Сегодня 26 апреля 2024
Медикус в соцсетях
 
Задать вопрос

ЗАДАТЬ ВОПРОС РЕДАКТОРУ РАЗДЕЛА (ответ в течение нескольких дней)

Представьтесь:
E-mail:
Не публикуется
служит для обратной связи
Антиспам - не удалять!
Ваш вопрос:
Получать ответы и новости раздела
16 февраля 2004 12:53

«Профессиональная гигиена полости рта»

Данная процедура проводится специально подготовленным лицом – стоматологом, зубным врачом, медицинской сестрой стоматологического профиля, гигиенистом.
Профессиональная гигиена полости рта как первый этап массовой профилактики, начинается с урока, целью которого является обучение пациента основам тщательного ухода за полостью рта.
 
 
Используют набор диапозитивов, стенд с предметами и средствами гигиены полости рта, увеличенную модель челюстей с зубами, большую зубную щетку, обычное зеркало с ручкой, диагностические красители для выявления зубного налета, воспаления десен и очаговой деминерализации, зубные щетки, дополнительные предметы гигиены полости рта, инструменты для снятия минерализованного зубного налета и полировки поверхности зуба.
Урок профессиональной гигиены полости рта начинается с ознакомления с содержанием понятия «гигиена полости рта», с целями гигиенических и профилактических мероприятий
(микролекция).
 

Гигиена полости рта: этапы обучения гигиеническим процедурам

1. Определение стоматологического и гигиенического статуса

, оценке состояния зубов, десен, наличия патологических зубодесневых карманов, ортодонтических аномалий, неправильного положения складок и уздечек слизистой оболочки полости рта, потребности в ортопедическом лечении, состоянии слизистой оболочки полости рта, гигиенического статуса.
Обследуемый является активным участником указанной
диагностической процедуры. Держа в руках зеркало достаточных размеров, он видит проявления отклонений от нормы или патологии, на которые указывает медицинский работник.
 
Ему разъясняют значение обнаруженных изменений и их прогностический смысл. Заключительным этапом обследования полости рта является окрашивание вестибулярной поверхности зубов и края десен диагностическим раствором. При этом обращают внимание пациента на наличие окрашенного зубного налета, его локализацию, количество. Обследуемому объясняют, что зубной налет представляет опасность как для твердых тканей, так и для пародонта.

2. Проверка техники чистки зубов.

Обследуемому целесообразно принести из дома зубную щетку, которой он пользуется, для оценки степени её пригодности. Пригодность зубной щетки определяют по сохранности пучков щетины, их параллельности, сохранению чистящей поверхности.
Разрыхленная, потерявшая упругость щетина, нарушенная пучковость, гибкость волокон свидетельствует о необходимости замены зубной щетки.
 
Если зубная щетка в хорошем состоянии, то пациенту предлагают чистить зубы так, как он это делает обычно. Если зубная щетка не удовлетворяет требованиям, то медицинский работник подбирает другую.
После чистки зубов (длительность, интенсивность и метод обследуемый выбирает сам) медицинский работник еще раз окрашивает зубы диагностическим раствором и оценивает эффективность чистки. На оставшийся зубной налет обращают внимание пациента.

3. Демонстрация и коррекция техники чистки зубов.

На модели с помощью большой зубной щетки, а затем в полости рта медицинский работник демонстрирует приемы очищения окрашенных участков. Большинству лиц с незначительно выраженным кариесом, без выраженных зубодесневых карманов достаточно обычной чистки. Вертикальными подметающими движениями удаляют зубной налет с доступных участков апроксимальных поверхностей, стремясь максимально продвинуть кончики зубных щеток в межзубные промежутки, а в области шейки зубов чистят вибрирующими
возвратно-поступательными движениями (10−12 движений в каждом сегменте зубной дуги с наружной и внутренней сторон).
  
В заключение с целью массажа выполняют круговые движения. Следует помнить, что удаление зубного налета из фиссур на жевательных поверхностях моляров, премоляров и слепых ямок невозможно. Для полной очистки апроксимальных поверхностей зубов и межзубных промежутков следует рекомендовать зубные нити (флоссы).

4. Контроль эффективности улучшенной техники чистки зубов.

После демонстрации необходимых приемов чистки на модели и непосредственно во рту снова окрашивают диагностическим раствором поверхности зубов. Демонстрируют неокрашенные поверхности зубов.
 

5. Устранение минерализованного зубного налета (зубной камень).

 
Проводится аппаратурным методом (ультразвуковые приборы для снятия зубных отложений – производства компаний EMS, Parkell и др.) и инструментальным (специальные инструменты производятся компаниями LM-Instruments и другими). Для удаления зубного камня ручным методом, медицинский работник использует острые зубные экскаваторы (средние и большие), крючки для снятия зубного камня. Процедуру заканчивают полировкой поверхности зуба доступными способами (обработка специальными резиновыми чашечками, наполненными абразивной пастой). Полировку можно проводить с целью устранения экзогенных пигментаций, в том числе пигментированной пелликулы.
 

6. Выявление очагов деминерализации.

Такие очаги можно обнаружить на уроке гигиены полости рта. После тщательной чистки зубов, снятия минерализованного налета, полоскания, протирания ватным тампоном и высушивания струей теплого воздуха тщательно осматривают вестибулярные поверхности зубов. Это позволяет обнаружить участки подповерхностной или поверхностной очаговой деминерализации (белые пятна). Активность очаговой деминерализации можно определить путем окраски 2% водным раствором метиленового синего по методике Боровского, Леуса и Аксамит или методом электрометрии зубов.
  
Описанная методика оценки стоматологического статуса и состояния гигиены полости рта делает обследуемого полноправным участником, активным помощником врача в этой важной профилактической работе. Учитывая культурный уровень, социальное положение и профессию пациента, медицинский работник убеждает его в необходимости тщательного соблюдения всех рекомендаций. Для закрепления навыков по гигиене полости рта, коррекции техники чистки зубов обследуемого приглашают снова прийти через неделю, затем через месяц. В дальнейшем каждые полгода необходимо контролировать гигиеническое состояние полости рта.
Уроки профессиональной гигиены необходимы в разные возрастные периоды – в дошкольном (вместе с родителями), младшем школьном, а также в среднем и старшем возрастах. Особое внимание следует уделять лицам с активным кариесом зубов и заболеваниями пародонта. В связи со значительным объемом работы медицинского персонала надо шире проводить санитарную пропаганду, привлекать воспитателей и педагогов к контролю чистки зубов. Уроки профессиональной гигиены, проводимые в небольших группах несколькими медицинскими работниками, резко повышают эффективность работы.
 
 
Источник:
«Справочник по стоматологии»
под редакцией члена-корреспондента РАМН профессора В.М. Безрукова.
Москва, Медицина, 1998,стр. 477−479
 

Поделиться:





Комментарии
Смотри также
20 февраля 2004  |  14:02
Как правильно чистить зубы электрической щеткой?
Многие пациенты интересуются - какая зубная щётка лучше: электрическая или обыкновенная? ...И, наконец, самый частый вопрос: как правильно чистить зубы электрической щеткой?
09 февраля 2004  |  13:02
Сахар и искусственные подсластители
Для большинства людей слово "сахар" означает столовый сахар - сахарозу. А вообще существует много разновидностей сахаров различной степени сладости...
06 февраля 2004  |  13:02
Где моя улыбка?
На приеме у стоматолога говорится немало слов о профилактике кариеса и заболеваний полости рта. А вы не послушались? Вы ждете, когда его величество пародонтит со своей свитой в виде бактерий-возбудителей, в компании с «кариозными монстрами» подступают к нам ближе и ближе? И когда на зубной щетке появятся «кровавые следы» ослабленных десен, а зубы начинут беспокоить? Вам бы прочитать эту статью!
26 января 2004  |  20:01
Красота требует здоровых зубов
О зубах, кажется, уже все всем давно известно. Но постоянно возникают новые версии старых постулатов. В результате появляются сомнения: сколько раз в день чистить зубы, стоит ли делать отбеливание, какую выбрать зубную пасту и тому подобное... Так что же нужно делать, а что нет?
20 ноября 2003  |  13:11
Низкоабразивная зубная паста «Антивозрастная». Как правильно выбрать?
Известно, что профилактика любого заболевания намного эффективнее и дешевле лечения. Это в полной мере относится и к зубам. В определенные возрастные периоды зубы человека особенно восприимчивы к действию неблагоприятных факторов.