Проникновение в сферу медицинского обслуживания передовых технологий, широкое использование новейшей техники, а также применение эффективных принципов управления настоятельно требуют учета личностных факторов, как в процессе профессиональной подготовки, так и на протяжении всего профессионального пути человека, выбравшего профессию врача. Узкая профессионализация врачей, обусловленная активным внедрением в медицину достижений научно-технического прогресса, введение большого количества параклинических методов исследования несут в себе не только новые возможности исцеления недугов, их профилактики, но и определенную опасность формирования состояний профессиональной и личностной рассогласованности в труде врача. В этом контексте особую актуальность приобретает проблема психологической компетентности специалиста, т.е. готовность успешно и адекватно решать проблемы, возникающие в процессе его врачебной деятельности.
|
|
Условия врачебного труда характеризуются психоэмоциональными особенностями, которые имеют выраженную модальность: от ситуативной тревожности, беспокойства и даже отчаяния в ситуациях безнадежности пациента, до чувства радости, приподнятого общего уровня настроения (к примеру, проведено успешное ортопедическое лечение, результат превзошел ожидания). Другой психоэмоциональной особенностью условий труда является специфика его протекания, которую можно определить как эффект «остаточной деятельности»: врач нередко мысленно, эмоционально окрашенно продолжает «присутствовать» в событиях реальной деятельности в период формального выхода из нее. Иначе говоря, нормативные требования к продолжительности рабочего времени врача не совпадают с реальным личностным присутствием субъекта в ситуации деятельности. Врач очень часто на протяжении всего периода суток остается в состоянии ситуативной рабочей готовности, определяемой как «динамичное состояние личности, внутренняя настроенность на определенное поведение, мобилизованность всех сил на активное и целесообразное действие». Это отражает развитие тенденции «хронической усталости».
Очевидно, «сверхпогруженность» в профессиональную деятельность, насыщенную клиническими ситуациями стрессогенного характера, способствуют развитию некомпенсируемого утомления ее субъекта. Это может быть связанно с тяжестью и напряженностью трудового процесса. Среди этого можно отметить: единоличное руководство в сложных ситуациях, работа в условиях дефицита времени и информации с повышенной ответственностью за конечный результат, функциональное качество конечной продукции, высокая степень ответственности за безопасность других лиц, фактическая продолжительность рабочего дня более 6 часов, отсутствие перерывов и многое другое. Все вышеперечисленное дает основание отнести труд врача к классу вредного, имеющего максимальную степень напряженности.
Значимым фактором риска формирования синдрома «выгорания» могут являться личностные особенности человека и определенные производственные факторы. Можно выделить психологические особенности личности, которые способствуют развитию дезадаптации: необщительность, застенчивость, эмоциональная неустойчивость. К производственным факторам можно отнести: незначимость работы врача, неудовлетворенность профессиональным ростом, недостаточная профессиональная самостоятельность, излишний контроль, нечеткость должностных обязанностей, производственные перегрузки или недогрузки. Для избегания психической травматизации, происходящей вследствие бессознательной идентификации себя с пациентами и сопереживания их проблемам, личностью врача вырабатываются определенные защитные приемы, которые нередко воспринимаются другими как профессионально-личностные деформации. К ним можно отнести некоторые формы «отвержения» пациента: избегание пациента (назначение его к другому врачу), рационализация (отказ от разъяснения клинической ситуации), уход от общения с пациентом. Внешне эти формы поведения воспринимаются как отсутствие профессионального интереса к больному, безразличие. Определяя синдром «выгорания» как важную проблему современного здравоохранения, несмотря на продолжительный срок своего существования, категория до сих пор не имеет однозначного определения, равно как и не сложилось единства мнений о содержательной стороне синдрома. Но в большей степени, по моему мнению, предпосылкой к возникновению этого синдрома является эмоциональное истощение, неоправданные ожидания и рассогласованность, возникающая между уровнем требований и личностными ресурсами врача.
Существенное влияние на процесс профессионального развития оказывают и так называемые нормальные кризисы жизнедеятельности. Период кризиса может наступить, когда человек, относительно довольный своей жизнью, начинает видеть ее в новом свете. Собственное отношение к различным ценностям жизни кажется ему неправильным. Он начинает понимать, что некоторые моменты в своей жизни переоценивал, в то время как другие недооценивал. Он может прийти к выводу, что не сумел самореализоваться, проявить способности, утвердить свои ценности и идеалы. Человек должен понять, что ему нужно изменить в своей жизни, от чего он должен отказаться, чтобы найти
что-то новое.
Профессиональные кризисы являются неблагоприятными факторами в труде врача. Источником кризиса могут служить: неудовлетворенность условиями труда, когда старое в профессиональном труде уже не удовлетворяет, а новое еще не найдено, или когда творческие находки работника встречают внешнее сопротивление в профессиональной среде, отсутствие реальных результатов профессионального роста. Профессиональный кризис есть момент перехода от одной стадии профессионального развития личности к последующей. Их содержательным аспектом является кардинальная перестройка личности. Так, с периодом профессионального образования как этапом жизненного пути личности связан кризис профессионального выбора, обусловленный большим или меньшим разочарованием в получаемой профессии. Возникает недовольство отдельными предметами, появляются сомнения в правильности профессионального выбора, падает интерес к учебе.
Наблюдается кризис профессионального выбора. Далее можно выделить профессиональные кризисы, переживаемые в период вузовского образования будущего врача. Последующие профессиональные кризисы возникают между требованиями, предъявляемыми к специалисту социально-профессиональными условиями труда и его профессиональной «Я-концепцией», индивидуальным стилем деятельности. Пути решения этому можно найти в выборе средств профессионального развития, в углублении специализации, в совершенствовании индивидуального стиля деятельности. Спецификой протекания последнего кризиса в профессиональной жизни врача является сохранение профессиональной активности, профессиональной позиции в той части жизненного пути, который принято называть «пенсионным периодом». Оставив активную клиническую практику, многие врачи продолжают вести консультационные приемы, передавая свой опыт и знания молодым коллегам. Врач в этот период жизни находит ценностный смысл в оказании профессиональной помощи семье, близким. Но все это можно отнести к нормативным кризисам, которые встречаются на пути каждого врача. Содержание кризисных переживаний отдельных эпизодов клинического опыта имеет выраженный индивидуальный характер. К ним можно отнести: профессиональную (объективную) беспомощность; необоснованную критику профессиональных действий врача со стороны пациента или его родственников; лечебно-диагностические ошибки; конфликтная ситуация с руководством ЛПУ; конфликт с коллегами на профессиональном или межличностном уровне. И последнее время объедение нормативных и профессиональных кризисов ведет к проявлению высокого уровня нервно-психического напряжения, формируя синдром хронической усталости, рассогласованности самого себя с окружающим миром.
ИЗУЧЕНИЕ профессионального стресса в работе
врача-стоматолога последнее время привлекает внимание все большего числа исследователей. В первую очередь это связанно с жизненно важными требованиями современной жизни. Как уже говорилось профессия
врача-стоматолога является одной из наиболее стрессогенных и поэтому проблемы, возникающие в профессиональной деятельности, справедливо воспринимаются как непосредственная угроза качеству жизни и психическому здоровью.
Находясь в состоянии дезадаптации (рассогласованности) или, проще говоря, в состоянии стресса врач испытывает очень сильное напряжение от контакта с пациентом. Он не в состоянии умело организовать информационно-коммуникативное поле, сформировать доверительные отношения с пациентом. Хотя известно, что врач является важнейшим источником сведений, необходимых больному. С увеличением информированности увеличивается общая удовлетворенность пациента, его способность и готовность к сотрудничеству. Информированные пациенты дают более точное описание симптомов при последующих контактах с врачом. Информация и успокоение пациента в беседе повышают собственную активность и ответственность пациента в лечебном процессе, предотвращают регрессивные тенденции. Другим следствием позитивного построения отношений является возрастание у врача чувства уверенности в успехе лечебно-диагностических действий. Хороший врач — это врач терпимый и терпеливый, даже если пациент проявляет враждебность и сопротивление, каждая межличностная связь, характеризующаяся теплотой, пониманием, приносит пользу. Поэтому врач должен обладать способностью, общаясь с пациентом, создавать сердечную, безопасную, теплую атмосферу, лишенную страха, враждебности или неодобрения. Высокая значимость феномена общения в профессиональной деятельности врача очевидна. Доверие должно начаться с первого контакта пациента и врача. Если в начале встречи доверия не получилось, то в дальнейшем успех лечения вряд ли можно прогнозировать. Каким бы высококвалифицированным специалистом не был врач, если он не внушил больному доверие, успеха в лечении достичь будет очень трудно. Доверие больного к врачу завоевывается целым комплексом поведения врача, начиная с его общего вида и кончая ведением опроса и методами исследования. Врач должен быть внимательным: это качество больше всего ценят во враче пациенты. Предоставляя пациенту возможность свободного, непрерывного рассказа о его переживаниях, ощущениях, врач, по сути, организует психотерапевтический процесс. При этом врач должен обладать способностью, реагировать на высказывания пациента. Если пациенту не будет в необходимой мере предоставлена возможность «психической вентиляции», у него может возникнуть ощущение, что врач его «вообще не выслушал», а возможно, и не обследовал с необходимой тщательностью. Врач не должен давить на психику пациента, но и не должен пускать расспрос «по воле волн». Всему должна быть мера. Лицо его не должно выражать удивления, если даже он встретится с совершенно необычным симптомом или нетипичным развитием патологии. Это всегда имеет неприятные последствия и ведет к испугу пациентов. Каждое слово, сказанное врачом, должно возыметь действие, оно должно быть подкреплено определенными манипуляциями, а не только обещанием. Каждое обещание должно быть выполнено, иначе оно будет расценено как болтовня, но, в то же время, не следует во всем идти на поводу у пациента, особенно словоохотливого, считающего себя полностью просвещенным в медицинских вопросах. Это может привести к непоправимым ошибкам. Врач в каждом случае должен спокойно объяснить пациенту о встретившихся трудностях, которые обязательно будут преодолены. От того, как себя будет вести врач при встретившихся трудностях, зависит успех лечения. Спокойствие врача быстро передается пациенту и наоборот нервозность, неуверенность создают напряженность у пациента и провоцируют возникновение непреодолимого психологического барьера, который в дальнейшем очень трудно или практически невозможно преодолеть. Вера пациента в профессиональные и мануальные знания врача, обоснованность действий никогда не должна быть поколеблена ни при каких условиях. Вот почему, при подготовке врача-стоматолога, психологические дисциплины должны занять необходимое и достойное место. Также является целесообразной разработка мероприятий для обеспечения психологической поддержки врачам-стоматологам. Эту поддержку могут осуществлять психологи и психотерапевты в форме психокоррекционных индивидуальных бесед Организацию таких мероприятий могут и должны осуществлять руководители тех лечебных учреждений, где работают специалисты.
Литература:
Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине: учеб. пособ. М.: ЛПА «Кафедра-М», 1998.
Аверин В.А. Психология личности: учеб. пособ. — СПб.: «Михайлова В.А.», 1999.
Берлов А.В. Психологические особенности сегодняшнего пациента: журнал «Врач». — М.:, 2003.- №9.
Ж. Годфруа. Что такое психология. — М.: «Мир», 1996.
Мерлин В.С. Индивидуальный стиль общения: психологический журнал. — Пермь, 1982.- №4.
И. Харди. Врач, сестра, больной: психология работы с больными. — Будапешт, 1981.
Ясько Б.А. Врач: психология личности. — Краснодар, 2001.
Ясько Б.А. Психология личности и труда врача. Курс лекций. — Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2005.