Сегодня 19 апреля 2024
Медикус в соцсетях
 
Задать вопрос

ЗАДАТЬ ВОПРОС РЕДАКТОРУ РАЗДЕЛА (ответ в течение нескольких дней)

Представьтесь:
E-mail:
Не публикуется
служит для обратной связи
Антиспам - не удалять!
Ваш вопрос:
Получать ответы и новости раздела
24 августа 2002 17:00   |   Титаренко Инесса, Нижний Новгород Руководители: профессор НГМА, доктор медицинских наук А.А. Ильин преподаватель биологии школы № 156 Мазура О.П.

Роль санитарного просвещения в формировании навыков гигиены полости рта (щетки для языка и зубов)

 
Актуальность проблемы. Самым распространенным недугом среди жителей нашей планеты является кариес. Кариесом страдают почти все — от 80 до 95 процентов человечества.
В медицине издавна существует классификация болезней человека. Как правило, воспалительные заболевания обозначаются добавлением к латинскому названию пораженного органа окончания “ит” — бронхит, гепатит, пародонтит и т. д. Однако существуют и исключения, к которым относится и слово кариес, которое в буквальном смысле означает “костоеда”. Вполне очевидно, что никакого представления о природе патологических изменений это слово не дает. Тем не менее оно прочно укоренилось в литературе по стоматологии и нет необходимости искать замену этому термину. Кариес зубов определяется как прогрессирующее размягчение и разрушение твердых тканей зуба после его прорезывания, ведущее к образованию полости. Кариес зубов известен человечеству с давних времен. Исследователей постоянно интересовала причина его возникновения. Выдвигалось множество теорий. Однако до настоящего времени точный механизм развития кариозного процесса до конца не изучен. В то же время накопленные данные, особенно за последние годы, позволили выяснить ведущие причинные факторы, приводящие к возникновению кариеса зубов. А если известны причины развития, то должны быть ясны и пути профилактики столь широко распространенного заболевания. Сегодняшних знаний, полученных в результате многолетних кропотливых исследований ученых, достаточно для того, чтобы предупредить разрушение зубов или приостановить кариозный процесс, если на зубе еще не имеется дефекта.
По своей распространенности с кариесом зубов могут соперничать болезни пародонта. Термин пародонт обозначает комплекс околозубных тканей, включающий десну, периодонтальные связки, костную ткань челюстей, расположенную вокруг зубов, и цемент зуба, покрывающий его корень. Болезни пародонта отличаются хроническим течением и при отсутствии надлежащего своевременного лечения приводят к серьезным последствиям. К наиболее распространенным заболеваниям пародонта относятся гингивит и пародонтит. На вопрос о причинах развития заболеваний пародонта нельзя ответить однозначно, так как они формируются под влиянием многочисленных общих и местных факторов. Основой профилактики заболеваний пародонта, как и кариеса, является предупреждение и устранение (по возможности в наиболее ранние сроки) действия общих и местных причин и ситуаций, способствующих развитию этих широко распространенных заболеваний. Ведущая роль в этиологии этих патологических процессов принадлежит зубному налету и микрофлоре полости рта.
 
В настоящее время известны основные причины развития кариеса зубов, представляющего местное, постоянно прогрессирующее их разрушение, которое начинается с растворения поверхностного слоя эмали. Развитие кариеса — результат взаимодействия трех факторов: микроорганизмов, характера питания человека и устойчивости эмали зубов. Микроорганизмы, находясь на поверхности эмали зуба, при расщеплении углеводов зубной бляшки, покрытой мягким зубным налетом, образуют кислоту, которая и приводит к разрушению зуба. Кроме того, зубной налет, содержащий микроорганизмы, слущенные клетки слизистой оболочки, лейкоциты, белки слюны, представляет большую опасность для десен, что связано с раздражающим действием продуктов распада в результате жизнедеятельности микроорганизмов. Одни микроорганизмы выделяют вредные вещества эндотоксины, повреждающие ткани десны, другие производят особые ферменты, губительно действующие на соединительную ткань пародонта, несколько видов микроорганизмов вырабатывают ферменты, нарушающие целостность поверхностного слоя слизистой оболочки полости рта — эпителия, вследствие чего эндотоксины легко проникают вглубь тканей пародонта.
Мягкий зубной налет образуется в течение нескольких часов после чистки зубов, может быть частично смыт струей воды с поверхности зубов. Зубная бляшка не удаляется при полоскании полости рта. С помощью липких веществ бляшка плотно фиксируется к пелликуле зуба, а молочная кислота, содержащаяся в порах зубной бляшки, вызывает растворение эмали — деминерализацию. Лишь с помощью зубной щетки и пасты зубную бляшку можно удалить с поверхности зуба и только в доступных для средств гигиены участках зуба. Через 8 часов после чистки зубов зубная бляшка появляется вновь. Чем хуже гигиеническое состояние полости рта, тем лучшие условия создаются для роста зубной бляшки, а следовательно, для развития кариеса и воспалительного процесса в пародонте (7).
Для сохранения здоровой полости рта необходимо поддержание ее в хорошем гигиеническом состоянии, что обеспечивает основные физиологические процессы в полости рта: жевание, пищеварение, самоочищение, минерализацию. Обеспечение должного уровня гигиены полости рта каждого человека путем обучения его правилам и методам ухода за ней является важной социальной и медицинской задачей. Цель гигиены полости рта — очищение ее от остатков пищи, зубного налета, детрита, микрофлоры, а также введение в полость рта средств, положительно влияющих на ее органы и ткани.
 
С незапамятных времен еще древним людям приходилось прибегать к различным подручным средствам для удаления из зубов остатков пищи. Первые цивилизованные зубные щетки появились гораздо позже в Древнем Египте. Данная прародительница зубных щеток представляла собой палочку с опахалом с одного конца и заостренным кончиком с другого. Уже в тот период пытались создать унифицированное средство гигиены полости рта — гибрид зубной щетки и зубочистки. За весь период эволюции зубной щетки должно было произойти немало открытий, связанных с заболеваниями полости рта, прежде чем появилась современная наука стоматология и появилась сформированная многофункциональная зубная щетка.
К ним относятся: Папирус Эберса — из всех гигиенических мероприятий, описанных в нем, для полости рта рекомендуется только натирание зубов луком, что делало их белыми и блестящими. 30 — 20 век до н. э. — в Китае для гигиены полости рта использовали деревянные палочки, расщепленные на концах в виде кисточки, а также металлические зубочистки и скребки для языка. 20 век до н. э. — в Вавилоне впервые появляется упоминание о гложущем зуб черве. 7 век до н. э. — методика гигиены полости рта индийского врача Сушрута: “Встав рано со сна, следует почистить зубы щеткой. Щетка делается из свежей, не тронутой червями, ветки дерева или куста без узлов, длиной в 12 пальцев и толщиной в мизинец, которая зубами расщепляется на конце в виде кисточки. Кроме щетки ежедневно применяется также мед, растительные масла. Каждый зуб чистится отдельно, причем следует избегать повреждения десны.” 6 — 5 век до н. э. — центрами культуры становятся Греция и Рим, в них процветает и медицина. Гиппократ (5 век до н. э.) сделал первое описание зубных болезней. 2 — 3 век н. э. — в Талмуде мы находим, что иудеи для чистки зубов использовали палочку пахучего дерева, расщепленную на конце в виде кисточки. Эпоха арабской медицины распространялась на период 8 — 12 веков. В соответствии с Кораном арабы чистили зубы несколько раз в день по установленному ритуалу с помощью miswak — палочки из ароматного дерева с расщепленным наподобие кисточки концом и зубочистки chital — из стебля зонтичного растения, а также время от времени натирали зубы и десны розовым маслом, миррой, квасцами, медом.
Великий хирург 16 века Амбруаз Паре рекомендовал тщательную гигиену полости рта: удалять с зубов всякие остатки пищи сразу после еды; необходимо удалять зубной камень, так как он действует на зубы, как ржавчина на железо; после удаления камней с зубов рот надо прополоскать спиртом или слабым раствором азотной кислоты. Для отбеливания зубов использовались чаще всего слабые растворы азотной кислоты. 17 век — Левенгук, изобретатель микроскопа, обнаружил микроорганизмы в налете зубов.
Эти вехи из истории гигиены полости рта позволяют создать впечатление о многотрудном становлении гигиены полости рта — как важной и значимой процедуры, неотъемлемой для поддержания здоровья зубов (11) (приложение, таблица 1).
 
Основным индивидуальным предметом (инструментом) гигиены полости рта является зубная щетка. Существует множество разновидностей зубных щеток в зависимости от конструкции и материалов. Основные требования, которым должна отвечать любая зубная щетка — это очищающая способность и безвредность для полости рта. Конструктивно зубная щетка состоит из ручки и головки. Лучшим является соединение ручки с головкой под углом, что соответствует овалу зубной дуги и позволяет обойти угол рта при чистке зубов. Существуют также различные варианты оформления ручки зубной щетки, позволяющие лучше удерживать ее в руке и манипулировать в полости рта. Зубные щетки для детей должны иметь достаточно объемную ручку, облегчающую удержание щетки в руке. Материалом, из которого изготавливают зубные щетки, чаще всего служат различные пластмассы.
Головка зубной щетки может иметь различную форму: прямоугольную, овальную, треугольную, ромбовидную и др. Величина головки, т. е. длина рабочей части щетки, подбирается индивидуально, как правило, равна ширине 2 -3 боковых зубов. Для детей 5−летнего возраста — не более 2 см, через год — 2,5 см, с 8 до 10 лет — 2,5 — 3 см, после 11 лет — 3 см.
На головке зубной щетки располагаются ряды пучков щетины. Применяется щетина из искусственных волокон (нейлон, дедерон, перлон, сетрон, полиуретан и др.). Не рекомендуется пользоваться зубными щетками с натуральной щетиной, так как в натуральных щетинках имеется срединный канал, который легко заполняется водой и микроорганизмами, поверхность волосков неровная, пористая с заусеницами, а кончики их не поддаются обработке. Этих недостатков лишены искусственные волокна. Щетина зубных щеток различается по жесткости на 5 степеней: очень мягкая, мягкая, средняя, жесткая, очень жесткая. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуются щетки с очень мягкой и мягкой щетиной. Для детей среднего и старшего школьного возраста — щетки средней жесткости. Взрослым людям со здоровыми зубами и пародонтом — зубные щетки средней жесткости и жесткие. При наличии плотного, плохо отделяемого налета рекомендуются щетки с очень жесткой щетиной.
Наиболее рациональным считается расположение пучков щетинок в зубной щетке в параллельных рядах на расстоянии 2−2,5 мм друг от друга. Более густая и плотная кустопосадка затрудняет уход за щеткой и мешает проникновению щетинок в углубления зубов и межзубные промежутки. Высота щетинок не должна превышать 10−12 мм. Оптимальной подстрижкой щеточного поля считается зубчатая, при которой краевые щетинки короче, чем центральные. Такая конструкция рабочей части щетки дает возможность длинным щетинкам входить во все углубления и очищать их. Щетку следует содержать в чистоте. После чистки зубов ее надо промыть под струей воды, тщательно удаляя остатки пищи, зубной пасты и зубного налета, и поставить сохнуть в стакан головкой кверху. Зубная щетка является предметом строго индивидуального пользования. Реальный срок службы щетины равен 1 — 4 мес.
Особой разновидностью зубных щеток являются электрические зубные щетки, которые совершают во много раз больше вибрационных чистящих движений, чем при ручной чистке зубов. Дополнительно производится вибрационный массаж слизистой оболочки десны, улучшающий кровообращение и способствующий усилению обменных процессов в тканях полости рта. В связи с этим показаниями для применения электрической зубной щетки являются застойные явления в тканях десны, начальные стадии заболеваний пародонта.
 
В связи с тем, что, несмотря на различные конструктивные ухищрения, зубные щетки не обеспечивают полной очистки контактных поверхностей зубов и межзубных промежутков, применяются дополнительные предметы гигиены полости рта.
Для удаления остатков пищи до чистки зубов применяют зубочистки и зубные нити (флоссы), для более тщательного удаления зубного налета после чистки зубов — также нити. Зубные нити различают вощеные и невощеные, по форме — плоские и круглые. Плоские вогнутые удобнее, так как лучше проникают в межзубные промежутки. Существуют специальные нити, пропитанные кариеспрофилактическими веществами: 2% раствором натрия фторида и импрегнированные 0,5% — 1% раствором хлоргексидина. Для удержания нитей существуют специальные держатели.
Зубочистки делают из пластмассы, дерева, слоновой кости и т.п. По форме они бывают треугольные, плоские, круглые. Зубочистки, изготовленные из особых пород деревьев (эвкалипт и др.) обладают дезинфицирующими и дезодорирующими свойствами. Деревянные зубочистки являются одноразовыми.
Использование зубочисток и флоссов показано при наличии промежутков между зубами или отсутствии плотного межзубного контакта у детей со второй фазы сформированного прикуса временных зубов (4 года) до окончания смены зубов; у взрослых с заболеваниями пародонта.
Правила пользования флоссами: 1.Нить всегда должна быть в контакте с поверхностью зуба, ее вытягивают у основания десневой борозды. 2.С помощью нескольких движений нити назад и вперед, вниз и вверх удаляют мягкие зубные отложения с контактной поверхности зуба. Процедуру повторяют до тех пор, пока не будут очищены боковые поверхности зубов.
Правила пользования зубочистками: 1.Зубочистки помещают под углом 450 к зубу, конец зубочистки находится в десневой борозде, а сторона ее прижата к поверхности зуба. 2.Кончик зубочистки двигают вдоль зуба от десны к режущему краю зуба.
 
 
Зубная щетка любой конструкции является лишь предметом, инструментом гигиены полости рта, а средством, очищающем зубы от зубного налета, является зубная паста.
Еще недавно ассортимент зубных паст был небольшим и состоял в основном из отечественных паст и продукции из Болгарии и Индии. В последние годы ситуация кардинально переменилась, и продукция ведущих мировых фирм по производству средств гигиены полости рта представлена на российском рынке. Несмотря на это, вопрос ”Чем чистить зубы?” остается по-прежнему самым задаваемым на приеме у стоматолога.
Основными компонентами зубной пасты являются абразивный наполнитель (химически чистый осажденный мел, дикальций-фосфат, трифосфат кальция, метафосфат натрия, силикат алюминия и др.), поверхностно-активные вещества (лаурилсульфат натрия, лаурилсаркозинат натрия), антисептик-консервант (пропиловый эфир параоксибензойной кислоты), отдушки, вкусовые добавки, эфирные масла и пищевые эсенции. Кроме этих обязательных компонентов в пасту вводят различные лечебно-профилактические добавки. В зависимости от того, введены ли подобные добавки, пасты разделяют на две большие группы: гигиенические или профилактические и лечебно-профилактические. Лечебно-профилактические пасты по их преимущественному эффекту действия делят на противокариозные и противовоспалительные.
К гигиеническим зубным пастам относятся: “Экстра”, “Мятная”, “Фреш-минт”, “Апельсиновая”, “Олимп”. Отдельно выделяется подгруппа детских гигиенических паст: “Карлсон”, “Петрушка”, “Буратино”, “Дракоша”.
Лечебно-профилактические зубные пасты в зависимости от входящих в их рецептуру биологически активных компонентов можно разделить на отдельные подгруппы, обладающие одинаковым или сходным действием (3) (приложение, таблица 2).
Зубные пасты, содержащие растительные препараты, оказывают активное антисептическое, противовоспалительное действие наряду с хорошим очищающим и дезодорирующим эффектом.
Зубные пасты, содержащие различные соли и минеральные компоненты, оказывают благоприятное действие на ткани пародонта, способствующие улучшению кровообращения, в определенной степени активируют обменные процессы.
Пасты с повышенным очищающим действием содержат ферменты, оказывают повышенное очищающее действие за счет растворения белково-липидной основы мягких зубных отложений, не влияя отрицательно на эмаль зуба. За счет лучшей очистки поверхностей зубов ферментосодержащие зубные пасты способствуют физиологическим процессам реминерализации эмали и в известной степени оказывают противокариозное действие.
Зубные пасты, содержащие препараты фтора, широко применяются для местной профилактики кариеса зубов. Противокариозное действие фторсодержащих паст объясняется прежде всего тем, что фториды, применяемые местно, увеличивают резистентность эмали. Проникновение ионов фтора в структуру эмали создают более прочную систему фторапатита, способствует фиксации фосфорно-кальциевых соединений в твердых тканях зуба, а кроме того, препараты фтора подавляют рост микрофлоры мягкого зубного налета. Наиболее активно противокариозное действие фтористых паст проявляется в период созревания эмали зубов, т. е. в детском возрасте..
Фторсодержащие пасты должны назначаться врачом индивидуально в зависимости от условий того или другого региона страны.
Зубные пасты, содержащие фосфаты и другие минеральные препараты, применяются для местной профилактики кариеса. Фосфаты и ионы кальция активно проникают из пасты в ткани зуба. Включение фосфата и кальция в эмаль и дентин зубов способствует укреплению минеральной структуры этих тканей.
В отличие от фторидов фосфорно-кальциевые препараты достаточно эффективны не только в период созревания эмали зубов (т.е. в детском возрасте), но и в более поздние сроки. Рекомендуется чистку зубов этими пастами дополнять аппликациями пасты на зубы в течение 10 — 15 минут в виде курса процедур (15 — 20 процедур каждые полгода) (12).
Зубные пасты, содержащие биологически активные добавки, различны по своим свойствам и биологическому действию. Так зубные пасты “Ягодка” и “Бороглицериновая” содержат 7 — 10% бороглицерина, что обеспечивает их выраженное действие на грибковую и бактериальную микрофлору в терапии грибковых стоматитов. “Прополисовая” зубная паста, “Пчелка” содержит натуральное пчелиное маточное молочко, успешно применяются при лечении заболеваний пародонта, слизистой оболочки полости рта, для чистки зубов и аппликаций.
В настоящее время велик ассортимент зарубежных зубных паст. Среди них существуют другие группы: содосодержащие зубные пасты, отбеливающие зубные пасты, зубные пасты для чувствительной эмали.
Ведущие мировые производители зубных паст “Aquafresh”, “Macleans”, “Blend-a-med”, “Colgate” продают на российском рынке содосодержащие пасты этих марок. Отбеливающие зубные пасты представлены: “Denivit”, “Colgate whitening”, “Aquafresh whitening”. Основными представителями зубных паст для чувствительной эмали являются: “Sensodyne F”, “Sensodyne C”, “Oral B sensitive”.
В последние годы в ассортименте зубных паст появились так называемые безабразивные средства — гелеобразные прозрачные зубные пасты, получаемые на основе соединений окиси кремния, обработанных специальным способом. Гели рекомендуются для ежедневного ухода за полостью рта детям, а также лицам с наклонностью к патологическому стиранию твердых тканей зубов и повышенной их чувствительности. Для повышения реминерализующего эффекта рекомендуется при вечерней чистке зубов вначале почистить зубы абразивной пастой, затем после полоскания рта на чистые зубы с помощью зубной щетки нанести гель и оставить его на зубах без дополнительного полоскания.
В настоящее время на рынке средств для гигиены полости рта появились новые продукты — группа вспомогательных средств гигиены полости рта, представляющая собой разновидность зубной пасты, которая разводится небольшим количеством воды и превращается в ополаскиватель для зубов. Ополаскиватель соединяет в себе активные компоненты зубной пасты против кариеса и пародонтита, образования зубного камня.
 
В целях гигиены полости рта непосредственно после еды предлагается использовать жевательные резинки (ЖР). В последнее время все больше стало появляться статей и разработок, посвященных изучению влияния жевательных резинок на состояние ротовой полости. В то же время последние работы показали, что в результате неправильного пользования жевательными резинками могут возникать различные патологические состояния: аллергические реакции, опухоли слюнных желез; надувание резинки нарушает прикус у детей; более широкий размах боковых движений нижней челюсти вызывают явления мышечной усталости, дисфункции височно-нижнечелюстного сустава; развитие застойных явлений в тканях пародонта; увеличивается внешнее давление круговой мышцы губ на зубы и др (8).
Некоторые важные параметры жевательных резинок и отношение к ним в зависимости от источника приведены в приложении (таблица 3) (10).
Член-корреспондентом ПАНИ С.Б. Улитковским предложена классификация жевательных резинок (приложение, таблица 4) (10).
Данная классификация строится по принципу смены поколений от более простых сахаросодержащих ЖР 1−го поколения, от которых постепенно отказались из-за их кариеспровоцирующих свойств, связанных с микробной утилизацией сахаров в кислоту. Именно поэтому они названы ложногигиеническими, т.е. с одной стороны, способствуют удалению налета, но не препятствуют его образованию опять за счет повышенного содержания сахаров. Следующее поколение является чисто гигиеническим, с хорошими дезодорирующими свойствами. Жевательные резинки, относящиеся к 3−му и 4−му поколениям, имеют значительно более сложную химическую структуру, в их состав входят несколько видов сахарозаменителей, а также компоненты, способствующие более эффективному удалению налета и зубной бляшки, препятствующие их формированию на твердых поверхностях зубов, за счет чего достигается “отбеливающий” эффект. Однако, все отрицательные качества, свойственные всем предыдущим поколениям ЖР, сохраняются.
Учитывая указанные обстоятельства, были предложены правила употребления ЖР. Для них был предложен термин ”культура потребления жевательных резинок” по аналогии с “культурой потребления углеводов”. Под этой культурой подразумеваются следующие принципы: 1.Использовать ЖР не более, чем в течение 15 — 20 минут и только после приема пищи. 2.Не употреблять ЖР повторно. 3.Не передавать использованную ЖР другим лицам. 4.Не надувать из ЖР “пузырей”. 5.Не использовать ЖР, не сертифицированные Минздравом России. 6.Желательно при регулярном употреблении ЖР проконсультироваться у стоматолога (8).
Выбор предметов и средств гигиены полости рта осуществляется индивидуально, в зависимости от состояния органов полости рта, гигиенического состояния органов полости рта, гигиенического состояния, возраста, климато-географических особенностей места проживания, условий питания и труда человека (4).
 
 
Центральным звеном, на котором замыкаются все предлагаемые в настоящее время методы предотвращения заболеваний органов и тканей полости рта, является формирование здорового образа жизни. Гигиеническое воспитание является важнейшим из всех известных направлений профилактики в стоматологии и включает 2 раздела: санитарно-просветительную работу и обучение методам гигиены полости рта. Санитарное просвещение согласно ВОЗ — это базовый метод профилактики, состоящий из распространения медицинских и гигиенических знаний, а также воспитания у широких масс населения гигиенических навыков с целью сохранения и укрепления их здоровья и повышения санитарной культуры (1, 9).
Санитарно-просветительная работа в своей основе подразделяется на 2 основные формы: пропаганда медицинских знаний (очная форма) и агитация за соблюдение медицинских правил и методов здорового образа жизни (заочная форма). По видам и организационным формам санитарно-просветительная работа подразделяется на массовую, групповую, индивидуальную и целевую.
Санитарно-просветительную работу необходимо подразделять на активные (очные) и пассивные (заочные) формы. Преимуществом активных форм работы является непосредственная взаимосвязь и взаимодействие. Наиболее эффективными формами санитарно-просветительной работы являются лекции, выступления, уроки, беседы, которые должны быть дифференцированы по целям и содержанию в зависимости от возраста детей (6). К пассивным методам относятся издание научно-популярной литературы, статей, информационных листовок, памяток, плакатов, санбюллетеней, проведение выставок и т.д.
Особого подхода требует такая работа с детьми. В работе участвуют 4 основные группы заинтересованных лиц: медицинские работники, педагогический коллектив, родители и сами дети.
 
Уроки профилактики по темам:
“Анатомия, физиология и значение зубочелюстной системы”,
“Способы и средства гигиены полости рта”,
“Значение рационального питания в профилактике стоматологических заболеваний”
 
Гигиеническое обучение и воспитание школьников осуществлялось у группы школьников (106 детей — 55 (51,8%) мальчиков и 51 (48,2%) девочек) в возрасте 8−9 лет в период с января 1999 г. по декабрь 1999 г. на уроках охраны здоровья во 2 классе и при изучении соответствующего раздела природоведения в 3 классе. Было проведено несколько уроков здоровья в каждом из четырех классов (всего 106 детей) по темам: “Анатомия, физиология и значение зубочелюстной системы”, “Способы и средства гигиены полости рта”, “Значение рационального питания в профилактике стоматологических заболеваний”. Уроки проводились в форме беседы в течение 25 минут с последующими ответами на вопросы. Контроль гигиенических навыков проводился школьным стоматологом после обучения детей в форме контролируемой чистки зубов.
С целью более четкого усвоения правил гигиены полости рта были подготовлены демонстрационные пособия: плакаты, демонстрирующие правильные и последовательные движения зубной щетки, плакат “Строение зуба”. В отдельный плакат выделены правила пользования жевательной резинкой, учитывая, что дети этой возрастной группы являются наиболее активными потребителями жевательной резинки. Также был подготовлен плакат “Как сохранить зубы здоровыми и красивыми”, содержащий рекомендации по гигиене полости рта и питанию.
Уроки здоровья состояли из вступления, главной части и заключения. Вступление включало сообщение названия темы и состояло в форме поиска ответов на вопросы. Например, урок здоровья по теме: “Анатомия, физиология и значение зубочелюстной системы” начинался со следующих слов: Какой можно дать ответ на самый простой вопрос: сколько зубов должно быть у человека. Молочных или временных, — двадцать (восемь резцов, четыре клыка и восемь коренных), а постоянных тридцать два (из них коренных уже двенадцать). В возрасте от 6 месяцев до двух с половиной лет прорезываются молочные зубы. Затем наступает очередь постоянных зубов — в 5 — 6 лет прорезываются первые большие коренные зубы, в 6 — 8 лет центральные резцы, в 8 — 9 лет — боковые резцы, в 9 — 10 первые малые коренные зубы, затем в 11 — 12 вторые малые коренные зубы, в 10 — 13 — клыки, в 12 — 13 лет — вторые большие коренные зубы. Третьи большие коренные зубы или зубы мудрости могут вообще не прорезаться. Каждому зубу отведена своя роль. Передние резцы и клыки — откусывают, поэтому и форма их соответствующая — с острыми режущими краями; боковые большие и малые коренные зубы — измельчают пищу, у них большая жевательная поверхность. И стоит выпасть хотя бы одному из зубов, как это непременно скажется или на работе желудка, или на речи, или на красоте улыбки.”
Главная часть выступления раскрывала тему беседы. Так в теме “Способы и средства гигиены полости рта” в главной части раскрывался тезис: “В настоящее время существует множество моделей зубных щеток. Каждая щетка состоит из ручки и рабочей части — головки с посаженными в нее кустиками щетинки. В настоящее время лучше использовать зубную щетку с синтетической щетиной, изогнутой ручкой, средней жесткости, краевые щетинки находятся ниже, чем центральные. Зубная щетка легко загрязняется, поэтому ее нужно содержать в абсолютной чистоте. После чистки зубов щетку следует промыть под струей теплой воды, тщательно вымыть и намылить. Перед чисткой зубов мыло смывают. Хранить ее нужно так, чтобы она могла хорошо высохнуть в стакане головкой кверху. Заменять щетку на новую следует через 3 — 4 месяца.”
Последняя часть выступления — заключение, где проводилось подведение итогов всего выступления в виде основных идей с целью закрепления сказанного, усиления впечатления, вызова готовности к определенным действиям и поступкам. Например: “Еще раз необходимо определить правила наиболее эффективной чистки зубов: 1.Чистка зубов утром после завтрака и вечером перед сном. 2.Зубы каждой челюсти очищают отдельно. 3.Первое движение зубной щеткой от десны к краю коронки зуба на нижней челюсти и верхней челюстях. 4.Затем возвратно-поступательными движениями зубной щетки совершают очистку по жевательной поверхности верхней и нижней челюстей. 5.После смыкания челюстей завершается чистка зубов круговыми движениями зубной щетки, захватывая зубы и десну. Всего 300 движений, 3 — 4 минуты. 6.Тщательно прополаскивать полость рта после чистки зубов (чередуя прохладную и теплую воду). Лучше набрать в рот воду, при сжатых зубах несколько раз под давлением пропустить воду сквозь плотно сомкнутые зубы” (3).
Во время выступления использовался подготовленный демонстрационный материал. В дальнейшем использование плакатов предусмотрено во время уроков природоведения и биологии, а также школьным стоматологом.
 
Оценка состояния твердых тканей зубов и определение гигиенического индекса у школьников 8 -9−летнего возраста
 
Объективное определение состояния твердых тканей зубов и тканей пародонта, а также определение гигиенического индекса проводилось школьным стоматологом во время профилактических осмотров и лечения школьников, среди которых проводилась санитарно-просветительная работа.
С целью выявления интенсивности поражения зубов кариесом определялся индекс КПУ+кп, где буквой К обозначается количество кариозных зубов, П — количество леченных (пломбированных) зубов, У — удаленных или подлежащих удалению зубов Сумма К+П+У всех пораженных и утраченных зубов характеризует интенсивность кариозного процесса у конкретного пациента. В период сменного прикуса интенсивность кариеса выражается индексом КПУ+кп (кп — число кариозных и пломбированных молочных зубов). Диаграмма 1 демонстрирует индексы КПУ+кп у исследуемой группы в 1998 и 1999 гг. соответственно.
Диаграмма 1. Индекс КПУ+кп
 
 
Для оценки состояния гигиены полости рта использовался гигиенический индекс Федорова-Володкиной. В основу его положена полуколичественная (балльная) оценка площади вестибулярных поверхностей, окрашенных раствором Люголя шести передних зубов нижней челюсти — резцов и клыков. 1 — окрашивание отсутствует; 2 — окрашивание ј поверхности коронки зуба; 3 — окрашивание Ѕ поверхности коронки зуба; 4 — окрашивание ѕ; 5 — окрашивание более ѕ или всей коронки зуба. Затем находят среднюю арифметическую путем деления суммы баллов окраски всех зубов на их число. Гигиеническое состояние полости рта характеризуется в зависимости от величины гигиенического индекса в баллах: 1,1 — 1,5 — хорошее; 1,6 — 2,0 — удовлетворительное; 2,1 — 2,5 — неудовлетворительное; 2,6 — 3,4 — плохое; 3,5 — 5,0 — очень плохое.
Диаграмма 2 демонстрирует гигиенические индексы у исследуемой группы в 1998 — 1999 гг. соответственно.
 
 
 
 
 
 
 
С целью выявления уровня мотивации к поддержанию стоматологического здоровья детей было проведено анкетирование родителей школьников. При анализе анкет было установлено, что 64,5 % родителей лишь иногда проверяют как ребенок чистит зубы, 11,3% — никогда не проверяют, только 24,2% родителей делают это регулярно.85,5% родителей считают, что использование зубных паст с фтором может улучшить состояние зубов, 14,5% — не придерживаются этого мнения.Посещать стоматолога 2 раза в год (даже если ребенка не беспокоит боль) считают необходимым 85,5% родителей; 12,9% делают это лишь при жалобах ребенка на боль; 1,6% посещают стоматолога лишь при направлении врачей других специальностей. Лишь 38,7% родителей считают, что зубную пасту для ребенка должен подбирать стоматолог, а 61,3% считают это необязательным.
80,6% анкетируемых считают, что снижение уровня употребления сладостей способствует улучшению состояния зубов, 19,4% — не придерживаются этого мнения. Из 106 опрошенных 92,5% считают важным состав зубной пасты в профилактике кариеса, 7,5% — не разделяют это мнение.
32,3% родителей твердо знают, что их ребенок ежедневно 2 раза чистит зубы, 38,7% в этом не уверены, 29% не знают, чистит или нет. 64,5% родителей знают, что у ребенка есть кариес, 35,5% считают, что нет.
 
Улучшить состояние зубов путем правильной гигиены считают возможным 93,5%, 6,5% — считают невозможным.
 
 
 
Данные, полученные при обследовании стоматологом школьников, были обработаны методом вариационной статистики. Для этого были составлены и в процессе исследования заполнены статистические таблицы. В таблицы были внесены данные по КПУ+кп и гигиенического индекса исследуемой группы школьников. Эти данные фиксированы стоматологом в индивидуальной карте школьника. Показатели КПУ+кп представлены в таблице 1.
 
Значения КПУ+кп у исследуемой группы школьников в 1998 и 1999 гг.
 
Годы
Значение КПУ+кп
 
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
12
Всего
1998
3
4
15
15
15
11
17
9
10
2
2
3
106
1999
2
3
16
14
15
16
14
10
9
3
3
2
106
 
В таблице 2 фиксированы показатели гигиенического индекса исследуемой группы школьников в динамике за 1998 — 1999 гг.
Таблица 2.
 
Значение гигиенического индекса у исследуемой группы школьников 1998 и 1999 г.
 
Годы
Значение гигиенического индекса
 
1
2
3
4
Всего
1998
68
13
20
5
106
1999
84
11
9
2
106
 
На основании полученных данных были составлены вариационные ряды по показателям КПУ+кп и гигиенического индекса, проведена их статистическая обработка с соблюдением требований к составлению вариационных рядов. На основании составления вариационных рядов были проведены вычисления среднего уровня показателей. Средний уровень показателя измеряют средние величины: 1.Мода (Мо) — самая частая варианта. 2.Медиана (Ме) — варианта, расположенная посередине ряда. 3.Среднеарифметическая М, вычисляемая как средневзвешенная по способу моментов. На основании получения средних величин было проведено с целью выяснения критериев разнообразия КПУ+кп и гигиенического индекса в исследуемой группе: вычисление среднеквадратичного отклонения G, которое учитывает разнообразие всех вариант со знаком «+» или «-» и вычисление коэффициента вариации Сv. Далее с помощью полученных значений среднеквадратичного отклонения для каждого из исследуемых показателей было проведено вычисление ошибки средней арифметической величины m. Завершением статистической обработки показателей КПУ+кп и гигиенического индекса явилось определение достоверности различия между средними и относительными величинами — определение критерия t (коэффициента Стьюдента).
Этапы статистической обработки показателя КПУ+кп за 1998 г. (V — варианты, числовые значения признака; Р — частота признака, т. е. сумма вариант с данным значением признака; n — сумма всех частот (общее число вариант); А — условная средняя арифметическая).
 
V (КПУ+кп)
Р
а = V — А
аР= (V-А)хР
аaР= (V-А) (V-А)хР
0
3
— 6
— 18
108
1
4
— 5
— 20
100
2
15
— 4
— 60
240
3
15
-3
— 40
135
4
15
— 2
— 30
60
5
11
— 1
— 11
11
6
17
0
0
0
7
9
1
9
9
8
10
2
20
40
9
2
3
6
18
10
2
4
8
32
12
3
6
18
108
А=6
a1Р = n =106
 
a1аР = -118
a1аaР = 861
М = А+ a1аР : n = 6 + (- 118 : 106) = 6 — 1,11 = 4,89
По способу моментов:
 
Коэффициент вариации Cv = (G : М)х100% = (2,62 : 4,89)х100% = 53,5%.
 
Этапы статистической обработки показателя КПУ+кп за 1999 г.
 
 
V (КПУ+кп)
Р
а = V — А
аР= (V-А)хР
аaР= (V-А) (V-А)хР
0
2
— 5
— 10
50
1
3
— 4
— 12
42
2
15
— 3
— 45
135
3
14
-2
— 28
56
4
15
— 1
— 15
15
5
16
0
0
0
6
14
1
14
14
7
10
2
20
40
8
9
3
27
81
9
3
4
12
48
10
3
5
15
75
12
3
7
27
147
А=5
a1Р = n =106
 
a1аР = 5
a1aaР = 703
М = А+ a1аР : n = 5 + (5 : 106) = 5 + 0,04 = 5,04
По способу моментов:
 
Коэффициент вариации Cv = (G : М)х100% = (2,57 : 5,04)х100% = 50,99%.
t12= (М1 –М2)/ (m1*m1 – m2*m2) = (5,04 — 4,89)/ (0,26*0,26 + 0,25*0,25) = 0,15/ 0,13 = 0,15/0,36 = 0,41
 
 
Различие между средними и относительными показателями КПУ+кп недостоверно, так как t <= 2. Разность между средними показателями КПУ+кп в исследуемой группе превышает корень квадратный из суммы квадратов ошибок средних величин в 0,41 раза. Следовательно за период 1998 — 1999 гг. КПУ+кп значительно не изменился
Этапы статистической обработки показателя гигиенического индекса за 1998 г.
 
V ГИ
Р
а = V — А
аР= (V-А)хР
аaР= (V-А) (V-А)хР
1
68
0
0
0
2
13
1
13
13
3
20
2
40
80
4
5
3
15
45
А=1
a1Р = n =106
 
a1аР = 68
a1aaР = 142
М = А+ a1аР : n = 1 + (68 : 106) = 1 + 0,64 = 1,64
По способу моментов:
 
Коэффициент вариации Cv = (G : М)х100% = (0,94 : 1,64)х100% = 57,3%.
 
Этапы статистической обработки показателя гигиенического индекса за 1999 г.
 
 
V ГИ
Р
а = V — А
аР= (V-А)хР
аaР= (V-А) (V-А)хР
1
83
0
0
0
2
10
1
10
10
3
10
2
20
40
4
3
3
9
27
А=1
a1Р = n =106
 
a1аР = 39
a1aaР = 77
М = А+ a1аР : n = 1 + (39 : 106) = 1 + 0,37 = 1,37
 
По способу моментов:
 
Коэффициент вариации Cv = (G : М)х100% = (0,77 : 1,37)х100% = 56,2%.
 
 
t12= (М1 –М2)/ (m1*m1 – m2*m2) = (1,64 — 1,37)/ (0,09*0,09 + 0,07*0,07) = 0,27/ 0,013 = 0,27/0,11 = 2,5
 
 
Различие между средними и относительными показателями гигиенического индекса исследуемой группы школьников в 1998 и 1999 гг. достоверно: t*t*t 2. Разность между средними величинами гигиенического индекса превышает свою ошибку в 2,5 раза. Следовательно, с вероятностью (Р >> 95%) можно утверждать, что гигиенический индекс за период 1998 — 1999 гг. улучшился.
 
Проведенное исследование выявило, что не все дети регулярно чистили зубы, обычно 1 раз в день, утром. При чем на гигиену полости рта девочки обращали большее внимание, чем мальчики. После проведенного собеседования, обучения, контроля за качеством чистки зубов показатели гигиенического индекса имели тенденцию к улучшению с 1,64 + 0,09 до 1,37 + 0,07. Степень пораженности кариесом возросла с 4,89 + 0,25 до 5,04 + 0,26, т . е. на 0,15 + 0,05. Количество детей, регулярно ухаживающих за зубами увеличилось, хотя к концу 1999 г. количество детей, имеющих плохой показатель гигиенического индекса составляло все достаточно высокий процент (12,2%).
Для закрепления показателей гигиенического индекса зрительная мотивация должна ежегодно обогащаться и закрепляться с помощью демонстрации плакатов, слайдов, возможно видеофильмов, буклетов (6). Ребенок должен видеть, как чистит зубы родители, жизненная практика дает наибольший положительный результат. Следует помнить, что ребенок может забыть почистить зубы и этом случае зрительной мотивации помогает слуховая мотивация, ребенок должен систематически слышать о том, что зубы необходимо чистить. В связи с этим важно отметить результаты анкетирования родителей. Многие родители понимают важность гигиенических мероприятий в профилактике кариеса, важность препаратов фтора. В то же время имеющиеся знания не всегда применяются на практике (лишь 24,2% регулярно проверяют, как их ребенок чистит зубы). Из обследованной группы детей всего лишь 2,3% не имели кариеса, в то время как 35,5% родителей считали, что у их ребенка зубы не поражены кариесом. Этот факт коррелирует с тем обстоятельством, что 14,5% родителей не обследуют ребенка у стоматолога 2 раза в год. Родители не уделяют должного внимания гигиеническому уходу за полостью рта своих детей, чем подтверждается необходимость для эффективности санитарно-гигиенических мероприятий не только школьников, медицинских работников, педагогов, но и родителей. С этой целью необходимо проводить санитарно-просветительную работу в семьях. в рамках семейной диспансеризации (3).
Важно, чтобы в результате санитарно-просветительной работы школьники приобрели знания по физиологии и анатомии органов полости рта, о причинах и механизмах развития заболеваний, возможностях и методах профилактики.
 
Выводы
Учитывая, что целью санитарно-просветительной работы является воспитание у человека правильных убеждений, направленных на сохранение и поддержание своего здоровья, профилактику заболеваний, проведение уроков здоровья у школьников способствует формированию навыков гигиены полости рта.
Информационные уроки могут проводить учителя, врачи, психологи, студенты медицинских и педагогических вузов, а также с привлечением старшеклассников, обучающихся в медицинских или педагогических лицеях.
Важно использовать в методах санитарно-просветительной работы, направленной на формирование правильных навыков гигиены полости рта, демонстрационные материалы, касающиеся не только основных, но и вспомогательных средств гигиены.
 
 
1. Авраамова О.Г. Санитарно-гигиеническое воспитание и обучение населения в программах профилактики стоматологических заболеваний //Стоматология. — 1998. — Специальный выпуск. — С. 41.
2. Бокая В.Г. Самоконтролируемая гигиена полости рта в профилактике кариеса зубов и заболеваний пародонта //Стоматология. — 1998. — Специальный выпуск. — С. 41.
3. Железный П.А., Бородина Т.В. Семейный принцип диспансеризации в стоматологии //Методические рекомендации. — Новосибирск, 1995. — 17 с.
4. Иванов В.С., Вишнякова Г.И. Дороже жемчуга. — М.: Сов. Россия, 1987. — 80 с.
5. Киселева Е.Г., Котов Г.А., Попова Л.А. Комплексная информационно-обучающая программа профилактики стоматологических заболеваний в школе: “День профилактики стоматологических заболеваний” //Стоматология. — 1998. — Специальный выпуск. — С. 23 — 24.
6. Лукиных Л.М. Мотивированные формы гигиенического воспитания населения //Стоматология. — 1998. — Специальный выпуск. — С. 44 — 45.
7. Пахомов Г.Н., Дедян С.А. Как сохранить зубы здоровыми и красивыми. — М.: Медицина, 1987. — 80 с.
8.. Ситникова Л.Р., Кисилев Г.Ф., Мирошникова Н.А. Влияние применения жевательной резинки на заболеваемость органов полости рта у детей //Актуальные вопросы стоматологии детского возраста: Межвузовский сборник научных трудов, посвященный 15−летию кафедры детской стоматологии. — Кемерово, 1997. — С. 30 — 31.
9. Тушин Б.Г. Валеологические аспекты стоматологии //Актуальные вопросы стоматологии детского возраста: Межвузовский сборник научных трудов, посвященный 15−летию кафедры детской стоматологии. — Кемерово, 1997. — С. 37 — 38.
10. Улитовский С.Б. Жевательная резинка — вопрос остается открытым //Новое в стоматологии. — 1999. — № 5. — С. 19 — 24.
11. Улитовский С.Б. Эволюция зубной щетки //Новое в стоматологии. — !999. — № 9. — С. 30 34.
12. Федоров Ю.А., Дрожжина В.А., Абрамова Н.Е., Петрова А.Г., Якушенко В.Б. Опыт проведения сочетанной местной профилактики кариеса зубов у школьников //Стоматология. — 1998. -Специальный выпуск. — С 47.
 
Перечень основополагающих эволюционных изменений зубной щетки
за период с XL века до н. э. по XXI век н. э.
 
Эволюционные изменения зубной щетки
1
2
3
 
4
5
 
6
 
7
 
8
9
 
10
 
 
11
 
 
12
 
13
 
 
14
 
 
15
 
 
16
 
17
 
18
Появление первой «цивилизованной» зубной щетки в Древнем Египте в период 30 -20 вв. до н. э.
Средние века — появление деревянной зубной щетки с натуральной щетиной
XVI — XVII вв. н. э. — появление зубных щеток из различных материалов, которые пришли на смену дереву: железо, золото, серебро, кость, олово, свинец. Также используется натуральная щетина.
Конец XIX-начало ХХ вв. — формирование понятия пучка щетины зубной щетки. Используется натуральная щетина.
Начало XX в. — начинается использование пластмассы — как основы зубных щеток. Щетина натуральная, в основном свиная.
1938 г. компания Oral-B выпускает первую зубную щетку с синтетической нарезной щетиной. Во всех других щетках щетина натуральная.
30−е — 40−е гг. ХХ в. — появляются угловые зубные щетки. Щетина в основном натуральная, в искусственной — нарезная.
50−е — 60−е годы — устраняют острые травмоопасные углы на головке зубной щетки. Щетина в основном синтетическая нарезная, в некоторых странах еще преобладает натуральная.
50−е — 60−е годы — появляется и формируется понятие о степени жесткости искусственной щетины, в натуральной оно отсутствует, как таковое.
60−е — 70−е годы — щетка плоская, но более обтекаемые формы углов, краев, снижается травмоопасность.
60−е — 80−е годы — замена ячеистой кустопосадки щетины на линейную, преобладание искусственнной щетины.
70−е — 80−е годы — для снижения травмоопасности и абразивности щетины начинают закруглять и полировать кончик каждой отдельно взятой щетинки. Для натуральной щетины невозможно.
60−е- 80−е годы — появляются зубные щетки с различной величиной головки и размером щеточного поля.
80−е годы (середина) — пучки щетины делают из двуконцевых нитей с фиксацией их по центру металлической пластинкой.
60−е — 70−е — 80−е годы — появляются зубные щетки специального назначения. В них используется только искусственная щетина.
80−е годы (конец) — появляются индикаторные пучки щетины, характеризующие степень их износа.
90−е годы (начало) — более обтекаемые формы головок зубных щеток. Щетина — только искусственная(нарезная и с закругленными кончиками).
80−е — 90−е годы — начинают использовать резинопластик для впрессовывания в ручку и шейку щетки.
90−е годы — начало — появляются первые пародонтологические щетки Oral-B
90−е годы (середина) — зубные щетки приобретают объемность, щетина только искусственная.
90−е годы (середина) — появляется микротекстурная щетина (Oral-B). Работает вся поверхность щетины, рабочая площадь увеличивается с 97 А до 329 А.
90−е годы ХХ века (конец) — начинается изготовление зубных щеток с ручкой различного размера в соответствии и в зависимости от размера и формы кисти руки.
 
 

Поделиться:





Комментарии
Смотри также
02 октября 2002  |  12:10
Новое средство индивидуальной гигиены в ортодонтической практике
Предупреждение деминерализации эмали — одна из задач врача-ортодонта наряду с достижением максимального эстетического и функционального результата. Необходимым условием успешной профилактики является обучение пациента технике чистки зубов, а также приемам гигиенических мероприятий. Зубные щетки являются необходимым элементом в достижении максимального гигиенического эффекта.
13 августа 2002  |  15:08
Превращение русского зубного техника в американского (частная история). Часть 2
Предыдущая часть закончилась на том, что я приступила к изучению ортодонтии. С тех пор прошло 4 месяца, и я уже заканчиваю свое обучение в колледже. У меня осталось совсем мало времени на учебу, т. к. уже два месяца я работаю по специальности. Но обо всем по порядку.
22 июля 2002  |  15:07
Тюбик как фактор продаваемости зубных паст
Специалисты по маркетингу утверждают, что качественная упаковка - это половина успеха на рынке продаж. Эта формула эффективна для любого продукта, в том числе и для зубной пасты. Согласно исследованиям, более 30% человек при покупке зубной пасты больше всего внимания обращают на оформление тюбика.
10 июля 2002  |  00:07
Применение гомеопатических средств в стоматологии
В нашей стране и за рубежом важное место заняли исследования по разработке способов и средств, позволяющих предупредить возникновение и развитие кариеса и болезни пародонта. Одним из таких способов лечения является гомеопатия. Гомеопатия представляет собой особое направление медицины, отличающееся тем, что болезни лечатся средствами, способными вызвать подобное состояние болезни. Этот принцип подобия определяется формулой: “Similia similibus curentur” (подобное лечится подобным). Знание действия гомеопатических лекарств на человека позволяет врачу определять круг лиц, предрасположенных к заболеванию зубочелюстной системы.
04 июля 2002  |  00:07
Создание зубных паст. Научные и технические аспекты. Обзор основных компонентов.
Первичная функция зубной пасты – гигиеническая, для очистки и полировки зубов, в последнее время расширилась и уже не является просто средством доставки профилактических компонентов к поверхности зуба и тканям полости рта. В современных зубных пастах акцент перенесён, и сейчас формулируется как способ контроля кариеса и улучшения гигиены рта.