От Гиппократа до Пирогова. Всемирная история медицинского образования
Как только древний человек осознал, что подвержен болезням, он задумался над тем, как избавиться от недугов. Наблюдая за течением заболевания и открывая лечебные свойства растений и минералов, люди понемногу стали накапливать первые медицинские знания. Часто вместе со смертью знахаря терялись и его умения. Рано или поздно такая ситуация должна была привести человека к мысли о том, что полезными знаниями важно поделиться с другими. Так человечество подошло к началу формирования медицинского образования, которое, как свидетельствуют ученые, зародилось в глубокой древности и претерпело множество различных изменений.
Из глубины веков
Первые сведения о централизованном обучении медицинским премудростям мы находим в письменных источниках Месопотамии, созданных более четырех тысяч лет назад. Врачеванием там занимались храмовые жрецы, однако, согласно кодексу Хаммурапи, уже тогда функционировали и общественные медицинские школы. В Древнем Египте врачебному делу обучали прямо в храмах: жрецы записывали рецепты и руководства по излечению от болезней, а также демонстрировали ученикам методы лечения непосредственно на больных. Позже крупные медицинские школы были отрыты в египетских городах Мемфисе и Фивах.
В Индии имелось особое сословие, состоящее из врачей. Во время подготовки к профессиональной практике они тренировались во владении ланцетом на растениях и трупах животных. В Китае за три тысячи лет до нашей эры уже существовали медицинские пособия и учебники. А древние японцы могли получить звание врача только после семилетнего обучения и успешного прохождения государственного экзамена.
Клятва Гиппократа
И сама медицина, и обучение этой дисциплине расцвели во времена античности. Связано это с именем греческого врача Гиппократа, который превратил лекарское дело в серьезную науку. Со времен этого выдающегося ученого, те, кто желал выучиться на врача, приносили клятву использовать полученные знания на благо страждущих. По легенде изначально она произносилась из уст в уста потомками Асклепия – смертного, ставшего богом врачевания и медицины, но получила распространение после того, как была письменно зафиксирована Гиппократом. В ту пору обучение стало носить наглядный характер, поскольку занятия зачастую проходили в больницах – асклепиях.
В древнем Риме первыми
От Средневековья к Новому времени
В Средние века оплотом научного знания в Европе стали монастыри. Неудивительно, что и медицинские знания начали преподавать в школах, которые существовали при монастырях и соборах. Светское медицинское образование на рубеже первого и второго тысячелетий нашей эры можно было получить только в Италии – в Салернской медицинской школе. Обучаться туда приезжали люди из разных стран. А поучиться было чему: преподаватели школы в Салерно объединяли теорию с практикой, то есть не только читали лекции, но и давали практические занятия в госпиталях.
В XII веке открылись первые европейские университеты – во Франции (в Париже и Монпелье), Англии (в Оксфорде) и Италии (в Болонье). Сперва в этих учебных заведениях медицина преподавалась как часть физических наук, а те в свою очередь входили в общий курс философии. Лекции велись на латыни и состояли в том, что профессор зачитывал студентам сочинения древних авторов, сопровождая процесс замечаниями из собственной практики.
Новые веяния принесла эпоха Возрождения. После долгих религиозных споров
студенты и врачи
XIX век ознаменовался значительными достижениями в области естествознания и науки о человеке, что не могло не сказаться на медицинском образовании. Обилие разнообразного теоретического материала сделало необходимым разделение медицинских факультетов на самостоятельные кафедры, посвященные отдельным аспектам врачебной практики. Постепенно обучение становилось все более похожим на современную организацию медицинского образования.
Медицинское образование в Российской империи
Как же обстояли дела с изучением медицины в нашей стране? Вплоть до XVII
века врачей для царского двора и родовитых бояр выписывали
При Елизавете Петровне в России уже насчитывалась не одна, а несколько
медицинских школ, обучение в которых подверглось заметному реформированию.
Молодых врачей начали систематически отправлялись за границу для повышения
собственной квалификации. Кроме того, острая нехватка врачей привела
императрицу к решению об открытии первого в стране медицинского факультета в
Московском университете. В конце XVIII столетия были открыты две
Медицинский факультет Московского университета