и нуждаемости населения в стоматологической помощи;
  • основные направления развития стоматологического образования и модели его организации (например, учет принципов, заложенных в Болонском процессе);
  • технологическое развитие стоматологии как медицинской специальности и её узких направлений;
  • модели экономического и финансового развития стоматологической службы и помощи населению;
  • развитие промышленного производства продукции и товаров стоматологического назначения;
  • совершенствование информационного обеспечения и создание единого открытого информационного пространства в специальности;
  • развитие научных направлений с учетом современных требований общества;
  • восстановление и последующее развитие официальной государственной системы управления стоматологической службой на федеральном, региональном и муниципальном уровнях на основе профессионализма.

III. Основные положения Концепции, определяющие условия и реальные возможности совершенствования деятельности стоматологической службы на перспективу

1. Мероприятия, направленные на совершенствование законодательно-правовой базы организации и функционирования стоматологической службы
Дальнейшее развитие стоматологической службы и организации помощи населению в новых социально-экономических условиях невозможно без адекватной им реформы управления.
В целях решения проблем стоматологического здоровья населения России органам государственной законодательной и исполнительной власти было бы целесообразным разработать и принять:
1.1. Законодательство в области организации стоматологической службы России с учетом особенностей текущего периода, характеризующегося:
  • выраженной дифференциацией доходов населения и соответствующим этому социальным расслоением общества;
  • существенным удорожанием стоматологической помощи, обоснованным развитием рыночных отношений и в частности необходимостью адекватного времени ресурсного обеспечения с учетом повышения цен до мирового уровня на продукцию стоматологического назначения, на подготовку кадров и пр.;
  • резким отставанием возможностей государственного финансирования от темпов развития современных требований к организации и оказанию профилактических мер и стоматологической помощи населению и к новым современным технологиям;
  • изменением функций государственных органов управления здравоохранением (сокращение функций федерального министерства и включение в систему федерального управления здравоохранением департаментов, агентств, федеральных служб, других структур);
  • сочетанием организации помощи за счет государственных средств (бюджет, ФОМС) и оказанием платных видов помощи на базе государственных стоматологических учреждений;
  • развитием частной системы стоматологической службы;
  • предоставлением федеральным и региональным органам власти прав изменения юридического статуса стоматологических учреждений (например, организация сочетанных форм собственности и др.);
  • внедрением различных платных форм подготовки кадров;
  • повышения роли общественных организаций в управлении стоматологической службой;
  • другими факторами (изложенными выше по тексту при оценке ситуации).
1.2. В законодательной базе, определяющей перспективную деятельность стоматологической службы России, следует учесть обязательность разработки и внедрения федеральной и региональных государственных программ, направленных на развитие стоматологической помощи населению.
1.3. На основании законодательной базы должно быть разработано и внедрено постановление федерального правительства с учетом возможностей реального решения проблем социальных, экономических и правовых факторов, которые бы стимулировали систему управления деятельностью стоматологической службы.
1.4. Ответственность за выполнение положений законодательно-правовой базы, за формирование и реализацию государственных региональных программ по оказанию стоматологической помощи населению должна быть возложена на региональные органы государственного управления.
1.5. Региональные государственные программы должны в первую очередь учитывать местные особенности:
  • демографических характеристик региона;
  • социально-экономических условий;
  • эпидемиологии стоматологических заболеваний и природных факторов, влияющих на стоматологическую заболеваемость;
  • систему управления здравоохранением;
  • организацию сети стоматологических учреждений;
  • ресурсного обеспечения;
  • других факторов, влияющих на деятельность стоматологической службы.
1.6. Законодательно-правовая база должна четко определить роль и место государственной системы управления службой в деятельности частного сектора. Данное положение Концепции связано с тем, что до настоящего времени не решен вопрос о профессиональном контроле со стороны государственных органов управления здравоохранением за качеством работы частных стоматологических организаций.
1.7. Обеспечить оптимальную согласованность положений нормативно-правовых актов, внедряемых в практику здравоохранения министерствами, ведомствами, организациями и учреждениями, имеющими прямое или косвенное отношение к деятельности стоматологической службы (органов лицензирования, финансовых органов, ФОМС всех уровней, казначейства и др.).
1.8. Обеспечить внедрение новых, более прогрессивных, эффективных, способных к развитию форм стоматологических организаций вместо формы учреждений.
1.9. Разграничить полномочия и ответственность между органами государственной власти, населения и профессиональными объединениями.
 

Поделиться:





Комментарии
Смотри также
12 октября 2009  |  18:10
Специальная акция на БОРЫ.
До 1 ноября скидка на стоматологические боры 75%
08 октября 2009  |  17:10
Препарирование кариозных полостей. Часть IV.
Особенности II класса по Блэку
06 октября 2009  |  14:10
Научно-практические курсы для специалистов стоматологии
Осенью 2009 года специалисты-стоматологи смогут повысить свою квалификацию, выбрав обучающие курсы и научно-практические курсы по различным аспектам практической деятельности.
03 октября 2009  |  16:10
Специальная акция на стоматологические наконечники.
Стоматологические наконечники Kavo Dental Excellence с 50% скидкой. Акция действует до 1 ноября 2009.
02 октября 2009  |  07:10
Общественная стоматология: цели и перспективы. Часть II.
Во многих стоматологическое здоровье цивилизованных странах, благодаря рациональному планированию, такие заболевания как кариес и осложнения кариеса исчезают.