Искусство и драматизм позирования.
Позирование это неотъемлемая часть соревновательного бодибилдинга. Важно, чтобы вы знали, как выгодно демонстрировать вашу мускулатуру. Это означает не только, что вы должны уметь точно демонстрировать судьям то самое пропорциональное, вызывающее восхищение сложение. Кроме этого, вам нужно быть способным демонстрировать его артистически, под музыку, так чтобы у судей и у публики осталось ощущение полного вашего контроля над движениями, необходимого для создания впечатления физического совершенства. «Позирование это сердцевина всего бодибилдинга. В зависимости от того, как оно осуществлено, Вы можете усмотреть в нём либо все то, что красиво, возвышенно и передается зрелищем совершенно развитого тела, либо же то, что смешно и разочаровывает в самой идее». Это цитата из великолепной книги Чарльза Гэйнса, Pumping Iron («Качай железо»). Хотя главное предназначение позирования это показать другим то, чего мы добились, ему присущи и другие полезные свойства, не в последнюю очередь и то, что мы добиваемся наращивания мышечных объемов, совершенствуем форму и рельефность мускулатуры за счет мощного включения ее в позах. Нет сомнения в том, что напряжение мышц конечностей и торса развивает те самые рельеф и исчерченность, которых невозможно добиться одним только стандартным выполнение упражнений с прогрессирующим сопротивлением.
Давно, в начале прошлого столетия, Юджин Сэндоу был одним из наших первых знаменитых бодибилдеров, а также первым человеком, который показал нам законченную программу позирования. Он проделывал это в неком подобии стеклянного стакана, размещаемого на сцене и известного как «кабинка для позирования». Сцена особым образом освещалась, при этом Юджин покрывал свое незагорелое тело
Гримек не располагал той рельефностью мускулатуры, которой могут похвастаться нынешние культуристы, однако он умел, что называется,
Один из случаев, который еще выше поднимает его авторитет как великого «позера» своего времени, произошел на конкурсе Mr. Universe в Лондоне в 1948 году. В этом конкурсе также участвовал Стив Ривс, и вы не сумеете найти два более противоположных типа сложения. Гримек был относительно невысокого роста, около 175 см. У него была крепко сбитая фигура со здоровенными, как дыни, плечами, громадными мышцами бедер, могучей бочкообразной грудью и очень приличными руками окружностью в 47,5 см. Все это резко контрастировало с фигурой Стива Ривса, который отличался таким же бронзовым загаром, но он был ростом 183 см и имел широченные, необъятные плечи. Не обладая той поражающей воображение плотностью мускулатуры всего тела, которой отличался Гримек, Ривс все же компенсировал это за счет своих красивейших линий и великолепных пропорций. Он был очень красивым мужчиной, вид всех его мышц вызывал ощущение неоспоримой красоты и мужественной грациозности. Он также был очень рельефным. Конечно, на этом конкурсе выступали и другие атлеты, но ни один из них не имел шансов произвести своим сложением такое магическое впечатление, как эти двое американцев. В итоге случилось так, что Гримек и Ривс были вызваны на заключительное позирование перед судьями, поскольку те испытывали трудности в определении явного победителя. Принятие окончательного решения застопорилось, и было объявлено, что оба они Ривс и Гримек, должны будут еще раз отпозировать перед судьями.
Первым вышел Ривс со своей мускулистой красотой и почти нереальными пропорциями, и его выступление прошло под аккомпанемент несмолкающей овации лондонской публики. Казалось, что никто не сумеет побить его в этот день. Но так казалось только до выхода Джона Гримека на подиум для позирования. То, что последовало за этим, стало вехой в культуристической истории. Гримек выполнил совершенно новую программу по сравнению с той, которую он показывал несколько минут назад. Это продемонстрировало всем присутствующим, что он имел громадный, почти неограниченный репертуар поз, которые в любой момент готов был показать любой публике. В конце своей программы Гримек сделал сальто назад и приземлился, если можно так сказать, на подиум в полный шпагат.
В зале воцарился ад кромешный. Аплодисменты, крики «браво!» сотрясали стены и потолок театра, волна за волной накатываясь на Джона Карла Гримека, теперь уже явного победителя. Это был один из тех исторических моментов, которые для бодибилдинга являются незабываемыми.
Британец Рэг Парк, только что уволенный из рядов армии, присутствовал на этом конкурсе в качестве зрителя. Именно во время заключительной схватки
Когда вы выступаете на сегодняшних соревнованиях по бодибилдингу, вас оценивают в нескольких так называемых обязательных позах, которые включают двойной бицепс сзади и спереди, позу грудьбицепс сбоку, трицепс сбоку, прессбедро и так далее. Вас также оценивают и в расслабленной позиции с опущенными вниз руками спереди,сзади и с боков. В раунде сравнительного позирования культуристов вызывают попарно, в тройках и так далее, чтобы судьи могли выставить вам места, оценивая вас с другими в одних и тех же позах. Кроме того, существует раунд свободного позирования, где вы выходите
Объемы играют очень незначительную роль в том, как вы будете смотреться под огнями рампы. Вот почему существует эффект преображения. Посещающие кулисы сцены зрители замечают, что один атлет почти вдвое массивнее другого при условиях освещения за сценой и, конечно, всевозможные очень красивые свойства рельефности могут оставаться незамеченными. Но когда эти двое оказываются на сцене, да еще стоят рядом, часто случается, что менее массивный культурист полностью «давит» своего мощного конкурента именно благодаря превосходным формам, рельефу, сепарации или же общим очертаниям фигуры.
Когда вы собираетесь выступать на соревнованиях, то плохие телесные пропорции или же, если хотите, отсутствие симметрии это верный способ создать себе проблемы. На соревнованиях можно очень часто видеть бодибилдеров с неважным развитием мышц спины, недоразвитыми икроножными мышцами или же с узкими плечами. Эти ошибки становятся очень очевидными для всех зрителей и особенно для судей, которые специально готовятся к определению любых слабо развитых частей тела.
Приходилось ли вам
Это очень важный аспект сценического поведения атлета. Выражение вашего лица, отражает то, насколько уверенно вы себя чувствуете, и это способно в негативном случае передаваться судьям, а они часто и оценивают вас соответствующим образом. Вы просто обязаны сохранять на лице, а также в основной стойке с высоко поднятой головой выражение уверенности в своих силах.
Я слишком часто наблюдаю конкурсантов, которые опускают голову вниз и разглядывают свои грудные мышцы, ожидая вызова судьями. Это, поверьте, не создает позитивного образа. Допускается быстрый взгляд вниз на грудные мышцы и брюшной пресс, чтобы убедиться, что свет падает правильно и позволяет их продемонстрировать.
Но не разглядывайте себя, находясь на сцене, не переводите взгляд с правой грудной мышцы на левую, как будто вы ожидаете, что тело ваше в любую секунду начнет исчезать по частям. Как только вы убедились, что свет падает должным образом, с этого же момента поднимите голову повыше и с уверенностью направьте взгляд на публику.
На сцене, как культурист, вы продаете себя это не время изображать скромность. Теперь вы работник прилавка. Вы должны показать каждому, что ваши намерения выиграть этот конкурс очень серьезны.
Это, вероятно, единственный момент в вашей жизни, когда вы должны ощущать себя физически агрессивным. Вы должны заявить о себе и самоутвердиться. Рассматривайте это как готовность подраться с каждым и всяким конкурсантом, который стоит на вашем пути. Именно вы должны доминировать на сцене. Во время любого заключительного позирования вы должны быть первым, кто делает первую позу, и последним, кто прекращает пози ровать. Вы должны доказать всем, что выигрыш на этих соревнованиях является вашим серьезным намерением. Вне сцены вы можете быть милейшим парнем, но на сцене, куда вас вызывают для позирования рядом с другим атлетом, вы должны стать бойцом, который никогда не сдается. Конечно, наиболее важное время для проявления такого типа агрессивности это момент заключительного позирования. Если только вам удалось попасть в число шести финалистов на соревнованиях, вы должны будете участвовать в финальном раунде, который известен как раунд заключительного позирования. К этому моменту вы должны быть готовым показать все сверхмощные позы из своего арсенала. Здесь не время исполнять артистические позы, демонстрирующие балетную подготовку и красоту линий. Заключительное позирование вот где вы показываете максимальное количество мышц и мускулистость и как можно больше сверхмощных поз в рамках отведенного времени. Не колеблясь, повторяйте ваши самые лучшие позы в этом раунде и любой ценой держитесь поближе к другим фаворитам соревнования, чтобы показать судьям, что вы очень хотите сравнения именно с ними. Прекращайте позировать только тогда, когда главный судья категорически потребует остановить демонстрацию всех поз. Выжимайте каждую последнюю каплю пота из вашего тела, не прекращая позировать до тех пор, пока ваши оппоненты не упадут замертво в свои собственные лужи пота.
Большинство культуристов использует лосьоны для искусственного загара, а также солярии и натуральные солнечные ванны. Именно комбинация этих трех компонентов дает вам тот самый «золотой» вид. Очень редко натуральный загар выглядит лежащим равномерно, когда вы находитесь на сцене, так что вам придется узнать, что абсолютное большинство культуристов также корректируют свой цвет кожи искусственными кремами. Если вы чернокожий культурист, не полагайте самонадеянно, что будете на сцене выглядеть достаточно загорелым. Это мнение совершенно ошибочное. Я наблюдал великих культуристов на соревнованиях, начиная с Рики Уэйна и заканчивая Серджио Оливой, и даже они на сцене не имели соответствующего цвета для того, чтобы хорошо смотреться. Я вспоминаю, как однажды сделал замечание Дэнни Падилла после того, как он потерпел сокрушительное поражение на сцене, что ему абсолютно необходимо загорать. Он поднял руку вверх и произнес: «Я не в состоянии стать хоть чуточку темнее. И я пуэрториканец». Ну, конечно, это была только отговорка, потому что существует масса белокожих культуристов, которые выходят на сцену
Я не раз имел сомнительное удовольствие наблюдать, какими значительными могут быть ошибки применения этих лосьонов. Однажды я видел вышедшую на сцену
Если вы собираетесь загорать на солнце, то вам следует начинать это не менее, чем за месяц до соревнований. Не каждая климатическая зона может гарантировать бесконечные солнечные летние дни. Если вы оставите проблему с загаром для решения в последнюю неделю, то может оказаться, что у вас осталась всего пара солнечных дней, а остаток недели будет облачным, или, в лучшем случае, с переменной облачностью. В итоге обнаружится, что вы не добились равномерного загара, а до соревнований остаются считанные дни. Не делайте этой ошибки, характерной для очень многих. Не пытайтесь решить эту проблему и путем перелета в теплую зону, чтобы позагорать прямо перед соревнованиями. Многие летают на Багамы, чтобы воспользоваться возможностью позагорать зимой, и они действительно возвращаются на соревнования с отличным загаром. Один парень, которого я знаю лично, должен был выступать на конкурсе Mr. Canada. Он полетел в Лас Вегас на пару дней перед соревнованиями, где нанял машину, съездил в пустыню и полежал под солнцем два дня подряд. Он сжег себе грудь, спину и бока и вернулся в Канаду, чтобы принять участие в конкурсе. Но в результате этой авантюры в силу сильных ожогов он вынужден был вместо соревнования ехать прямо в больницу, где ему пришлось пролежать неделю, прежде чем ожоги прошли.
Точно то же самое должно присутствовать между разными мышцами бедер, голеней или любой другой группы мышц, которая придет вам на ум. Сепарация весьма важна, поскольку вы можете располагать дефиницией (рельефностью), отражающей низкий процент телесного жира, и все же не иметь мышечной сепарации. Как можно развить сепарацию мышц? Это качество совершенствуется путем выполнения изолированных упражнений. Оно также улучшается при выполнении большого объема работы в позировании, а также при практике освоения контроля над мышцами напряжением и удержанием их в напряжении как будто вы показываете свою произвольную программу. Сегодня бедро считается великолепным только тогда, когда на нем обнаруживается четкое разделение между прямой мышцей бедра, латеральной широкой мышцей бедра и портняжной мышцей. Кроме того, «делиться» должны и разные приводящие мышцы в верхней
Подобным образом, конечно, сегодня важно располагать сепарацией во всех мышечных областях. Сепарация означает, что ваши дельты должны выпячиваться по бокам плеч и отчетливо «врезаться» в мышцы верхней части рук.
Сепарация означает, что ваши зубчатые и межреберные мышцы должны просматриваться на боковых поверхностях торса при четкой их рельефности. Сепарация означает, что мышцы брюшного пресса должны быть видны не только в верхних частях, но так же хорошо прорисовываться внизу живота. Сепарация это продольное деление бицепсов, отделение одной головки от другой на икроножных мышцах, равно как и отчетливые контуры всей трапециевидной мышцы в средней части спины. Это мелкая «сечка» в нижней части спинных мышц и четкая граница между двумя головками бицепсов на тыльной части бедра. Сепарация это такое разделение мышц от головы до пяток, которое можно принять за гнездо змей.
Чем ниже у вас процент телесного жира, тем более впечатляющей будет выглядеть ваша фигура. Это, по иронии судьбы, может оказаться опасным, если вы путем голодания доведете себя до такой степени, что практически не будете иметь никакого жира. На самом деле жир нужен в определенных точках организма, чтобы играть роль подушки для таких органов, как сердце, печень и почки. Самый низкий процент жира, о каком я слышал, был у Кларенса Басса, по его утверждению около двух процентов. Но я вообще не верю, что культуристы в пиковой элитной кондиции располагают уровнем жира в теле менее 6 процентов. Истонченная, как бумага, кожа, при таком низком проценте жира будет выгодно показывать любую мышцу и заставит ее выглядеть намного больше, чем у тех атлетов, которые не располагают столь же низким процентом жира в теле. Нечего и говорить о том, что, если у вас очень тонкая кожа (при очень низком проценте жира или вовсе без него), то ваши мышцы будут очень выгодно выделяться. Поперечная исчерченность трицепсов и бедер это результат неплохой дефиниции. Конечно, вам следует накрепко усвоить, что даже тончайшая кожа не может выделить мышцы или ту поперечную исчерченность, которые под ней сначала не были натренированы. Венозность (появление рисунка сосудов под кожей) часто идет рука об руку с дефиницией, но это феномен, часто существующий сам по себе. Многие люди имеют рельефность без венозности. По иронии судьбы, есть и такие, кто использует массу допингов и имеет невероятную венозность, и все же именно они не способны добиться впечатляющей мышечной сепарации. Как правило, эти люди не особенно преуспевают на культуристических соревнованиях, поскольку судьи не придают решающего значения
В очень значительной степени форма вашего тела и мышц определяется вашими генами. Конечно, вы можете улучшить форму, работая в разнообразных изолированных упражнениях, чтобы выделить ту или иную мышечную область. Соотношение баланса мышечных групп может быть улучшено, если вы уравновешиваете свои усилия по проработке разных мышечных областей. Конечно, то, что мы в состоянии сделать в зале, зачастую бывает очень мизерным вкладом, если сравнивать его с тем, чем природа наградила нас с самого начала.
Сегодня мы видим бодибилдеров, которые позируют под все музыкальные стили, начиная с тяжелого рока и заканчивая вокалом всех направлений. Фрэнк Зейн предпочитал использовать группу Pink Floyd; Рэг Парк, как я говорил раньше, добрую дюжину лет позировал под «Legend of the Glass Mountain». Одна из любимых мелодий Арнольда Шварценеггера «Exodus». Правильно составленная программа позирования призвана маскировать все недостатки в вашей фигуре, а вы должны поверить мне на слово, что в сложении любого культуриста или культуристки имеются недостатки. Нет такой фигуры на профессиональном или на любительском уровне, которая хотя бы приближалась к абсолютному совершенству. Каждый из нас имеет недостатки, которые нужно исправлять. Фигура любого атлета, которого я когдалибо наблюдал, не имела идеальных
Сам Арнольд Шварценеггер, известный как лучший в мире бодибилдер в ходе 70−х годов, был первым, кто признавал, что его сложение имеет генетические, врожденные изъяны, которые он в состоянии лишь замаскировать на подиуме для позирования или в сцене фильма, но никоим образом не исправить их полностью. Например, его бедра никогда не были понастоящему рельефными, нижние доли бедер были явно недоразвитыми, его икроножные мышцы были, как говорится, «узловатыми» и не вызывали эстетических чувств. Они слишком высоко прикреплены. Один из бицепсов бедер имел какуюто нелепую выпуклость, а его трицепсы вообще не сочетались с потрясающе развитыми бицепсами. Кроме всего прочего, его грудные мышцы были слишком низко размещены, а плечи слишком узкими. Однако, несмотря на все это, не возникает ни малейших сомнений в том, что Арнольд продолжает быть одним из самых изумительных физических созданий на этой планете. У него обнаружилась потрясающая способность выгодно показывать себя, независимо от того, в одежде он или раздет. Фактически люди теперь говорят, что его очарование было столь сильным, что он вызывал вздохи восхищения, даже просто войдя в помещение. Это, конечно же, следствие природной харизмы Арнольда, а также его практики по созданию у людей позитивных вибраций души. В ходе последнего конкурса Mr. Olympia, в котором он участвовал и который проходил в Австралии, выяснилось, что он не имел возможности тренироваться более пяти или шести недель перед соревнованием. Тем не менее, он принял решение, что должен сделать еще один победный «выстрел» на Олимпии. Примерно на середине всей судейской процедуры он понял, что его фигура не является столь же хорошей, какой была всегда. После беседы с Джо Гоулдом, сказавшего ему, что предполагает, будто Арнольд определенно станет одним из лучших трех призеров, Шварценеггер, как говорится, «отпустил все тормоза» и буквально вынудил судей и в этот день отдать ему титул Mr. Olympia. Он включил все свое обаяние и стал проецировать такой позитивный облик, что судьи едва поглядывали в сторону других атлетов, находящихся на сцене в тот день. Арнольд Шварценеггер вырвал титул у таких атлетов, как Хрис Дикерсон, Фрэнк Зейн, Бойер Коэ и Майк Ментзер. Позднее Арнольд признавал, что это воздействие на аудиторию в ходе судейских раундов было самой трудной задачей, которую ему приходилось решать за всю жизнь. Остается только восхищаться этим человеком.
Как же можно усовершенствовать свое позирование? Что же, давайте начнем с того, что в нашей спальне или ванной есть большое зеркало и мы отрабатываем вольную программу. Если нужно, установите переносную лампу над головой в паре метров перед собой, чтобы создать впечатление сценического освещения. Работайте над позами, которые в принципе отвечают вашему специфическому типу сложения. Не бойтесь пробовать новые позиции тела, даже если поначалу они могут казаться вам совершенно невыгодными. Нет сомнений в том, что слабая поза может стать сильной, если ее отработать до автоматизма и совершенства. Одно время Фрэнк Зейн ненавидел позу «широчайшие мышцы спереди». Он просто выглядел не особенно хорошо, выполняя ее, и проиграл пару конкурсов, потому что это не была одна из его лучших поз. В середине 70−х годов, тем не менее, он решил, что обязан овладеть искусством показа напряженных широчайших мышц, и без устали практиковал эту позу. Результат: она стала одной из его суперпоз, в ней он смог конкурировать с любым другим бодибилдером на планете. Регулярное позирование будет помогать делать более выразительной всю вашу вольную программу. Позирование «обостряет» детали рельефа ваших бедер, добавляет «полосатости» нижним частям бедер и трицепсам, делает четким рисунок зубчатых мышц и усиливает исчерченность мышц спины. Позирование, иными словами, поднимает вверх уровень мышечной детализации. Это особенно справедливо применительно к грудным мышцам. Когда их постоянно напрягают, то развивается такое их деление и исчерченность, которого человек, не позирующий систематически, повторить на сцене не в состоянии. Самир Банну известен своей привычкой регулярно позировать. На самом деле среди профессионалов ходила шутка, будто Самир приспускает штаны вместо того, чтобы приподнимать шляпу, даже в гастрономическом магазине, чтобы показать развитие своих бедер. Верно, что Самир один из самых горячих пропагандистов бодибилдинга. Поскольку он всегда чувствует, что находится в своей лучшей форме, то будет показывать своим поклонникам и друзьям мышцы в любое время, днем или ночью! Многие люди справедливо полагают, что изумительная круглогодичная, почти соревновательная его форма, является именно результатом постоянной практики позирования Самира в данной манере.
Кто является лучшим позером сегодняшних дней? Канадка Негрита Джейд была одной из наиболее талантливых людей в позировании в 90−х годах. Она буквально писала романы своим позированием и выражением лица, движениями губ. Она будила наше чувство юмора, добиваясь искрящейся демонстрации сценического обаяния. Ли Лабрада это еще один атлет, который перед нами именно позирует, а не рассказывает романы, но его позиции столь сильно «включены» и столь совершенно рассчитаны, что его нужно считать одним из лучших в мире артистов демонстраторов своего сложения. Ли плавно входит в каждую позу и держит ее столь совершенным образом, что в одно время он неизменно выигрывал все раунды позирования на любом соревновании, в котором участвовал. Очень оригинальным позером является Тони Пирсон. Когда он
Еще одним человеком, у которого очень красивое лицо и потрясающие общие очертания тела, является Боб Пэрис. Его позирование не похоже на программу ни одного бодибиддера. Конечно, он рискует в своем позировании и выполняет достаточно нетрадиционные позы, которые порой почти шокируют судей по причине их оригинальности. И все же Боб Пэрис должен быть назван одним из лучших позеров в бодибилдинге.
Канадец Стив Брисбуа располагает явной сценической харизмой, которая вывела его в число лучших десяти позеров нынешнего времени. Стив позирует в манере, подобной стилю Мохамеда Маккави. Однако он привнес туда такую составную часть, как способность быстро перемещаться в особенных танцевальных ритмах, если почувствует, что нужна смена темпа позирования.
Порой отчетливо видишь, что позирование не принесло атлету тех баллов, на которые он мог бы рассчитывать на культуристическом соревновании. Например, довольно часто лучшие позеры не выигрывают раунд позирования. Этот раунд часто выигрывает тот человек, который лучше других сложен и который выигрывал предыдущие раунды. При этом он, даже не будучи хорошим позером, создает у судей впечатление, будто именно он (или она) должен оказаться победителем раунда позирования. Это впечатление возникает только благодаря его физической структуре и хорошему мышечному развитию. С другой стороны, я видел множество совершенно противоположных ситуаций, когда человек, который не котировался особенно высоко после раунда обязательных поз, во время исполнения вольной программы и раунда заключительного позирования показывал такое восхитительное сценическое искусство, что в итоге выигрывал это соревнование.